ХРОНОГРАФ


У ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

Игорь Иванов

Лето – пора паломничеств. Этому газетному штампу журналисты православных изданий, в том числе и мы, отдали дань в своё время. Однако и по сей день для нас это не пустые слова. Коротким северным летом стараемся побывать не столько в отпусках, сколько в дальних командировках. В июле их было две. Первая – в южном направлении, через Вятку на Каму. Одна из счастливых возможностей таких поездок – остановиться на ночлег не в гостинице, а в палатке: свернёшь с трассы к какому-нибудь ручью, над которым уже поднимается вечерний туман, разведёшь костёр и долго потом глядишь в огонь, непонятно о чём думая. Когда сморит – нырком в спальный мешок и в сон под комариное бунчание снаружи... А утром проснуться под чириканье птиц, по росе пройти за водой... Чего городскому жителю ещё желать для счастья!

Днём же – от храма к храму, от человека к человеку. И вот так заезжаешь в гости к очередному будущему герою публикации, а он: «Как вы к этому относитесь?» – «К чему?» – «Как к чему? К происшествию... с кораблём, который утонул». Оказывается, произошла трагедия, о которой говорит вся страна. А ты и не в курсе. Да, признаться, и не хочется ничего знать в это благословенное время поездок – такая редкая возможность выключиться из потока новостей, в которых практически одни перепевы старого. Вот и с затонувшей «Булгарией»: начнёшь углубляться в тему, и тут закоренелые наши проблемы. Алчность так называемых предпринимателей, отправивших в рейс неисправный, да ещё и перегруженный теплоход, приправлена безответственностью чиновников, выдавших разрешение на неисправную технику (вряд ли тут обошлось без «подношения») плюс проморгавших деятельность турфирмы без лицензии.

Злая воля человеческая, не имеющая опоры в совести, в заповедях Божиих, всё время стремится подгрызть основы нашей безопасности – тонкую защитную оболочку того мира, который мы создали вокруг. Иногда это получается. А в последнее время – всё чаще.

Вернувшись из командировки, через несколько дней отправляемся в следующую, на сей раз в северном направлении. Путь лежит в один из дальних (не буду использовать слово «медвежьих», хотя медведей там расплодилось довольно) уголков Архангельской области – на Мезень. В багажнике снова палатка и спальники, а также запас консервов для автономного существования.

И вот едем мы себе по плану экспедиции, заезжаем в деревушки и сёла, толкуя с людьми о жизни и проблемах, как вдруг в одной из деревень – вопрос: «Ну, и как вы к этому относитесь?» – и показывают рукой в сторону телевизора. Что там, Господи, случилось опять?! На сей раз у наших северных соседей. В центре столицы Норвегии какой-то одержимый гомосексуалист и борец с исламом расстрелял несколько десятков соотечественников и учинил взрыв. Ещё одно проявление злой человеческой воли – на сей раз в экономическом раю, коим является самая благополучная страна Европы. Случай этот заставил комментаторов вспомнить Достоевского с его «Записками из Подполья». Писатель размышлял про ту страну и время, где приземлится вещая птица благополучия Каган. «Ведь глуп человек, глуп феноменально. Нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен, упрёт руки в боки и скажет нам всем: а что, господа, не столкнуть ли всё это благоразумие с одного разу... единственно с тою целью, чтоб... нам опять по своей глупой воле пожить! И с чего это взяли все эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения?.. Человеку надо – одного только самостоятельного хотенья».

Ужасно жалко жертв, тем более что среди них немало детей. Понимаю тех, кто через всю знойную Москву едет к норвежскому посольству возложить цветы и зажечь свечи. Невольно задумаешься: именно Норвегия считается общественно-политическим идеалом даже для нынешних наших радикальных социалистов. Значит, не всё ладно в королевстве, несмотря на благополучие и социальную справедливость...

Но перед глазами моими стоят картины северных деревень. А там не только удивительные закаты над Мезенью и скромная величавость старинных хором. Там – и почти пересохшая река, про которую местные говорят «умерла», и заброшенность деревень, откуда продолжается активный отток населения, и почти поголовно спившиеся мужики, да что там – бабы тоже.

Пьют больше, чем в советское время. Почти всё мужское непьющее население закодировано от алкоголя – кто на год, кто на пять лет. «Зашиваются» в городской клинике жуткими лекарствами, которые при срыве вызывают не только рвоту и судороги, но и убить могут. Нет, не излечиваются, а томительно ждут, когда закончится срок кодирования, чтобы «оторваться» по полной. Так страхом восполняется нехватка собственной доброй воли. А ведь на Мезени живёт коренной русский народ, крещёный и признающий Бога, только теперь совсем не воспринимающий Его как Источник жизненной силы.

А по соседству обитают другого рода несчастные, безвольные люди. Их страсть – к деньгам. Они травят алкогольным суррогатом своих же односельчан. И часто лишь одно – страх, что отчаявшиеся жёны спивающихся мужиков сожгут их магазины и избы, способно удержать их. И чем эти мелкие, потерявшие стыд горе-коммерсанты отличаются от чиновников, отравляющих жизнь всей страны?

Согласно опросам, в стране осталось лишь 9% граждан, которые не дают «на лапу», – еще 10 лет назад таковым был каждый четвёртый. Читаю сообщение МВД: средний размер взятки в России достиг 293 тыс. рублей, и за последние полгода он вырос в пять раз. При этом суды ловят в основном (85%) лишь мелких взяточников. Зампред комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков так комментирует это: «По моим ощущениям, сейчас все в ожидании то ли конца, то ли каких-то глобальных перемен и воруют так вдохновенно, как в последний раз. У нас на любой рубль инвестиций в экономику приходится два украденных». Удручающие цифры. Они – как приговор той системе, которую мы выстроили.

Святитель Николай Сербский писал об основных мотивах, движущих людьми: личная прибыль и собственные удовольствия; семейные и кровные узы; общественные законы; совесть и чувство присутствия Живого Бога.

Если человек не знает Бога, он отступает на вторую «линию обороны»; не удержав её, цепляется за законодательные запреты – и так далее, откатывается до низшего мотива. «Так происходит деградация человека и гибель, – пишет святитель. – Гибель, ибо и последнюю линию обороны может потерять человек. И тогда ему уже не остаётся ничего, кроме тупого безразличия ко всему, отчаяния и – самоубийства».

Страшно признать, что мы сдаём эту последнюю линию обороны, что безразличие и отчаяние поглощают нас.

«От нас зависит, что мы будем делать и как будем жить, – говорил афонский старец Порфирий. – Лучше всего, детка, не идти средним путём христианина, потому что он весьма тяжёл. Мы должны преодолеть этот этап, оторваться от земли и высоко подпрыгнуть, с любовью ко Христу. Тогда всё становится лёгким! Возлюбив Христа, мы уже не впадаем в грехи, и тогда мы – вне среднего пути, тогда мы – настоящие христиане. Или будем жить с Христом и у нас будет Божественный опыт в жизни и счастье, или будем жить в тоске и печали. Середины нет: или так – или наоборот».

Вот только что может заставить «подпрыгнуть» ослабевшего русского человека? Что воспламенит в нас любовь к Спасителю? Духовное просвещение? Страх самоликвидации? «Железная рука»? Всеобщая катастрофа? Война?..

Игорь ИВАНОВ




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга