ВЕРТОГРАД

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ

Что такое помянник и церковная записка

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «Об упокоении», – это сравнительно недавнее явление.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник – особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подаётся во время богослужения для поминовения. Книжки помянников можно приобрести в храмах.

Помянник – это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина. Помянники хранят около домашних икон.

Церковная записка, в сущности, – разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, со множеством имён, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имён живых и усопших для их поминовения.

Кого поминать в записках

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещён в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами, – «О ЗДРАВИИ».

Понятие «здравие» включает в себя не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения, сделал так, чтобы наш недоброжелатель стал пребывать в гармонии с Богом.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других. На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только России, но и каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним – поставленного от Бога духовного владыку. Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4).

Затем пишется имя вашего духовного отца – священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13, 7).

Затем пишут имена родителей, своё имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).

За своей семьёй и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа.

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, – «ОБ УПОКОЕНИИ».

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие сродники, а имён многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее одну Главу – Господа Иисуса Христа.

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них.

Заказная записка

В некоторых храмах, кроме обычных записок о здравии и об упокоении, принимают заказные записки.

ЗАКАЗНАЯ ОБЕДНЯ О ЗДРАВИИ С МОЛЕБНОМ отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектении, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.

Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке – после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на ЗАКАЗНОЙ ОБЕДНЕ ОБ УПОКОЕНИИ С ПАНИХИДОЙ – и здесь после изъятия частиц с называнием имён усопших диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена повторяет перед алтарём священнослужитель, а после окончания литургии усопшие поминаются ещё на панихиде.

СОРОКОУСТ – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.

«Сорокоусты, – пишет св. Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознёсся в сретение (то есть навстречу. – Ред.) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».

Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

МОЛЕБЕН – это особое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после неё, а также после утрени и вечерни.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т.д.

Другие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.

Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или об упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы молебен с водосвятием – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздаётся верующим, – или же обычный, без водосвятия.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.

В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.

Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в ней, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.

По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения – троекратное «Господи, помилуй!»

В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже...»

Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (причте церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве...

Церковь молится «о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих, братии и прихожан святого храма сего».

В последнем прошении сугубой ектении диакон усиленно призывает помолиться «о плодоносящих и добродеющих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великие и богатые милости».

«Плодоносящие и добродеющие» – это верующие, которые приносят в храм всё необходимое для богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нём.

В определённые дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших.

Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.

Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.

Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектении идёт ещё с древних, апостольских времён – «диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших». Диптихи – это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой – усопших.

Памятка желающему подать записку

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чьё имя вы вписываете, – это уже молитва.

3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имён. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.

4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

Первыми указываются имена архиереев и иереев, причём указывается их сан – например: о здравии епископа Владимира, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите своё имя, имена своих родных и близких.

То же относится и к запискам «Об упокоении» – например: митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.

6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).

7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

8. Ребёнок до 7 лет в записке упоминается как младенец – «младенца Иоанна».

9. Если хотите, в записках «О здравии» перед именем можно уточнить: «болящего», «воина», «путешествующего», «заключённого». Не пишут в записках: «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».

10. В записках «Об упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «Об упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (поминаемый в день смерти, день именин усопшего).

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

По изданию Сретенского монастыря, 1997 г.

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга