ЖИВОЕ СЛОВО НУЖНО ЛИ ЖЕРТВОВАТЬ ДЕСЯТИНУ?
Протоиерей Артемий Эмке (г. Мирный Архангельской обл.): – Такого ветхозаветного подхода, формального, у нас нет. Но если я верую, что Церковь – моя мать, а мать нужно содержать, то по мере любви буду это делать. Если нет возможности, то можно давать и меньше десятины, кто сколько сможет. Если не хватает средств, то можно просто потрудиться на благо прихода. Труд какой-нибудь бабушки, которая помогает в храме, может быть вменён в большую жертву, чем миллионные пожертвования нувориша. У нас, в Мирном, есть прихожане, которые жертвуют десятую часть, а некоторые каются на исповеди, что у них не хватает духа отдавать столько, но они просят Бога помочь им решиться на этот шаг. Это их выбор, священник не имеет права что-то требовать. Пожертвование должно быть добровольным. Но если человек решился отдавать именно десятину, то здесь, бывает, возникает вопрос: входит ли в неё только то, что жертвуешь Церкви, или к десятине относятся и пожертвования обездоленным, больным, нуждающимся в помощи. На этот счёт есть разные мнения, но важно понимать, что такое благотворительность, что она значит для нашего спасения. Жертвует ли человек на храм, или пострадавшим от стихийных бедствий – и то, и другое благотворно для его сердца, оно будет становиться всё вместительнее. Когда нужды других людей воспринимаешь как свои, в тебе растёт любовь, твоё сердце становится всё более открыто для приятия благодати Божией. Поэтому дающий Богу взаймы не останется в накладе. Не то чтобы на него золотой дождь прольётся, но счастья, радости в его жизни станет больше. Если есть понимание этого, не нужно будет напоминать о необходимости жертвовать. Как правило, когда священник объясняет, на что нужны деньги, всё решается естественным образом. Люди понимают, что деньги действительно необходимы, и подчас готовы отдать едва ли не последнее. Когда у нас в храме начинаются какие-то работы, появляются нужды, мы обращаемся к прихожанам, стараемся объяснить, что это наше общее дело. Например, прошлым летом предлагали помочь пострадавшим от пожаров, а в этом году – пострадавшим от землетрясения в Японии. Люди откликнулись. Помощь была отправлена на восстановление православных храмов, построенных на скудные средства японских христиан. Сейчас, когда они лишились всего, им труднее, чем нам. Ещё просили жертвовать на воскресную школу. Сначала – на стены (при этом каждый брус мы подписывали, упоминая тех, на чьи деньги он был куплен). Сейчас собираем на окна. Постоянно отчитываемся, сколько собрано, что закуплено. И когда человек видит, что каждая его копейка идёт в дело, он подчас и больше десятины жертвует. Ведь это очень важно для каждого из нас – чувство сопричастности хорошему делу, понимание, что заработанные им деньги приносят добрые плоды. Поэтому уговаривать никого не приходится. Протоиерей Виталий Размыслов (Свято-Троицкий приход с. Слудка, Республика Коми): – При рождении Новозаветной Церкви понятия о десятине не было. Когда люди вступали в общину, они отдавали всё своё имущество, без остатка. Впоследствии, когда этот обычай сохранился только у монашествующих, десятина не возобновилась. Церковный приход сам решал, платить её или нет, но никогда не было такого в истории Церкви, чтобы её взимали принудительно. В сектах такое иногда наблюдается, у нас – нет. Вспомним, как Господь одобрил лепту вдовы, из этого и нужно исходить. Кто сколько может, пусть столько и жертвует. Главное – понимать, что не Господу наши деньги нужны, а нам полезно быть щедрыми. Когда человек думает, что он делает Богу одолжение, пользы ему не будет. Жертва должна быть безукоризненно-чистой, не ради тщеславия, не для того, чтобы откупиться. Важно, чтобы родился настрой души – отдавать, а не брать, требовать, грести под себя. Вот сейчас много нуждающихся, много больных детей, которым срочно необходимы деньги на операцию. Когда приходится выбирать, отдать ли деньги на строительство храма или умирающему ребёнку, то игнорировать беду человека – это не совсем христианский путь. Я думаю, что, конечно, в первую очередь должна проявляться любовь. И когда будет любовь, будут и храмы. Я не знаю, отдаёт ли кто из моих прихожан в Слудке десятину, так как не считал их доходов. Иной раз просишь помочь – и встречаешь полное равнодушие. А другой раз и не просишь, а человек отдаёт то, в чём сам нуждается. Помню, нужно было штукатурить церковь, и человек продал машину, чтобы помочь. Он не был жителем Слудки и вообще не имел к ней никакого отношения. Просто христианин. С тех пор у него такой хорошей машины уже не было, были другие – похуже. Старушки жертвуют. Иной раз просто диву даёшься: приносит по пять тысяч, хотя пенсия мизерная. Это явно больше десятины; собирала, наверное, отказывая себе во всём, как та евангельская вдова. Или вот случай: храм очень намокал, необходима была гидроизоляция. А денег нет. Вдруг руководитель строительной фирмы сам вызвался помочь, всё быстро сделали. Это бывает редко, но в самый нужный момент, когда от отчаяния опускаются руки и ты ни у кого уже ничего не просишь. Нечем платить за дрова, нечем платить истопнику, и вдруг кто-то приносит нужную сумму. Так и живём. Чудом. Не десятина нужна. Нужно, чтобы сердце твоё было открыто для Бога. И тогда, если кому-то понадобится помощь, Господь тебе скажет об этом, и ты Его услышишь. Если ты готов услышать – услышишь. Эта готовность очень важна. А одно доброе дело влечёт за собой другое, что-то прорывается в человеке, и он оказывается там, где он нужнее всего. Отец Александр Попов (п. Кильмезь Кировской обл.): – Мы не обязываем никого. Люди видят: часовенку строим, благоустраиваем кладбище, устанавливаем поклонные кресты, – и сами тянутся помочь. Если прихожане уверены, что средства пойдут на конкретное дело, то не скупятся сами и идут по посёлку собирать деньги. Мы никого не заставляем и не принуждаем. Вот имеется у нас библиотека, нужно организовать подписку газет, журналов. Народ видит: это благое дело, и помогает молодёжи духовно развиваться, не отказывает в помощи. И когда в Кильмези собираются люди на Крупинские чтения, то жертвуют, и сам Владимир Николаевич Крупин тоже. Я против того, чтобы обязывать. Всё должно идти от души. Недавно два КамАЗа леса привёз человек, ни копейки не взял. Привёз, и всё! Спаси Господи! Другой пример: третий год один из жителей строит на въезде в посёлок часовню во имя великорецкого образа святого Николая Чудотворца. Потихонечку. Сам. Времена сейчас не лучшие, людям тяжело, и они обращаются к Богу, а когда что-то получается – благодарят, как могут. Я не сторонник десятины. Люди сами должны видеть, где нужна помощь. Спасительно, когда они сами беспокоятся, размышляют, где и чем помочь. | |