ЖИВОЕ СЛОВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ПРИНАДЛЕЖИТ БОГУ
Протоиерей Сергий Шерфетдинов (Мурманская обл., п. Видяево – база подводных лодок Северного флота): – Хаять огульно то время нельзя. Я с благодарностью вспоминаю учителей и многих людей, с которыми был знаком. Были среди них и коммунисты, но для меня это не имеет значения. Другое дело – советская идеология. Это была великая ложь, сердцевина её – обман, предлагалось рай построить на земле, отказаться от устремлённости в Небо. Конечно, это противно душе-христианке и не может быть принято. Но история человечества – она не прерывается, она всё равно Божья, и каждый день Божий, приходится ли он на эпоху монархии, социализма или так называемой демократии. Мы всё это обсуждаем с офицерами нашей базы, они живут воспоминаниями о прошлом, видят, что происходит, удручены этим, и я их понимаю. Мы все скорбим, что лишены той внешней мощи, что была прежде. Но, с другой стороны, Господь говорит, что сила Его совершается в немощи. И эта немощь должна послужить возрождению духовному и, как следствие, возрождению внешней мощи. Это трудно бывает объяснить. Вот скорбят офицеры, но без этой немощи пришли бы они в Церковь? Не уверен. Оставь им прежнее, и ходили бы они в походы по всему миру, гордились собой, страной, но Бог им был бы не нужен. И всё-таки болит сердце о погибших кораблях, о том, насколько ослабел наш флот. Как иначе? Ведь каждый христианин – гражданин своей Отчизны, оттого вера наша воспитывает настоящих, честных, бескорыстных защитников своей родины. Многие это поняли. Обращаются к Господу военные моряки – лучшая часть нашего общества, прошедшая самый строгий отбор. После жертвы «Курска» стало больше внимания уделяться флоту. Лодки начали ходить в море. У нас в Видяево выросли два Никольских храма, хотя наполняемость их оставляет желать лучшего. Это наша вина. Задача каждого священника, христианина – светить, привлекать всех своей любовью, чтобы души искали тебя, грелись рядом с тобой. Нам нужно становиться настоящими, живыми христианами, чтобы исцелить те раны, которые были нанесены стране. Протоиерей Сергий Гомаюнов (г. Вятка): – Для меня само понятие «советское прошлое» не из тех, которые я бы употреблял или применял. Прошлое – это то, что принадлежит Богу и тем, кто в Него верует. Как сказано у апостола Павла, «или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее – всё ваше». Ведь мы же Христовы. История – это то, что принадлежит христианам, мы несём за неё ответственность. У графа Михаила Толстого есть такая книга – «История Русской Церкви». Но Церкви там посвящено менее трети текста, а прочее – просто история России. И вся история мира – это тоже какие-то разделы истории Церкви. Поэтому для меня «советское прошлое» – это не то прошлое, которое принадлежало коммунистам или комсомольцам, не сущность того времени, а просто название эпохи. Сущностью был и остаётся промысел Божий. Как и в том, что происходило до революции, мы ищем и находим в советском времени то, что нас вдохновляет, служит для нас примером. Мы с удивлением и радостью обнаруживаем, что даже в неверующем человеке, воспитанном в христианской культуре, дышит Господь. И вместе с тем мы видим, как страшно быть противником Бога, чем это заканчивается. Но для нас, тех, кто жил в советскую эпоху, ни в коем случае не нужно давать ей оценку – плохой она была или хорошей. Она была научающей – вот главное. Мы все знаем, как много радостного было в то время, и слава Богу! Эту радость я находил даже в воспоминаниях людей, которые прошли через лагеря, ссылки. Меня это не раз поражало. Снова вспоминаются слова апостола Павла о том, что там, где умножаются скорби, преизобилует и благодать. Хорошее всегда просвечивает, как бы ни пытались его исказить, закрыть от взгляда. Поэтому для меня так важно не делить историю, не разрывать её на части: вот эту мы приемлем, вот эту – нет. Важнее то, что их объединяет: промысел Божий, наша ответственность за всё, что происходит. Протоиерей Александр Коптев (Архангельская обл., г. Онега): – От истории не откажешься, от неё никуда не деться. Но дело в том, что христианство проходит через неё красной нитью. Проходит через гонения Нерона и Диоклетиана, через испытания и искушения. Одна эпоха сменяет другую, а христианство остаётся. Советские годы – это миг для истории, а Христос один и тот же на все времена, и Церковь была и будет. На всё воля Божия. Если какой-то правитель плохой, значит, народ его заслуживает и должен вынести урок из случившегося. Сделать это непросто, и мы должны быть очень деликатны в этом вопросе. Сейчас очень много людей, которые попали в жернова истории. Они выросли в деревнях, где не было священника, они не видели света. Неужели будем говорить: они отступники? Нет, конечно, в отношении к людям, которые строили коммунистическое государство, не должно быть негативного отношения. Винить их нельзя. Будем верить, что они смогут сами сделать шаг навстречу Богу, и тогда Господь сделает десять шагов им навстречу. Не нужно никого осуждать. Слышишь иногда, что вот такой-то руководитель стоит в Церкви, свечки ставит, значит, он «перекрасился». Это далеко не всегда так. Пришло время, и человек созрел для Бога. Может, потому его Господь и поставил на это место, чтобы его не занял богоборец. Нужно добрее относиться к людям. Есть время воевать, и есть время мириться, время разрушать и время строить. Я родился в 1962 году, был и пионером, и комсомольцем. Было много плохого, много хорошего, по-разному. Но христиане во всём стараются находить хорошее, поэтому они и христиане. Главное – человеком оставаться, а хороших людей всегда было больше и в социалистических странах, и в несоциалистических. Не строй портит человека, просто есть люди, которые привыкли жить за чужой счёт, всех подминать под себя, они были раньше, есть и сейчас. Но не на них всё держится, а на тех, кто болеет за свою страну. Если бы не они, разве бы мы что-то построили, совершили? Без них и страны бы не было. | |