МРЕЖА ТАК ПО ЛЮБВИ ИЛИ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ?Неожиданная дискуссия по поводу прочитанного В № 620 «Веры» мы печатали рассказ Вероники Горпенюк «По благословению или по любви?..» В нём наш автор поведала историю о девушке, которая готовилась выйти замуж. Было Наташе уже под 30 лет, себя она считала не особо красивой, но все бабушки на приходе прочили девушке знатного жениха. И такой появился – только что после армии, сажень в плечах. А главное – православный, в алтаре батюшке помогает. Желая найти «добропорядочную и верующую» жену, Николай сделал предложение Наталье, но та засомневалась, не чувствуя к нему любви, и спросила совета у настоятеля. Батюшка ответил, что сам он женился, потому что без этого его не рукополагали. А его любовь к матушке проявилась позже, в браке... Всё ещё сомневаясь, Наташа спросила жениха, любит ли он её. Тот ответил: «Ты мне очень нравишься, Ташенька, чувствую, жена из тебя получится хорошая». За неделю до свадьбы девушка встала на молитву перед иконой Божией Матери... Словно извне явилась мысль: «Разве ты не слышишь ответа на свою молитву?» В общем, отказала девушка нелюбимому человеку, несмотря на уговоры близких людей и одобрение священника. А через два года материнскими молитвами встретила она того единственного, кого смогла полюбить. Такая незатейливая вроде бы история. Этот рассказ перепечатали из нашей газеты несколько интернет-изданий. И что удивительно, вокруг него развернулась продолжительная и весьма эмоциональная дискуссия. Думается, нашему читателю будет интересно узнать разные точки зрения – как бы в продолжение рассказа. Перед вами фрагмент обсуждения на страницах Православие.ru.
Мариника: Чудесный рассказ! Духовное духовным, а плотское ещё никто не отменял. Если нет влечения – духовного, душевного и телесного, – бегите от такого жениха (невесты) подальше. Не оглядываясь! Фотиния: Господи, как близко-то всё... Всё так... Артём: «Всегда права любовь! И далеко не ангел я, но мне нужна твоя любовь!» – как, при живом муже, поёт поп-звезда Оксана Фёдорова в дуэте с Николаем Басковым. Такие времена... А я вот думаю: как жил с женой, скажем, святой праведный Иоанн Кронштадтский? Равно как и большинство семей в прошлые века, которые создавались по воле родителей молодых? Что делать с этими семьями? Признать их неправильными? И при чём здесь «жить без любви»? Любить мужей (жён) обязал нас Апостол (Еф. 5, 25), и без всяких «или». Ведь и отец Паисий Святогорец указывал: «Чтобы прожить в согласии, они должны прежде всего положить в основание жизни любовь – ту драгоценную любовь, которая заключается в духовном благородстве, в жертвенности, а не любовь ложную, мирскую, плотскую». Анна: Очень правильный рассказ. Мало благословения, должны быть и чувства. Я это знаю очень хорошо. Теперь вот понимаю, что не люблю мужа так, как он того заслуживает, и поделать ничего не могу. Много переживаний из-за этого, раздоров. Только и остаётся молиться и радоваться, что есть семья, детки. Только силёнок бы побольше, чтоб сохранить, а не разрушить... А Ташенька молодец!!! Александр: Страшный рассказ. Очень страшный. Вот логичное продолжение истории: «Года через два Ташенька стала замечать, что чувства к любимому человеку, вымоленному материнскими молитвами, стали охладевать, и оттого на душе становилось всё тяжелее. В это время в храм стал часто заходить высокий, статный молодой человек. Однажды, когда Ташенька несла послушание за свечным ящиком, они разговорились. Прошёл месяц. Душевные страдания всё больше мучили Ташеньку. Единственным утешением для неё были беседы с новым знакомым, который теперь часто появлялся в храме. Однажды вечером Ташенька читала своё вечернее правило, все её мысли были там – возле свечного ящика, где она сегодня снова разговаривала с молодым человеком. Закончив молитвы, Ташенька со слезами опустилась на колени перед иконами и вдруг почувствовала дивное благоухание. Она подняла голову. Перед ней стоял юноша в блистающих одеждах. “Молитва твоя, Ташенька, услышана, – сказал он. – Благословляю тебя на развод, а духовника своего не слушай – он фундаменталист, религиозный фанатик и вообще в прелести. Разве ты не слышишь ответ в твоей душе? Вот и поступай всегда так, как тебе душа твоя подсказывает”. Через два года молодой иерей Николай, окормлявший по архиерейскому благословению душевнобольных, зашёл со Святыми Дарами в палату и заметил молодую женщину, сидевшую на койке и смотревшую куда-то в стену. Раньше он её здесь не видел, но она почему-то показалась ему знакомой. После причастия больная перестала трястись, впервые за несколько месяцев на её лице отразилась улыбка. “Ты, Ташенька, не бойся. Господь и здесь не оставит”, – сказал отец Николай, благословил её и тихо вышел из палаты». Вероника: Здравствуйте, я – автор рассказа. В основе его – реальная история, это не сказка. Из всех откликов в Интернете мне понравился отзыв протоиерея Василия Мазура, он, как мне кажется, хорошо отражает суть проблемы: «Жить по благословению без любви? По благословению жить без любви нельзя, ибо Господь благ по Своему естеству. А по настоянию духовно неопытного священника может получиться и жизнь в браке без любви. К сожалению, часто слова “благословение священника” понимаются людьми неправильно». Александр: Вероника, поверьте, не хотел вас обидеть. Моё «продолжение» тоже основано на реальных событиях. Это и опыт моих знакомых, и опыт, изложенный в житиях святых. Объясню подробно. Ташенька делает несколько очень опасных ошибок. 1) Путает любовь и «чувства», что не одно и то же. 2) Не желает просить у Бога любви, надеясь найти её в чувствах. 3) Доверяет «видениям», посещающим её во время молитвы. То, что любовь и «чувства» – не одно и то же, надеюсь, понятно, ибо Господь заповедал любить даже тех, кто доставляет «неприятности». Любовь – состояние духовное, чувства – проявление душевное. Вообще, состояние «нелюбви», с точки зрения христианства, – уже «диагноз». Особенно печально, когда заложниками внезапно изменяющихся «чувств» оказываются дети. Лариса: Замечательный рассказ, просто замечательный!!! Неужели кто-то правда считает, что батюшкино благословение дороже собственных чувств? Мне лично как-то страшно становится, когда некоторые люди постоянно по любому поводу спрашивают благословение у священника и больше ни о чём не думают. А зачем самим думать – батюшка же благословил. А в данном рассказе как такового благословения и не было, батюшка рассказал свою историю, но посоветовал решать самой. Не надо в каждом священнике видеть старца и провидца, от лукавого это. Артёму и Александру. А почему вы решили, что с Николаем Наталье жилось бы хорошо? А может, и Николай потом пожалел бы, что без любви женился. Ведь он сам заметил, что Наталья уже «в годах» и не очень красива притом. Вдруг продолжение было бы такое: Николай однажды встретил в храме красивую молодую девушку и поймал себя на мысли, что не очень спешит домой – к беременной жене и четырём детишкам. Эта жертва ради чего? Или вы считаете, что со стороны Натальи было предательство? Абсолютно никакого. Александр: Лариса, речь не о том, за кого Ташеньке следовало выходить. Это дело сугубо личное и добровольное. Проблема в том, на основании чего Ташенька сделала свой выбор. Ещё раз попытаюсь объяснить. Ташенька, как выяснилось, искала не любви, а чувств. Когда она почувствовала, что Николай ей физически неприятен, для неё это стало непреодолимым препятствием к браку. Вы представьте себе, какая будет трагедия для Ташеньки, когда она через некоторое время почувствует физическую неприязнь к мужу. А это бывает, и очень часто, все через это в какой-то мере проходят. Вот Николай, судя по рассказу, искал в браке не чувств, а духовно близкого, надёжного спутника жизни. Не зря ведь он сказал не «я тебя люблю», а «ты мне нравишься», ибо понимал, что нынешние их чувства ещё очень далеки от той настоящей любви, которая должна со временем возникнуть в их семье в результате совместных духовных усилий и действия Божией благодати. Николай воспринимает любовь как подвиг, он не будет поддаваться чувствам, даже если встретит «молодую и красивую». А Ташенька хочет всё сразу, и без трудов. Видать, Ташенька просто была не готова к браку вообще, и дело здесь не в женихе. Очень печально было читать этот рассказ, но ещё более печально сознавать, что некоторые читатели находят в поступке Ташеньки пример для подражания. Лариса: Вы всерьёз считаете, что Наталья абсолютно несчастна (в христианском понимании) с мужем, потому что вышла по любви? Вы влюблённость с грязным, плотским влечением не ровняйте. Я вот человек верующий, но живой, и жертв и терпения в моей жизни хватает, хотя вышла замуж по ненавистной вам любви. Может, эта любовь к конкретному живому человеку нашу семью и спасает. А человек хоть и по образу и подобию Божьему создан, а всё же состоит из плоти и крови. Живой он, человек-то! Хотя кто-то может и без любви жить, его личный выбор. А где вы, Александр, в рассказе прочитали, что Наталья хочет всё сразу, причём без Бога? Что это вы недооцениваете действия Творца? Да это Господь послал ей в конце концов мужа, какого она на самом деле ждала и о ком молилась. И ещё меня удивляют ваши рассуждения о том, что когда-то муж будет физически неприятен Наталье. Вы серьёзно считаете, что это происходит у всех обязательно? Неправда! Не верьте этому, молодые люди! Знаю достаточно супружеских пар, которые не утратили любовь и нежность друг к другу до самой старости. И дети их вспоминают, как мама и папа любили друг друга и смотрели друг другу в глаза, а глаза светились любовью. Не всё плотское отвратительно Господу. Даша: А вы знаете, у меня как раз было что-то наподобие. Молодой человек положительный, и всё у нас вроде нормально. Любви типа влюблённости нет, но зато есть христианская любовь. Она ведь, конечно же, выше страстного чувства. И его духовный наставник благословляет. И свадьбу наметили на сентябрь. Но я чувствую, что совсем неправильно что-то. Вроде всё нормально, а ничего нормального нет. Никак не могла понять, что-то настораживало. Я молилась усердно. И потом «случайно» выяснилось, что у жениха есть заболевание, которое несовместимо с браком. Зная об этом, ни один батюшка бы не благословил на брак. Но он скрывал болезнь. Вот так. Может быть, в решающих случаях слушать сердце и молиться – это и есть слушать Бога, поступать по Его воле. Наташа не просто плотскую любовь предпочла христианской – она молилась, и Господь ей открыл. А влюблённость – это не страсть, это любовь в зачаточном состоянии, которую надо будет взрастить. Александр – Ларисе: «…по ненавистной вам любви...» Простите, а где же вы в моих высказываниях такое видели? Всю дорогу только о любви и говорю! О любви к конкретному, живому человеку, а не воображаемому «принцу на белом коне». Ташенька надеется обрести любовь путём «подбора кандидатуры». А знает ли она, каким станет её муж лет через двадцать? Уверяю, что он сильно изменится и внешне, и внутренне, и неизвестно, к лучшему ли. Определённо, это будет уже не тот человек, за которого она выходила. Где она будет брать силы, чтобы любить этого человека, которого она уже не выбирала, а ей Бог послал? Святейший Патриарх Кирилл рассказывал, как однажды к нему пришла молодая пара за пастырским благословением на брак. И он задал им вопрос: «Представьте себе, что я даю вам благословение, вы выходите, едете домой и попадаете в автокатастрофу и один из вас становится инвалидом. Изменится ли ваше решение?» Молодые сильно призадумались... Маруся: Честно говоря, к чему такие баталии? Просто нет продолжения истории. А Николай наверняка женился ещё раньше Наташи. Ему ведь особенно без разницы, достаточно, чтобы избранница была верной женой и хорошей матерью. Таких девушек на приходах достаточно. И все счастливы! Александр: Николай очень правильно поступил, что не сказал Ташеньке: «Я тебя люблю», а сказал: «Ты мне нравишься». Он понимал, что грешен и любовь его несовершенна, что до настоящей любви ему нужно пройти тяжёлый путь, связанный с самоотречением и духовным подвигом. Короче, не стал девушку обманывать. Вот только в щёчку целовать – это он поспешил. До венчания совсем не стоит. Вдруг этот поцелуй вызовет в девушке сильные чувства, которые помешают ей принять правильное и свободное решение, и её желание вступить в брак не будет «искренним и непринуждённым» (см. чинопоследование венчания), а будет вынужденным, обусловленным нахлынувшими чувствами? В такой ситуации более уместны не романтические посиделки в кафе, а пост и молитва. Наталка: Извините, многоуважаемые, что вмешиваюсь в столь горячий спор. Было высказано очень много взвешенных и полярных мнений. И что удивительно, все эти утверждения правильные... А всё дело в том, что между мужчиной и женщиной изначально заложена некоторая несопоставимость (что делает их интересными друг другу). А именно: мужчина (даже верующий) – это ходячий РАЗУМ, а женщина (даже всякая) – это ходячее СЕРДЦЕ. И каждый из них принимает в своей жизни решение, руководствуясь тем, где у него Бог. И эта несовместимость на самом деле ИДЕАЛЬНА. Потому что без мужского рассудка мир жил бы в хаосе, а без женского сердца мир жил бы в концлагере. И весь вышеизложенный спор никогда не закончится согласием. Он может только утихнуть на время, когда имеющие влечение друг к другу супруги займутся, извините, тем, чем Бог велел. А угасающая со временем в браке страсть потому и перерастает в любовь, что огонь в домашнем очаге поддерживают два верующих православных сердца. С уважением ко всем и не претендуя на истину... Артём: Уважаемая Наталья. Позволю себе с вами не согласиться. Мне думается неразумным отвергать опыт всех предыдущих (до начала XX века) поколений, в которых крепкие христианские семьи в подавляющем большинстве создавались по воле родителей очень часто и в обход желанию «молодых». Марина: Артём, время уже совсем другое. Уже вряд ли можно создать хорошую семью только по воле родителей. Люди изначально воспитаны иначе. И родители, и дети. Будем реальнее. И не поверю, Артём, что вы в свою жену до свадьбы не были мало-мальски влюблены. Чем-то вы её выделили из остальных. Что мы можем сейчас – это воспитывать детей в вере и целомудрии в нашем разнузданном мире. Чтобы они вступали в брак по любви или по благословению, но один раз на всю жизнь. Вероника: Ох, гляжу, полемика завязалась нешуточная. Александр, Артём! Ташенька вышла замуж за верующего и воцерковлённого человека (представьте себе, тоже алтарника! Но не в этом суть, да-да!). Не могла я это отразить в рассказе, чтобы читатели не подумали: «Вот это сказка!» Жаль, что слова «вымоленный матерью» остались вами незамеченными. А ведь это очень важные слова! Наталка поддержала мою мысль – нельзя идти замуж за человека, если в тебе всё противится. Между прочим, есть у меня друг, который точно так же не женился на одной хорошей верующей. Священник посоветовал ему подождать. Сейчас женат и тоже счастлив. Наталка: Вероника, ещё бы я не поддержала вашу мысль… У меня после прочтения вашего рассказа как от сердца отлегло. Я ведь думала, что одна я такая дура – обидела хорошего человека, любая другая (православная) на моём месте исполнила бы свой христианский долг: «просящему у тебя дай»… Но что-то мне подсказывает, что к семейной жизни это не относится. Да и не было бы оскорблением для молодого человека, если бы я (да и моя тёзка) дала согласие просто потому, что «было неудобно отказать»? Вчера просмотрела видеолекцию отца игумена Мелхиседека (Артюхина) «О выборе жениха и невесты». Вот несколько цитат. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Торопиться с браком не надо. Счастливая семья выращивается терпеливо и многими трудами обеих сторон, чтобы проверить чувства будущих супругов, их ответственность перед Богом за создание семьи. Годик святой дружбы, а там – посмотрим». В вопросе выбора спутника жизни важно душевное, духовное и телесное созвучие. Амвросий Оптинский говорил: «Если оба здоровы, нравитесь друг другу и родители доброго характера, то и свадьбу справить можно». Отец игумен Мелхиседек советует в выборе второй половины руководствоваться тремя вещами: сначала личная симпатия, потом благословение родителей, которое и в огне не горит, и в воде не тонет, и только в итоге, как логичное завершение, – благословение священника. Выбирать жениха или невесту нужно не глазами, а слезами. Вымаливать везение (да-да) в этом чрезвычайно важном вопросе, который на всю жизнь. Идеал в нашей жизни найти очень трудно, но молитва способна на многое и творит чудеса. В Новом Завете ни разу не встречается слово «счастье», но вслушайтесь, корень-то у него какой – «с частью», т.е. стать частью кого-то. Спаси Господи! Александр: Золотые слова! «Терпеливо и многими трудами обеих сторон... не глазами, а слезами...» – «Годик святой дружбы, а там – посмотрим...» Так-то оно гораздо надёжнее! Мария: Полностью согласна с Александром. Будучи уверенной на 100% в помощи Божьей по молитве, вышла замуж. Сейчас являюсь любящей и любимой женой, многодетной матерью. А поначалу многое в муже мне «не нравилось». И не «неприятные особенности» мужа изменились, а я сама со временем по-другому ко всему стала относиться. Считаю, что является это только вымоленной помощью Божьей, на которую изначально и уповала, идя к венцу. Вероника: А вот что говорил о христианском браке и любви епископ Александр (Милеант): «Любовь – это самое благородное, самое возвышенное чувство, которое может испытывать человек. Взаимная любовь между супругами и материнская любовь к детям являются высокими формами проявления этой добродетели. Любовь между женихом и невестой начинается с чувства симпатии и взаимного влечения друг к другу, которые ещё не достигают степени настоящей и глубокой любви. Подлинная любовь требует духовной близости, чуткости, постоянства и часто подвига. Людям, желающим вступить в брак или уже повенчанным, надо заботиться о том, чтобы их естественное влечение друг к другу дополнялось постоянным духовным сближением. Этому сближению способствует духовный контакт, постоянное общение, совместная молитва, посещение богослужений, причащение Св. Тайн Христовых, беседа на духовные темы и откровенность». Мне кажется, мой рассказ, в принципе, не противоречит тем высоким словам о сути супружества, которые сказал епископ Александр. Декабрь 2010 г.
| |