ЭКСПЕДИЦИЯ В СТРАНУ ДУШИ(Продолжение. Начало в № 633) «Бога вспомнил»Михаил Сизов: Мы сидим с Гиви Смыром в его кабинете, под полом которого электропоезда уносят туристов в глубь Иверской Ново-Афонской горы. И рассуждаем о знаменитом кавказском долгожительстве. 65-летний Гиви (родился он в День Победы, 9 мая 1945 года), которому дашь «сороковник», энергично жестикулирует: – Вот представь. Горное село, большой праздник. На почётном месте сидят старики. С детства помню: их посохи как дремучий лес стояли. А сейчас по деревням – один-два долгожителя. Гиви Шамелович вздыхает: мол, не знаю, почему люди стали «короче» жить. Вроде воздух в горах чистейший, вода в Абхазии – как слеза... И заключает: – Наверное, тут в самих людях что-то произошло. Нет уж прежнего единения с природой. – Ради такого единения вы и путешествовали внутрь гор? – спрашиваю первооткрывателя Ново-Афонской пещеры. – Можно сказать и так. Хотя был ещё юношеский такой азарт – залезть в опасное место. Если ты хоть раз испытаешь риск в жизни, то начинаешь ценить жизнь. Вылезаешь на поверхность из пещеры – и мир вокруг такой реальный, играет всеми красками. А просто так живёшь – и мир словно нарисованный, не чувствуешь его. Мы с Игорем, также путешественники со стажем, просим спелеолога рассказать интересные случаи. – Однажды проползал по меандру – такой узкой извилистой «кишке» между пещерами – и началось наводнение. Вода должна была целиком заполнить меандр, но я вклинился в самое узкое место, вместо пробки, и два часа держал поток, чтобы сохранить воздушную подушку. Такие наводнения в пещерах постоянно бывают: прошёл в горах дождь – и затапливает всё. Под землёй-то не знаешь, какая погода на поверхности. Мои друзья из-за такого наводнения две недели на глубине 900 метров просидели. Пока был свет в фонариках, прощальные письма писали. А наверху уже простились: спасатели вели переговоры с родственниками, можно ли расчленять тела при выемке из пещерных полостей. Потом дожди закончились и группа сама наверх вышла. – В таких случаях, наверное, невольно Бога вспоминаешь? – Да тут и атеист молиться начнёт! В пещерах встречаются колодцы, заполненные древним ледником. В августе лёд, который соприкасается со стенками колодца, начинает оттаивать, и по периметру ледника образуется спиральная ложбинка, уходящая вглубь. Оступился я и заскользил по этой ложбине, в себя пришёл на глубине 70-100 метров. Обратно вверх по этой крутой спирали никак не выбраться. И в ледяном гробу этом сидел я более суток, зубами стучал, пока ребята не нашли и верёвку не просунули. Вот когда Бога вспомнил и чуть ли не всю жизнь свою пересчитал день за днём. – А Ново-Афонскую пещеру вы как открыли?
– В одиночку я не смог внутрь спуститься, нужного снаряжения не было. А тут произошло уникальное стечение обстоятельств. Никита Сергеевич Хрущёв поехал в Америку, и президент США пригласил его в пещеру, что в трёх часах езды от Вашингтона. Хрущёва очень впечатлило. Возвращается он и говорит: СССР – огромная страна, а своих пещер нет! Тогда и начала развиваться спелеология. А тут я со своим сообщением о таинственной пропасти! Мне было 15-16 лет, но взяли в штурмовую группу. Спуск на верёвках продолжался 8 часов. Когда встали на дно, начали осторожно осматриваться. С левой стороны обнаружилось озеро – довольно глубокое, 26 метров. Дальше были ещё озёра... Оказалось, что это крупнейшая пещера в СССР. Фильм сняли, представили его в ЦК КПСС. Там сразу же выделили огромные средства, чтобы штольню в пещеры пробить. – Следов человека не нашли? – В Ново-Афонской пещере – нет. Но у нас много стоянок первобытных людей. Например, на границе Кодорского ущелья, в окрестностях села Цебельда, их целая россыпь: в гроте Кеп-Богаз, в Холодном гроте и в других. Там в пещерах найдены зёрна проса, которое первобытные люди выращивали в долине реки Кодор. Кстати, к Цебельде примыкает деревушка Мрамба, в центре которой сохранились руины древней церкви с вырезанными на камнях раннехристианскими символами. Это не так высоко в горах, всего в 250 метрах над уровнем моря, – будет время, побывайте там. Хотя древние стоянки есть и рядышком, на склоне Афонской горы – в так называемой пропасти абхазских спелеологов. Но туристов туда не водят. Кровь на камнеПещерная тема – «конёк» Гиви Шамеловича. Он продолжал: – Представьте зал внутри горы. Там время застыло. Пройдёшь по нему, наследишь – и твои отпечатки могут сохраниться на десять тысяч лет. А предки наши там просто жили. Как рассказывают археологи, они обычно селились между рекой и горой. У реки была летняя стоянка, а в горном гроте неподалёку – зимняя. Часто зимовье приходилось делить с медведями. Я знаю одну пещеру, вход в которую засыпало после землетрясения, как утверждают учёные, 20 тысяч лет назад. Но проход туда всё же нашёлся. Спустился я в 90-метровый колодец – словно на машине времени перенёсся. Смотрю: вот кострище на камне – «ещё вчера» люди здесь грелись. А потом вижу медведя! Правда, глиняного. Охотники в него копья метали – или для тренировки, или для посвящения в охотники. Но это ещё что! В том же районе, только в глубинной части, обнаружили мы огромную гору медвежьих костей. Люди с этими гризли воевали не на шутку. В проходах между залами обнаружились ловушки-ямы с острыми камнями на дне – медведей туда загоняли, а потом добивали. – Далеко эта пещера отсюда? – Рядом, близ морского побережья. Сейчас мы думаем открыть её для туристов. Выставить там очень искусно сделанные каменные и кремнёвые изделия. Там же, на месте, можно показывать разные окаменелости, черепа пещерных медведей, и так далее. Всего-то – пробить штольню в пещеру длиной 15-20 метров. – И что же? – Откровенно говоря, этот проект немножко пугает всех. Уж больно дремучая история, не очень вписывается в монастырский образ Нового Афона. Но туризм всё равно придётся развивать. Месяц назад наш президент Сергей Багапш ездил в село Отап – там безработица, и жители попросили открыть их пещеру Абрскила для посещения туристов. А пещера уникальная, даже красивее, чем Ново-Афонская. На очереди и шахта Воронья-Крубера – самая глубокая на сегодняшний день карстовая пещера в мире, 2191 метр. – А много сейчас туристов приезжает? – Примерно миллион человек в год. В прошлом году на 15-20 процентов было больше, чем в предыдущем. Рост есть, хотя рекламы никакой мы не делаем. – Паломникам, да и туристам была бы интересна и христианская история, – замечает Игорь. – Почему же нет?! У нас множество древнейших храмов, – отвечает Гиви Шамелович. – В Гаграх восстановлена церковь святого Ипатия Гагрского из рода Званба, которая относится к VI веку. В Пицунде для богослужения открыт храм-часовня VIII века. Раньше у нас были храмы IV века, но остались только руины. В горах я встречал фундаменты, которые, возможно, ещё древнее. Отшельники в здешних горах с первых веков христианства живут. – А нынешних отшельников довелось встречать? – Да, в районе речки Азанта и по Кодорскому ущелью. Они и сейчас там, насколько знаю. Очень интересные люди. Хотя бывали и такие: день-два посидит в горах и всех уже начинает учить, вроде как пророк. Но чаще встречались достойные люди, добрые, которые очень тонко относились к местным традициям. Наши горцы помогали им в советское время, особенно в строительстве – на высокогорье-то не так просто материал поднять. Сейчас им и россияне помогают – военные, которые стоят в Кодоре.
А самый главный наш отшельник – это апостол Симон Кананит. Он происходил из Каны Галилейской, и на его свадьбе Иисус Христос сотворил Своё первое чудо – превратил воду в вино. История очень близкая нам, абхазам, понимающим законы гостеприимства. В наших старых преданиях говорится, что Симон лечил местных прикосновением руки, брызгал водой на больное место, читал молитвы на незнакомом языке, и всё проходило. Где-то в пятидесятых годах нашей эры он уединился на берегу Псырцхи, в пещере... Уж извините, что я опять про пещеры! Она тут рядышком, в ущелье. Апостол забирался в неё через узкое отверстие вверху. Позже монахи прорубили «нормальный» вход и сделали там церковь. А мы не так давно проложили к ней удобную тропу и немножко обустроили грот. При советской власти фрески в пещерной церкви были забелены, так что там ещё предстоит реставрация. – В советское время люди туда тоже ходили? – Конечно. Наши местные считают, что у Симона Кананита надо просить счастья в супружестве, любви и благополучия. Ещё он почитается как мученик за Христа, ведь римляне отрубили ему голову. Произошло это в 55 году на берегу Псырцхи близ пещеры. Некоторые рассказывают, будто видели, как на камнях и на принесённых туда иконах Симона проступает кровь. ...После этих слов спелеолога сразу же вспомнились две встреченные нами возле «дачи Сталина» русские паломницы, которые обсуждали загадочную «кровоточивую икону». И тут ещё одна, неожиданная, ассоциация всплыла: – Гиви Шамелович, а что здесь было во время грузино-абхазской войны? Ведь все эти святыни могли порушить... – Гудаутский район, включая Новый Афон, мы удержали. Но мхедриони обошли с тыла, захватив Сухум, и здесь была очень жёсткая линия обороны. – Вам тоже привелось участвовать? – Конечно, как же иначе! – А в качестве кого? – Я был командиром батальона. – А вам бронь не дали как научному сотруднику?
– Честно говоря, меня и президент, и родные отговаривали. Но воспользоваться бронью стыдно было. Батальон мой воевал на рубеже реки Гумиста, у самого Сухума. У нас при необходимости все абхазы потрясающими воинами становятся. Это горская характерная черта, не случайно непременный элемент национальной одежды – кинжал на поясе. Это не от хорошей жизни – веками воевать приходилось. – В том числе и между собой? – задаю «неудобный» вопрос. – У абхазов был обычай кровной мести? – Был. Но в народе как-то всё это регулировалось, преступность пресекалась на корню. Вот скажем, у кого-то в горах пропал скот. Заподозрили соседа. Тот отнекивается. Ему говорят: пойдём в Ахба-ныху, и ты там поклянёшься (это одно из древних абхазских святилищ, на самом деле могли пойти и в другое). Приходят, и сосед говорит: «Я невиновен. А если солгал, то пусть погибну я и моя семья». И все расходятся удовлетворённые. Поскольку знают, что клятвопреступника обязательно настигнет кара – завтра или через десять лет, без разницы. Самое страшное наказание было, когда преступник жил, наблюдая, как Бог карает его семью и весь род. Поэтому у горцев и бытует такое ругательство: «Чтоб ты жил и всё видел». Обычно клятвопреступник, видя беды своего рода, не выдерживал и спустя много лет признавал свою вину. Примерно так это и решалось. – А ваши родители были верующими или партийными? – задаю собеседнику дежурный вопрос и сразу чувствую, что сморозил бестактность. Гиви Шавелович задумчиво на меня смотрит: – Вы в первый раз в Абхазии? – В первый. – Как вам сказать... Абхазцы очень терпеливы к разным верам, внимание на этом не заостряют. В абхазской христианской семье невестка может быть мусульманкой, и все друг с другом уживаются. – А если окрестить невестку? – Нет, это некрасиво. Если невестка мусульманка, то она всё равно будет сидеть за общим столом в христианский праздник. И вина выпьет – зачем обижать родственников? Тем более что у нас – христиан и мусульман – здесь, в Абхазии, общие родовые святилища. – Языческие, что ли? – Родовые. Это традиция такая, очень древняя. Так, незаметно подошли мы к теме, которая волновала нас перед поездкой в Абхазию: правда ли, что здесь возрождается язычество? И насколько это серьёзно для православной Абхазии, которая после отделения от Грузии уже двадцать лет находится вне признанной канонической Церкви? Дети АнцэаПопросили мы Гиви Смыра, как большого знатока местных обычаев, рассказать о древних абхазских мифах и верованиях. Рассказ его оказался весьма содержательным, местами даже занимательным. Передаю его в записи с некоторыми уточнениями. Начал «хозяин горы» издалека, с... аргонавтов. – Вот я уже сказал, что в горах встречал фундаменты древних христианских храмов, – напомнил он. – Но там же видел и народные наши святилища, и античные руины. – Античные – с тех времён, как Одиссей заплывал сюда в поисках «золотого руна»? – блеснул я эрудицией.
– Возможно, – подтвердил Гиви Шамелович. – Только почему вы одного Одиссея вспомнили? Почему-то все его вспоминают! А он в том путешествии ничем не отличился, если не считать хитрой уловки в пещере циклопов. Куда более геройски вели себя другие аргонавты, например, братья-близнецы Кастор и Поллукс Диоскуры. Позже в их честь назвали город – Диоскурия. Это нынешний Сухум, столица Абхазии. А главным среди аргонавтов был Ясон. Видели памятник ему у входа в нашу Ново-Афонскую пещеру? У нас, в Абхазии, кстати, многие носят имя Ясон, оно стало народным. А в Пицунде стоит памятник Медее, дочери колхидского царя, которая спасла Ясона. Греческие мифы утверждают, что Медея влюбилась в Ясона не просто так, а под внушением богини Геры, покровительницы брака, которой, в свою очередь, эту мысль внушила Афродита, богиня красоты и любви, входившая в число двенадцати главных олимпийских богов. Видишь, как у греков всё сложно было? Посмеявшись, Гиви продолжил: – О путешествии аргонавтов в Колхиду, частью которой была Абхазия, писал не только Гомер. О нём рассказывали также Эврипид и Аполлоний Родосский. По сути, греки отправились сюда за золотом, которое колхидцы намывали в горных ручьях с помощью овечьих шкур – золотинки застревали в шерсти, отсюда и образ «золотого руна». Но древних греков манили и другие легенды. В них говорилось, что «той чудесной страной» правит сын бога Солнца волшебник Эет. И будто бы его великолепный дворец с белыми колоннами и сверкающими медными украшениями стоит на горе и далеко виден с моря. До сих пор у нас находят осколки того царства. Самая интересная находка была в 1953 году, когда на сухумский пляж из моря вытащили тяжеленную мраморную плиту. Она лежала в 50 метрах от берега на илистом дне, и на ней сохранился барельеф: какой-то мальчик преклонился перед молодой женщиной, сидящей в кресле, и служанка подносит ей большой ларец. Что в этом ларце, кто эти красивые люди – отстаётся лишь гадать. Или вот ещё один миф – о Прометее, который был прикован Зевсом к скале недалеко от нынешнего города Гагры. – Эта легенда потом перешла в мифологию абхазского народа? – Да в том-то и дело, что всё происходило наоборот! Греки считали наш край волшебной страной и сами вывозили отсюда эпос, встраивая в свою мифологию. Взять, например, историю с «ахиллесовой пятой». Ведь почти то же самое приключилось с нартом Сасрыквой – из абхазо-адыгского эпоса. А судьба Патрокла, друга Ахиллеса, похожа на историю адыга Бадиноко – они оба пожертвовали собой для победы своих друзей. Или, скажем, кто такой Прометей? Это же абхазский Абрскил. В древних наших мифах рассказывается, как Абрскил заботился о людях, сообщал и передавал им тайны неба. Потом Абрскил возгордился и стал соперничать с самим Богом. За это высокомерие его по приказу Бога схватили ангелы и заточили в глубокую пещеру – на муки вечные. То есть то же самое, что было с Прометеем. Разница лишь в наказании – не к скале приковали, а в пещере замуровали. Но это уже наша местная специфика. Мифы – это не сказки, а исторические предания, лишь расцвеченные фантазией. Помните похождения Геракла? В греческом мифе говорится, что Геракл в поисках яблок Гесперид прошёл мимо «седого Кавказа», заодно освободил прикованного к скале Прометея, затем через страну амазонок проник в Киммерию – район нынешней российской Тамани – и там с помощью Атланта обрёл эти волшебные яблоки. Всё логично. А далее сообщается, что назад он возвращается через... Египет! Это как он туда попал? По воздуху перенёсся? Учёные всегда подозревали, что здесь какая-то ошибка. И недавно я прочитал, что в Библии Египет называется Мицраим, а древнейшее его самоназвание – Мыср. А у нас в районе Пицунды есть священное абхазское урочище Мысра. Вот там, у Мысры, Геракл и сел на корабль и в Грецию вернулся через Босфор. То есть каким путём пришёл, таким и ушёл. Греки, которые устно предавали друг другу мифы, просто не знали этого нашего топонима и перенесли события в Египет. Что только лишь подтверждает историчность мифа! – Получается, урочище Мысра древнее мифов о Геракле? А что значит «священное»? – спрашиваю рассказчика. – Это ещё со времён неолита идёт. В Абхазии всюду можно встретить мегалиты – доисторические сооружения из больших каменных блоков, просто составленных впритык, поскольку цемента тогда не знали. В честь кого их воздвигли, науке не известно, но думаю, у тех первобытных людей были те же представления, что бытуют у нас и сейчас. У нас есть такое понятие: «Ан-ы-ха», что переводится как «камень Бога» или «образ, икона Бога». «Ан» – это главный Бог, с самой древности Его ещё называли словом «Анцэа» – то есть «Бог – Творец мира». В честь Его в Абхазии и устроены Ан-ы-ха. Таких святилищ в Абхазии семь, по числу главных ангелов. Считалось, что у Бога Творца имеются ангелы – апаимбары, которые докладывают Ему обо всём происходящем на земле и творят Его волю. Самый почитаемый апаимбар у абхазов – это Дыдрыпш, его именем названо первое святилище, Дыдрыпш-ныха. Оно находится в Гудаутском районе на вершине горы высотою около километра. Другие святилища... Гиви продолжал рассказ, а я подивился совпадению. В этот райский южный уголок мы приехали из северного Коми края, из совершенно другого мира – и ведь почти одно и то же! Задолго до крещения абхазы верили в Ана, а коми – в Ена. У обоих народов это были демиурги, творцы вселенной. Разница лишь в том, что по представлениям коми-язычников Ен под конец «забыл» о людях – просто пребывал в небесах, не интересуясь, что там происходит на земле. И это просто объясняется: коми намного позже, чем абхазы, приняли христианство, поэтому языческий их период длился дольше. Соответственно, и монотеистические представления, шедшие от начала человеческой истории, развивались у них дольше, искажаясь и обрастая сказочными подробностями. Позже я поинтересовался аналогами имён Ан и Ен. Оказывается, Ан (Ану) – это также «отец всех богов» у древних шумеров и аккадийцев. К какой народности принадлежали шумеры, до сих пор неизвестно; некоторые причисляют их к кавказской этнической группе, другие – к урало-алтайской. Аккадийцы же были семитами. Обе народности сохранили предания о начале мира, которые более всего совпадают с Книгой Бытия, записанной пророком Моисеем. У других же «языков», рассеянных по земле, изначальная память исказилась больше. Эту общую для всех народов память о Боге учёные называют «прамонотеизмом». По ходу рассказа Гиви Шамеловича предстала мне такая картинка. Пустынные гулкие пещеры в горах Абхазии – и вот в них появляются люди в шкурах, изгнанные Богом из рая. Затем на вершинах гор они сооружают мегалиты – чтобы напомнить Богу о себе. Проходят тысячелетия, на абхазской земле рождаются пёстрые античные мифы, что-то своё привносят греки, потом римляне. Затем приходят византийцы, принёсшие благую весть: Сын Бога искупил падшее человечество. А история между тем продолжается: Абхазия попадает под влияние Грузии, Турции, Российской Империи, входит в состав Грузинской ССР, получает независимость... И всё это время абхазы помнят об Анцэа и Его ангелах. Можно ли это назвать язычеством? Сложный вопрос... – Понимаете, народные представления ещё не есть религия, – пытается убедить нас Гиви Смыр. – Миф – это особая форма познания мира. Мифы учат выживать в этом мире, в них заложены особые коды, для того, чтобы выходить из трудностей. Вот вы можете представить русский народ без Ильи Муромца, Добрыни Никитича? Или сказка про Колобка – как без этой житейской мудрости жить? У каждого народа свой колорит. И у абхазцев тоже. Мы всё ещё сомневаемся. Абхазец тоже смотрит недоумённо (мол, что же непонятного?) и рассказывает такую притчу... | ||||