ЖИВОЕ СЛОВО РАЙ И АД
Протоиерей Сергий Гомаюнов (г. Вятка (Киров)): – Честно скажу, ни разу ни один ребёнок меня не спросил об этом, и это меня беспокоит. Что же всё-таки ему ответить, если вопрос прозвучит? В старших классах нашей Вятской православной гимназии мы с ребятами обсуждаем, что такое рай и ад, читаем вторую книгу Бытия, где говорится о том, как жили наши прародители до грехопадения. И через это узнаём не только о том рае на земле, который был и которого нет, но и то, что рай – это состояние человеческой души, источник счастья, а определяется оно послушанием Богу. Мы не только имеем начатки ада и рая в своей душе, но опытно постигаем уже в земной жизни, что они собой представляют. Пребывающий в послушании испытывает блаженство, которое невозможно ни с чем сравнить; ни одна сладость, ни одно развлечение не могут дать нам того счастья, того мира в душе, которые мы испытываем при богообщении. А начаток ада – жизнь по страстям, по грехам, которая наполняет пустотой, разочарованием, мучениями, страданиями, потерей смысла жизни, страшным одиночеством. Это настолько невыносимо, что человек, оказавшись в таком состоянии, хочет покончить с собой. Говоря о рае и аде, мы обсуждаем не столько посмертное состояние души человека, о котором нам мало известно, – мы выбираем не между идеями, но между опытно постигнутой радостью рая и опытно прочувствованной горечью ада. Чем меньше ребёнок, тем образней ему нужно об этом рассказать. Лучше всего пересказать свидетельства о рае и аде, оставленные нашими святыми. Ответ ни в коем случае не должен быть теоретическим. Теорию дети не воспринимают. Например, если прочитаешь ребёнку что-то из Евангелия, обязательно нужно сопроводить это рассказом из жизни какого-то человека. Когда учителя расспрашивают ребят, что они усвоили из проповеди отца Сергия, то есть меня, оказывается, что дети прочно запоминают Священное Писание, когда евангельский смысл преломился в действиях конкретных людей, в конкретной ситуации. Про рай я бы рассказал, опираясь на житие святого Андрея, Христа ради юродивого, как он был в райском саду, видел и ощущал то, что составляет суть райской жизни. Что касается ада, то о нём лучше всего рассказать, опираясь на притчу о Лазаре и богаче. Акцент при этом нужно делать не на том, почему одни идут после смерти туда, а другие – сюда, а нужно попытаться вместе с детьми понять, почему одни люди выбирают путь, который ведёт их в Царствие Небесное, а другие идут к погибели. Тем, кто отказался от Бога, рай не нужен, он для них невыносим. Вот этот вопрос выбора по-настоящему важен, дать понятие о нём – цель воспитания. Игумен Рафаил (Беловолов) (г. Воркута, Республика Коми): – Ребёнку нужно объяснять на понятных примерах. Сказать, например: «Помнишь, твоя добрая бабушка умерла, которая так тебя любила? Тебе было грустно, когда её не стало. Но там, у Бога, все живы, и вы ещё встретитесь, если ты будешь этого достоин!» Мы очень мало знаем о посмертной участи человека. Апостол Павел говорил: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим» (1 Кор. 2, 9). И ещё он свидетельствовал: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12, 2-5). Так же и большинство из нас не может похвалиться, что имеет ясное представление о том, что нас ждёт за гробом. Но выдумывать на этот счёт ничего не стоит, нужно быть очень деликатным в этом вопросе. Вот некоторые рассказывают о сковородках, на которых жарятся грешники, а дети слышат и начинают думать, что христианское учение состоит из подобных сказочек. Допускается и другая ошибка. Одна мать всё время пугала сына адом, говорила, что если он не будет её слушаться, плохо будет учиться, то попадёт в ад; если будет редко ходить в храм, то гореть ему в геенне, и так далее. В конце концов сын ответил: «Мама, какой мне смысл ходить в храм, если я всё равно попаду в ад?» Что Господь сказал разбойнику? Обнадёжил, утешил, обрадовал. Не запугивать нужно ребёнка, а так его направить, чтобы он сам стремился к радости, к раю. Царство Небесное начинается на земле. И ад тоже. Нередко ребёнок даже из православной семьи видит споры, скандалы родителей, и это умерщвляет в нём веру. И совсем другое дело, когда в семье царит любовь, когда дети видят воочию частицу рая и начинают стремиться к тому, чтобы обрести его во всей полноте. Недаром семью называют иногда таинством рая. Протоиерей Василий Вольский (г. Полярные Зори, Мурманская обл.): – При объяснении нужно избегать фантазий, например, средневековых латинских представлений об аде, когда грубо-материально изображались мучения. Кто-то сказал, что ад и муки каждый представляет как желает, но каковы они есть, никто не знает. В Священном Писании сказано, что там царят плач и скрежет зубовный. Одного этого достаточно для понимания, что ад – не то место, где нам хотелось бы провести вечность. В разговоре с ребёнком можно несколько более образно сказать, что это такое место, где, наверное, очень холодно и темно, но самое страшное – тебя там никто не будет любить, там нет любви, и длиться это будет бесконечно. Рай же – место, где царит радость. И здесь можно спросить ребёнка, какие самые приятные, чудесные места он знал в своей жизни. Сказать, например: «Вот мы на природу в лес ездили, помнишь, как там было красиво, как нам было там хорошо? Так вот вся эта красота, эти счастливые минуты – лишь напоминание о рае, лишь отблеск той красоты, что нас ждёт в Царстве Небесном. В последнее время читаю творения святого Иоанна Златоуста. Говорится у него и о нашей загробной участи. Что если бы не было геенны, мы были бы хуже и вряд ли бы совершили что доброе. Увы, так устроен человек – нередко именно страх перед адом в душе и адом за гробом заставляет его творить добрые дела, мешает творить злые. Некоторые, впрочем, настолько привыкли жить в духовных потёмках, что иного существования не представляют. Ко мне иногда приходят, просят отпеть человека, который всю жизнь был враждебен Церкви. Но зачем устраивать этот театр? Ведь это лицемерие – в чине отпевания мы молим Бога о том, что, если кто не сотворил добрых дел, Господи, вмени ему то, что он до последнего веровал, называем усопших христолюбцами. Но если покойный ни во что не веровал, чем ему поможешь? Да, нужно молиться и за таких, но отпевать их как христолюбцев – это просто обман. И на вопрос, почему Господь всех подряд не пускает в Царство Небесное, ответ очень прост. Господь никому не воспрещает приходить к Нему, но для богоборца рай будет адом. Здесь он и пяти минут за всю жизнь не нашёл на то, чтобы воздать хвалу Господу, как же он станет прославлять Бога в раю, вместе с ангелами? Насильно ведь никто заставлять не станет. Кто в этом мире был живым мертвецом, тот и в загробном им останется. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл это состояние отсутствием жизни при сохранении жизни. А профессор Алексей Ильич Осипов описывает ситуацию, когда простой сельский учитель спас богатого человека. Тот замерзал где-то в пустынной местности, а учитель его обнаружил, помог. И когда спасённый позвал его на пир в честь случившегося, учитель страшно растерялся за столом. Он не умел пользоваться столовыми приборами, а потом и вовсе выпил воду из сосуда, предназначенного для мытья рук. И конечно, чувствовал себя за столом ужасно. Но кто знает – может быть, столь же ужасно почувствует себя в Царстве Небесном этот богач, если он привык повелевать, а не пребывать в послушании, если царство мира его полностью удовлетворяло и ничего другого ему не нужно. Хорошо в раю будет только любящим Бога, потому что они обретут Того, Кого всю жизнь искали. Иные же, как преподобный Серафим Саровский, уже в этой жизни становятся гражданами Царства Небесного. | |