ВЕРТОГРАД


Протоиерей Константин Гипп

ГРЕХ – БОЛЕЗНЬ ИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ?

Что такое грех?

Сегодня человек очень много слышит о грехе, но почти ничего о нём не знает. Современная массовая культура так часто использует это слово не по назначению, что оно постепенно лишается своего истинного содержания. В супермаркете симпатичная девушка в форменном наряде предлагает продегустировать вино «Исповедь грешницы». Мужественный профиль Брюса Уиллиса на огромных щитах рекламирует блокбастер «Город грехов». А в эфире FM-радиостанций уже лет десять гоняют шлягеры с названиями «Грешной души печаль», «Грешный ангел» и т.п. В результате массовым сознанием грех сегодня воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, что очень хочется совершить, хотя по непонятным причинам это очень не нравится Богу и поэтому Он сурово наказывает тех, кто всё же на это отваживается.

И здесь нужно сказать, что неправильно понимая слово «грех», невозможно правильно понять христианство вообще. Наверное, проще всего рассмотреть учение Церкви о грехе на фоне нескольких устоявшихся в общественном сознании заблуждений.

Что случилось в райском саду?

Одно из самых распространённых заблуждений относится к грехопадению первых людей – Адама и Евы. У невоцерковлённых людей существует довольно вульгарное мнение, что смысл грехопадения таков: Адам и Ева, наевшись яблок (почему-то запрещённых к употреблению) спрятались в кустах и впервые предались там плотской любви. За что и были с позором изгнаны из Рая. Таким образом, всё, что связано с интимной жизнью человека, якобы греховно.

Человеку, который хотя бы однажды держал в руках Библию, подобный бред никогда не пришёл бы в голову. Потому что на первых же её страницах ясно написано: Адам познал свою жену уже после изгнания из рая, а следовательно – после грехопадения, которое, таким образом, ну никак не могло заключаться в плотском соитии первых людей. Более того, апостол Павел прямо пишет, что «брак – честен, и ложе – нескверно есть…». А Церковь уже в середине III века выразила своё отношение к половой жизни в браке, определив в первом правиле Гангрского Собора: «Аще кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается или порицает оную, яко не могущую внити в Царствие: да будет под клятвою (т.е. отлучён)».

Так что же такое грехопадение с христианской точки зрения? Церковь утверждает, что нарушение первыми людьми заповеди Божией – это не просто личный поступок, имевший для них печальные последствия. В христианском вероучении грехопадение рассматривается как глобальная катастрофа, которая поразила Адама и Еву, всё их потомство и весь сотворённый мир на много тысячелетий вперёд. По церковному преданию, Бог сотворил человека, вложив в его естество начатки всего, что было сотворено Им ранее. Человек стал венцом творения, потому что всё творение было в нём представлено и он обладал такой полнотой ведения о мире, которую современным учёным невозможно даже вообразить. При этом Бог, создавая человека по образу и подобию Своему, вложил в него духовное начало. Человек – единственное духовно-телесное существо во Вселенной, и в этой двойственности своего естества – уникален. По Божественному замыслу он должен был объединять в себе мир телесный с миром духовным. Предстоя Богу от лица всего материального мира, он господствовал над этим миром, неся в себе Божественное начало. Адам был царём мира по самой своей природе. Через него всё творение было призвано иметь радость бытия в любви и единении со своим Создателем.

Вот это единство взаимной любви и было разрушено в грехопадении. Нарушив по подсказке сатаны заповедь о невкушении плодов с древа познания добра и зла, человек, по сути, совершил предательство по отношению к Богу. Он переступил некую грань в отношении к своему Создателю. И для любви за этой гранью места уже не было. Человек как бы сказал Богу: Ты говоришь, «не вкушай этих плодов, потому что умрёшь»? Я Тебе не верю. Сатана говорит, что, вкусив их, я стану во всём равен Тебе. А значит, смогу жить без Тебя.

Это душевное устроение и оказалось тем страшным результатом нарушения заповеди, о котором Бог предупреждал человека. Стремление к бытию без Бога глубоко вошло в человеческую природу. Трагедия грехопадения заключалась в том, что человек был задуман Богом как помощник и в общую картину мироздания он был вписан как наместник Бога на земле. Отпав от Творца, он, конечно же, не стал равным Творцу. А вот царственное предназначение своё утратил. Когда вместо воли Божией человек начал исполнять свою волю, сотворённый мир просто перестал его воспринимать. И из царя природы человек превратился всего лишь в её часть, подчинив себя общим законам материального мира. Но и это не было самым страшным. Гораздо трагичнее было то, что, послушав однажды совет диавола, человек, в сущности, исполнил его желание. Иначе говоря, пожелав обрести независимость от Бога, он тут же начал исполнять волю сатаны. И, искусно управляя желаниями человека, сатана получил власть и над материальным миром. Поэтому Христос в Евангелии и называет сатану «князем мира сего». Эта власть, конечно же, не является абсолютной, она ограничена Божиим Промышлением о мире и значительно уменьшившимися возможностями человека в его падшем состоянии. Но суть от этого не меняется – своё царское предназначение человек уступил сатане. Это и было тем трагическим для всей Вселенной результатом грехопадения человека, о котором Библия рассказывает такими простыми словами.

Болезнь и Врач

Но возникает вопрос: а почему все многочисленные поколения потомков Адама и Евы должны нести ответственность за грехопадение прародителей? Ведь их дети, внуки, правнуки и уж тем более такие отдалённые потомки, как мы, не виновны в том, что первые люди нарушили заповедь. Почему же мы рождаемся и живём в мире, который по-прежнему находится во власти греха и наполнен жестокостью, ненавистью и страданиями? Получается, Бог наказывает детей за грехи родителей? Но в таком случае, это, наверное, очень жестокий и несправедливый Бог!

Примерно так выглядит ещё одно распространённое заблуждение, связанное с темой греха. Оно вызвано специфическим пониманием проблемы, которая в богословии называется юридическим методом. Суть его заключается в том, что грех рассматривается как преступление, Бог – как судья, причём очень строгий, а человек – как преступник, который обязательно должен понести тяжёлое наказание. Это понимание греха характерно для католического и протестантского богословия. Не вдаваясь в его подробности, нужно просто отметить: в таком богословии предполагается, что в Адаме лично согрешили все последующие поколения людей, не исключая и нас с вами. И не ищите здесь не только любви, но и элементарной справедливости.

Православное же богословие использует совершенно иные категории. Для него грех – это смертельное заболевание, человек – тяжелобольной пациент, а Бог – любящий Врач. И это не просто образ, использованный каким-то автором с художественной целью. Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех как болезнь души. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвословиях, и самые известные из них – в чине исповеди. Человеку, исповедающему свои грехи, говорится: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Да и само греческое слово «амартиа», переводящееся как «грех», имеет ещё несколько значений, одно из которых – болезнь.

При таком определении греха легко понять, почему потомки страдают из-за грехопадения прародителей. Сегодня всем известно, что целый ряд серьёзных заболеваний передаётся по наследству. Никого не удивляет, что дети алкоголиков, например, могут иметь наследственную предрасположенность к алкоголизму, не говоря уже о целом букете сопутствующих заболеваний. И если грех – это болезнь, он вполне может передаваться по наследству.

В русской литературе есть стихотворение, очень точно описывающее действие греха на человеческую природу. Это стихотворение Зинаиды Гиппиус, которое так и называется: «Грех».


И мы простим, и Бог простит.
Мы жаждем мести от незнанья.
Но злое дело – воздаянье
Само в себе, таясь, таит.

И путь наш чист, и долг наш прост:
Не надо мстить, не нам отмщенье.
Змея сама, свернувши звенья,
В свой собственный вопьётся хвост.

И мы простим, и Бог простит.
Но грех прощения не знает,
Он для себя себя хранит,
Своею кровью кровь смывает,
Себя вовеки не прощает –
Хоть мы простим и Бог простит...

Вопрос о жестоком наказании за грех, таким образом, попросту отпадает как очевидная бессмыслица. Больного и страдающего человека не нужно наказывать, он сам себя уже наказал. Его нужно лечить. Поэтому Бог в православном богословии не судья и уж никак не палач, приводящий приговор в исполнение. Христос – это Врач, пришедший исцелить сотворенное Им человечество, страдающее от смертельного заболевания. В утреннем правиле есть чудная молитва к Божией Матери, где так и говорится: «...Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти».

Смертоносный промах

У святых отцов есть разделение греха на три категории: первородный, родовой и личный. Первородный и родовой грех – это, скорее, греховное поражение человеческой природы. И только личный грех подразумевает персональную ответственность человека за содеянное. Об этом стоит поговорить подробнее.

Если мы попытаемся определить сущность греха, то с удивлением обнаружим, что у греха нет сущности. Само зло в православном вероучении несубстанционально, оно паразитирует на добре, искажая его сущность. Так, образование ржавчины возможно лишь при наличии железа. Болезнь возможна лишь при наличии здоровья. А грех паразитирует на здоровых импульсах человеческой природы. Все наши влечения (включая сексуальные и прочие физиологические потребности), с точки зрения православной аскетики, нужны, добры и заложены в нас Господом. А грех рождается как не вовремя и невпопад реализованный добрый импульс. Простой пример: человек хочет есть. Вполне естественная потребность. Но можно просто пожарить себе яичницу, а можно отобрать завтрак у первоклассника. Можно утолить свой голод, а можно объесться и умереть от заворота кишок. Так что грех рождается не в богоданной природе человека, а в тумане его личного выбора, как неверно выбранное направление действия воли.

Как мы уже говорили, греческое слово «амартиа», обозначающее грех, имеет несколько значений. А буквально оно переводится как «промах». Промахивается же человек оттого, что стреляет не в ту цель. Эти промахи ранят прежде всего самого человека и в конце концов – убивают его.

Во второй половине XX века, когда наука начала активно изучать деятельность мозга высших животных, физиологами был поставлен любопытный эксперимент. В мозгу крысы были найдены нервные центры, формирующие импульсы удовольствия. В эти центры были вживлены электроды, а крысу научили нажимать мордочкой на педаль, которая включала слабый ток. Учёные собирались исследовать поведение крысы после того, как она научится получать удовольствие в обход законов своей крысиной природы. Но их ожидало разочарование. Крыса жала на педаль до тех пор, пока не сдохла от жажды и голода. Удовольствие победило даже страх смерти. Наверное, так умирают люди, имевшие несчастье пристраститься к тяжёлым наркотикам…

Замечательный английский писатель-христианин Клайв Льюис в «Хрониках Нарнии» писал: «Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этому рад». Бог создал человека с волей, свободной в выборе добра и зла. И никогда не отнимал у него этой свободы. Всю человеческую жизнь Бог терпеливо ждёт, когда человеку надоест калечить себя грехами. И если он поймёт, что смертельно болен, и обратится к Богу за помощью, Господь с радостью исцелит раны, которые тот сам себе наносил всю жизнь. А если посчитает себя здоровым, то просто убьёт себя собственными грехами. Даже Бог не может спасти нас вопреки нашей воле…

И на рекламных щитах рядом со словом «грех» вместо героического профиля Брюса Уиллиса правильнее было бы изобразить совсем другой портрет. Символ греха – это мёртвая крыса, уткнувшаяся мордочкой в заветную педаль…

Источник: azbyka.ru

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга