ПОЧТА


СЛОВО О БЛАЖЕННОЙ ДЕВИЦЕ ОЛЬГЕ

В нашей жизни встречаются редкие по состоянию души личности. Они живут рядом с нами незаметно и скромно, безо всяких претензий на признание, даже на уважение. Они способны безропотно переносить насмешки, болезни и обиды. Таких людей часто называют блаженными.

Автору этих строк довелось жить в одной семье именно с такой женщиной – она была сестрой моей матери.

У вотчинского крестьянина Афанасия Сенькина, кроме двух сыновей, было пять дочерей. Все сёстры были замужем, имели троих и более детей. Все они были православными христианками, знали молитвы, поддерживали хоровое пение во время церковной службы. Незамужней девицей осталась лишь Ольга.

Она всегда ходила молиться: или в церковь Пресвятой Богородицы в центре Вотчи, или в велпонскую часовню. Кстати, эта часовня возводилась усилиями Афанасия и его сыновей. Он был хорошим плотником, столяром-краснодеревщиком и своё мастерство передал сыновьям и внукам. Ольга до конца дней с восхищением вспоминала, как было всё торжественно, красиво во время церковной службы в храме и в часовне.

Состояние здоровья Ольги было очень неважным. Ростом она была с девочку 10-12 лет, всю жизнь страдала одушьем, была слабо развита и даже немного тугоуха. Она была неграмотной: добираться до школы, которая находилась в трёх километрах от дома, скорее всего, не хватило бы сил.

Ольга не только не была замужем, но и никогда не ходила на вечеринки и празднества, стараясь найти уважительную причину, чтобы никого не обидеть: то в доме надо прибраться, то пищу приготовить, то нянчить детей... Она была домоседкой в полном смысле этого слова. Был случай, когда родственники взяли её с собой в заречный лес по грибы (тогда там народилось много рыжиков). Ольга даже не стала заходить в лес – сидела на берегу Сысолы и любовалась великолепной панорамой родного села. Отшутилась: «В лес не смею заходить – там лешие живут. Или медведи меня съедят – я же не могу убегать». Еле набрала поблизости с десяток грибочков с корнями – нож для их очистки принципиально не взяла с собой. Потом говорила: «Нож – домашний струмент, пусть его шпана таскает в лесу».

В рукоделии могла Ольга сосредоточиться настолько, что другие завидовали её усидчивости. Поэтому она достигла высокого мастерства, её вышивками и набойками все восхищались. Как-то в райцентре организовали выставку народного прикладного искусства и взяли много её работ: полотенца, платки, рукавички. Они настолько понравились посетителям выставки, что некоторые вещи были попросту украдены. Пришлось угрожать судом, и только тогда вернули часть экспонатов.

Ольга не настаивала, чтобы кто-то называл её тётей или крёстной. Все – и взрослые, и дети – звали её просто Ольгой, хотя изредка соседки называли её Ольгушей и даже по отчеству: Ольга Опонасеевна.

Любимой едой Ольги была картошка. Считала её лучшей постной пищей и вообще, как бы сейчас сказали, универсальным продуктом: украсит стол не только во время поста, но и в любое другое время. Родители мои даже шутили беззлобно: «Умрёшь – похороним на картофельном поле, да неглубоко, чтобы ты могла достать клубни картофеля». Она, конечно, понимала шутку и не обижалась. Как всегда.

В тяжёлые военные годы Ольга сначала жила в родном большом доме Сенькиных вместе со своей матерью-инвалидом Марфой. Колхоз на трудодни почти ничего не выдавал, поэтому положение семьи было критическим. Марфа и Ольга попросились переселиться к младшей дочери Марфы – Матрёне. Особенностью тех лет жизни у Матрёны было то, что в отчаянно тесном домишке царила дружелюбная атмосфера, и тон задавали Марфа с Ольгой. По прошествии многих лет, когда то поколение ушло из жизни, обнаружился большой дефицит бескорыстия, доброжелательности, умения прийти на помощь к слабому, а по большому счёту – не стало понимания, что такое грех.

Ольга часто болела, но никогда не опускала рук, всегда помогала в работах по хозяйству. Однажды Матрёна всю осень находилась в больнице в Сыктывкаре, и Ольге пришлось ухаживать за скотиной – коровой, овцами. В коровник спускаться надо было по узкой и крутой лестнице, и удивительно, как она, с её слабым здоровьем, умудрялась спускаться-подниматься по нескольку раз за день, да ещё с подойником или ведром, и ни разу не оступиться. Соседке как-то раз просто сказала: «Бог помогает».

Ольга была очень внимательна и пунктуальна. Вспоминается: когда я работал в велпонской начальной школе, то возвращался обычно домой к 13-ти часам. Ольга к этому времени разогревала обед. Точно без пяти минут час она уже выглядывала в окошко, встречая своего племянника.

Лето в деревне – самая горячая пора: за короткое время нужно успеть заготовить сено для зимовки скота. Всё работоспособное население – на сенокосе. А кто останется ухаживать за малышами в яслях? Тот, кто наиболее терпелив, внимателен, чистоплотен и добросовестен. У Ольги были все эти качества. Она каждого ребёнка накормит, успокоит, сменит ему пелёнку. Работавшие на лугу родители всегда были уверены, что их малыши обихожены и веселы.

Уже после войны, когда колхозные ясли были закрыты, Ольгу пригласили нянькой в семью Молчановых. Хозяева восторженно отзывались о ней: и за детьми смотрела прекрасно, и стол к приходу родителей всегда накрыт (а это было важно, потому что муж с женой были служащими, на ответственных должностях). Молчановы привязались к Ольге настолько, что просили её остаться у них навсегда. И всё же, когда их мальчики научились обходиться без няньки, Ольга вернулась к Матрёне. Конечно, если бы в то время не были разорены монастыри, Ольга выбрала бы то, что всего ближе было её душе...

Она довольно легко перенесла эпидемию гриппа в 1955 году, однако такую же эпидемию 57-го года уже не выдержала. Ольга скончалась в ночь с 29 на 30 июня. Это был праздник святителя Тихона Амафунтского, в честь которого назван один из трёх престолов Богородицкой церкви в родной Вотче. Видно, Богу было угодно по молитвам святителя призвать к Себе блаженную Ольгу, которая не пропускала ни одной службы в этом храме, пока он ещё не был разрушен.

Вот так – без выдающихся событий, без претензий на высокое положение и почёт – и прошла жизнь моей тёти Ольги. Но это лишний раз доказывает глубину порядочности этой женщины.

Николай МАЛЬЦЕВ
г. Сыктывкар

 

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга