ХРОНОГРАФ

СУДИТЬ ИЛИ МИЛОВАТЬ?

Иванов Игорь

На днях со мной случилось занятное происшествие. Как обычно, об эту пору я меняю резину – зимние колёса на летние. Выглянул в окно: дождя, слава Богу, нет, стоянка пустая, меняй – не хочу. Достал с лоджии колёса, отнёс-положил возле машины первое, пошёл за вторым, вернулся... А первого колеса нет! Поверить глазам не могу – украли! И кому оно могло понадобиться-то, одно? Вот женщина с ребёнком возле песочницы сидят – вдруг заметила кого? Нет, не видела, чтоб кто-то колесо нёс. Решил обежать окрестные дворы. Поспешаю, а тут собачонка привязалась с лаем, цапнула за ногу. Не больно, но как-то обидно – экая шавка! Швырнул в неё палкой, попал в легковушку, нехорошо. Посмотрел, как бомжи копаются в мусорных контейнерах, опасливо косясь на меня – нет, эти бедолаги не смогут 20-килограммовое колесо даже сдвинуть... В общем, побегал, поспрашивал – нигде ничего.

Пришёл домой, сел. Думаю: вот тебе и на – как в дальний сельский приход послезавтра ехать? Может, Богу неугодна эта командировка и Он таким образом мне знак подаёт?

Всё же колёса менять надо, не ездить же на зимних. Переломив себя, встал и пошёл заканчивать работу. Во дворе было всё так же пусто и солнечно. Подъехал на самокате от песочницы мальчик, спросил сочувственно: «У тебя колесо украли?» «Да, – говорю, – а ты за своим самокатом следи, не бросай его без присмотра». Тут мальчик утешительно так произнёс: «У меня вот тоже сломалось...» – покрутил перед носом отломанным крылом самоката, отказался от предложенной помощи в ремонте и покатил к маме.

Я улыбнулся невольно, как-то внутренне успокоился и потихоньку занялся заменой оставшихся колёс, одного за другим: сниму, помою, прикручу... За этим занятием неспешно текли мысли. Что, если Господь так смиряет меня? Но тогда почему не только меня, а и коллег, которые хотели поехать со мной... Может, это такой «налог», жертва, так сказать? Да какой там налог с неплатёжеспособного – три месяца зарплаты не было...

Но пути Божии, как известно, – не наши пути, и хорошо, что я от таких бесплодных размышлений перешёл к мыслям более приземлённым. Как же это успели жулики столь стремительно утащить колесо? Да ещё на глазах у всего двора (мало ли кто у окна сидит смотрит). Да посреди дня... Я бы не смог. Разве что тихой сапой куда-нибудь по-быстрому закинул его в яму или под кусты, чтоб ночью забрать... Но я же вокруг смотрел, нигде нет. Правильно! Под кустом найти проще простого. А вот...

И тут мой взгляд упал на стоящий неподалёку УАЗ-«буханку» – такие «ничейные» развалюхи в каждом дворе теперь стоят. Что-то заставило меня подойти к ней. Окна тонированы, внутри темно... Дёрнул ручку задней двери – открылась. И – надо же! – вижу своё колесо, аккуратно пристроено в дальнем углу и задвинуто какой-то железякой. Торжествуя внутренне, я достал пропажу, привалил к своей машине и выдохнул: в командировку едем всё-таки! Вот только чего же хотел от меня этим происшествием Господь? Прикручиваю колесо, думаю. И тут понимаю: Он хотел, чтобы я встал в положение другого человека. Вот таким необычным образом. Потому что если б я не поставил себя на место неведомого жулика, не попытался соображать так, как в этой ситуации должен был это делать он – не отыскал бы пропавшее колесо.

А для чего это надо – вставать в положение другого человека? Чтоб самому не очерстветь, не озлобиться. Тут я вспомнил, что накануне только этим и занимался – злобствовал по поводу наших российских судов, судей и вообще всей юридической системы. Дело в том, что 12 мая на сайте Министерства юстиции России был обновлён «Федеральный список экстремистских материалов», в который было добавлено ещё 16 пунктов. Среди запрещённой литературы, вроде «Завещания русского фашиста» и текста «Законодательство не от Аллаха запрещено шариатом», не без удивления увидел я пункт номер 865: «Лозунг “Православие или смерть!”, размещённый в интернет-ресурсе www.russiansymbol.ru (решение Черёмушкинского районного суда г. Москвы от 21.12.2010)».

Напомню, что этот лозунг был напечатан на футболках, продававшихся через Интернет. Дело тянется ещё с лета прошлого года, когда экспертизу передали Российскому институту культурологии, который и пришёл к выводу, что эта надпись возбуждает религиозную вражду и пропагандирует превосходство граждан одной религии по отношению к другой. Для любого православного очевидно, что институт этот просто выявил полную профнепригодность своих культурологов. Ведь известно, что это лозунг афонских монахов, выбирающих между православием и духовной смертью для себя, а не для других. Священник Георгий Рощин, зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, высказался о лозунге «Православие и смерть!» так: «Смысл высказывания в том, что верующий человек ставит религиозные ценности выше собственной жизни, об этом говорит и Евангелие. Такая фраза раскрывает нам смысл веры, внутреннее стремление человека к Богу». Но Черёмушкинский суд принял, с позволения сказать, «экспертизу» культурологов и вынес решение.

Может, стоило Минюсту не торопиться с включением лозунга в список экстремистских материалов? Ведь к этому времени другой московский суд – Люблинский – рассмотрел аналогичное дело и отклонил представление прокуратуры признать надпись на футболке «Православие или смерть!» экстремистской. Здесь суд принял ко вниманию мнение эксперта Славянского правового центра, учёного из Института Европы РАН Р. Н. Лункина: «Монахи трактовали этот лозунг как отстаивание православия как спасительной веры в противовес духовной смерти без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти. В России лозунг «Православие или смерть» с 1990-х годов стали использовать православные консерваторы, сторонники монархических движений, противники экуменизма, а также православные музыканты и актёры (Константин Кинчев, Иван Охлобыстин) и священнослужители (игумен Сергий (Рыбко)). «Православие или смерть» стал символом приверженности религиозному консерватизму, просто православию как религии в целом, православию как единственному спасению России».

...Вот от всей этой несуразицы и забурлило в душе: да когда ж у нас в Отечестве порядок будет!

Закончив, наконец, привинчивать колесо, я подумал, что для того, чтоб не ожесточаться, нужно просто вспомнить эти суды – ведь не раз бывал там – и то, в каком аврале они все работают. Когда нет возможности вникать, и чтоб выжить, ещё нужно постоянно «нос по ветру держать» – что за ветры дуют над нами, чай, опять с русским экстремизмом боремся?.. Хоть и получают они заоблачные зарплаты, а всё-таки жалко тётушек-судей, себе такой жизни не пожелал бы. В своё время у меня и мама из судей ушла в юрисконсульты: «Приговоры людям выносить тяжело...»

«Так что Бог всем им судья...» – миролюбиво подумал я. Но остановился вдруг от мысли: «А это Ему надо? Судьёй-то быть? И что же мы это Господа нашего всё время по линии третьей власти толкаем – судить? Ведь высшая власть не в том, чтобы судить, а в том, чтобы миловать. Не случайно ведь носитель высшей власти на Руси – Царь – судить не мог, а миловать преступников – да...»

Ведь сказал апостол: «Милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13).

...А в командировку в глубинку мы всей редакционной бригадой съездили-таки. Славная получилась поездка: познакомились с прекрасными людьми, душевно поговорили, чаю с плюшками попили. Скоро об этом вы в газете прочитаете. Вот так.

Игорь ИВАНОВ




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга