ЖИВОЕ СЛОВО

ЧТОБЫ ПОБЕДА НЕ ОКАЗАЛАСЬ ПОСЛЕДНЕЙ

Мы отмечаем очередную годовщину Победы. Как вы думаете, что должны сделать Церковь, общество, государство, школа, чтобы эта победа не оказалась в нашей истории последней?

Протоиерей Евгений Соколов (Архангельская епархия):

– Мы должны вспомнить свою национальную идею, обращённый к нам призыв: «Святая Русь, храни веру православную!» Национальная идея даётся Богом. Если государство не выполняет свою задачу, оно рассыпается. Так погибли Вавилонская империя, Римская, Византийская.

Каким был принцип служения русского офицера? Он воевал за Веру, Царя и Отечество. Вера на первом месте – она даёт духовный, жертвенный смысл служению, а территория, за которую воюешь, – на третьем. То есть сначала нужно определиться, что делает твой народ на данной ему Богом земле, в чём смысл существования твоей страны. А сейчас нам навязана идея хлеба и зрелищ, и понятно, что, восприняв только её, мы обречены. Никакой войны нам не выиграть, кроме мелких конфликтов.

Мы поставлены как главные хранители православной веры в мире. И хотя в Великую Отечественную страной руководили коммунисты, нужно понимать, что Победа была дана Богом после того, как Сталин начал поворачивать ко Господу, выпустил священников из тюрем, возвращены были многие храмы. Не случайно Победа была дарована нам в пасхальные дни. Светлое Воскресение 45-го пришлось на 6 мая.

Что сейчас? Готова ли нынешняя молодёжь повторить подвиг своих прадедов? Слова Христа о том, что соблазны должны прийти в мир, исполнились во всей полноте. Соблазны заполнили всё. От власти требуется немногое – убрать то, что развращает юные души. Как показали события на Манежной площади, молодёжь не желает больше терпеть те суррогаты, которые ей предлагаются вместо национальной идеи.

Иеромонах Александр (Митрофанов) (г. Сыктывкар):

– Очень интересный вопрос. А главное, очень удачно сформулирован. Просто большинство граждан нашей страны, я думаю, сформулировало бы его именно так. То есть не «что могу» или «что должен сделать я», а «что должен сделать кто-то». Но об этом чуть позже.

А так – да, чтобы наша страна сохранилась, многое, несомненно, должно поменяться. Хорошо бы, если бы чиновники перестали воровать. Хорошо бы, если бы женщины стали рожать детей, вместо того чтобы убивать их по нескольку миллионов в год в абортариях. Хорошо бы, если б мужчины перестали беспробудно пьянствовать. Это огромные проблемы, и притом далеко не все. Но, тем не менее, это частности, а основная причина в том, что мы забываем Бога.

Да, конечно, сейчас у нас в стране духовное возрождение: строятся храмы, открываются монастыри. Многие бьют себя в грудь, заявляя, что они православные. А сколько реально людей видим мы на воскресной литургии? Один процент?

А как люди живут? Сейчас уже блуд называется не блудом, а гражданским браком. Убийство своего нерождённого ребёнка называют абортом. Да пусть как хотят, так и называют, страшно то, что к самим этим деяниям в обществе не негативное отношение, а, часто, позитивное. Про заповедь о почитании родителей вообще говорить не приходится – достаточно послушать, как дети с родителями разговаривают.

Священное Писание состоит из Ветхого и Нового Заветов. И значительная часть Ветхого Завета посвящена истории еврейского народа. Казалось бы, какое нам дело до истории еврейского народа? Но постойте, долгое время еврейский народ был богоизбранным. Теперь эту богоизбранность унаследовали мы – христиане. И поэтому, чтобы понять суть сегодняшних проблем, надо знать, как ранее строились отношения Бога с людьми. Взглянув на историю ветхозаветного Израиля, мы увидим, что она состоит из отступлений народа от Господа и возвращений народа к Нему. То есть отошли от Бога, решили жить сами по себе – и нажили неприятности: кто-то напал, кто-то завоевал, кто-то поработил. Покаялись, обратились к Богу – Господь защитил, помог победить, опять зажили счастливо.

А сейчас в стране такая ситуация, когда только чудо сможет что-то изменить. Поэтому единственный выход для нашего народа – покаяться. Притом покаяться – это значит изменить свою жизнь, перестать грешить. А то сейчас некоторые организуют чины «народного покаяния»: вышли на поле, отслужили молебен, попросили у Бога прощения, притом даже не за свои грехи, а за грехи предков, и как жили – так и живут. А надо-то самим меняться!

Что может сделать Церковь? Но Церковь уже делает. На протяжении уже не одной тысячи лет она призывает людей примириться с Богом. Только Церковь никого принудить не может. Она показывает путь, а человек сам выбирает, идти по нему или нет. Поэтому возлагать на Церковь вину за происходящее вообще не правомочно.

У государства – да, есть реальные механизмы управления. Государство может поддержать Церковь и помочь ей в проповеди. Государственными механизмами можно остановить аборты, пьянство, воспрепятствовать другим порокам. Думаю, у многих хватает мыслей по поводу того, что могло бы сделать государство.

Протоиерей Андрей Кононов (г. Вятка):

– Народ помнит обычно последнюю войну, последнюю Победу. Кто помнит победу в Нарвской битве, кто особенно чтит победу на поле Куликовом? Мы мало празднуем великую, всенародную победу в Отечественной войне 1812 года. И несть числа другим забытым победам Русской армии под началом Суворова, Ушакова, Нахимова.

Мы помним последнюю Победу, путь к которой впервые в истории русского народа лежал не под святыми хоругвями, а под безбожным красным знаменем без молитвы. В этом было одно из главных отличий. Наш народ начал эту войну не как народ-богоносец, а с мечтой о «красном рае», разобщённый в самой своей сердцевине, сути своей, измождённый бычьим цепнем безбожия. И горе было бы этому народу, если бы он не вспомнил свои святыни, свою русскую идею: «Храни, Русь, веру православную, в ней же твоё спасение». А вместе с верой уже по-особому вспомнил о своём долге хранить и землю, и святыни, и культуру, и тех, за кого не жаль душу свою положить. Вокруг этой идеи собрался народ и закончил войну единым целым, возрождённый духом, омывшись, словно заново крестившись, в собственной крови.

И отсюда ясно, что всякая следующая Победа, хотя мир не желает этого слышать, будет следствием нашей веры, а не нашего безверия.

Трудно побеждать в битве, когда враг аморфен, многолик, прячется за какими-то политическими идеями, в чиновничьих крепостях, скрывается за законами, которые он же и напридумывал, за славным имперским будущим России. И даже – страшно сказать – за самим православием. Такого врага победить непросто. Во все времена, как это явствует из истории русского народа, с таким безликим и всеядным противником сражаться трудно. И только тогда победа начинала зреть, прежде всего в сердцах, когда мы, как народ, начинали видеть врага в лицо. Именно тогда все свои силы наш народ объединял и не просто учился побеждать, а побеждал.

И отвечая на вопрос, будут ли новые победы в нашем Отечестве, подобные той, что мы празднуем 9 мая, можно ответить так: будут. Если сердце народа в душевно-духовном трезвении будет всегда видеть лицо супостата и ратоборствовать с ним. Вот эта простая мысль, которую стоит напомнить сейчас, в дни празднования Победы.




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга