ВЗГЛЯД ДЕРЖАТЬСЯ ХОРОШЕГО
В этом номере газеты завершается публикация глав из повести «Вовкины звездопады» Анатолия Сакова, моего давнего товарища, почившего полгода назад. Основана она на собственной биографии Анатолия, есть в ней и художественный вымысел. Ценно в ней и то, что узнаваемо, ярко описана послевоенная эпоха. Главное же содержание повести – в исканиях юной души, в поисках правды, которая, как правило, предшествует поиску Истины. Вспоминаю забавный случай из 80-х годов. Это были годы религиозной активности в обществе, народ потянулся к Богу. И мне тоже хотелось везде поспеть, всё увидеть, поучаствовать во всём происходящем. С Анатолием мы решили впервые Великий пост провести, как подобает православным людям. Анатолий прежде имел опыт голодания и неделями жил на воде, а у меня такого опыта не было. Да и сам смысл поста нам был неведом. Я был предпринимателем, Анатолий работал тележурналистом. В первое воскресенье поста договорились пойти на службу. Куда пойти? Храм был только на окраине города, в местечке Кочпон. Далековато. Анатолий предложил пойти в молитвенный дом в спальном микрорайоне Орбита, где он жил. Мол, вроде бы там тоже церковь, тоже молятся. Пришли спозаранку. Деревянный дом украшен крестом, всё нормально. В те годы храмы ещё только начали открываться и во многих местах были молитвенные дома, как и сейчас кое-где. Стал подходить народ, вместе со всеми мы зашли внутрь. Убранство не удивило: всё простенько и скромно. Ряды стульев, крест на месте, где должен быть алтарь. Видно, не успели соорудить. Началась служба, запели. Потом пастырь, почему-то без облачения, сказал проповедь. Говорил из Евангелия, правильно и понятно. Затем все встали на колени и по очереди стали вслух молиться. Мы с Анатолием встали, переглянулись, но на колени не опустились. К такому повороту событий мы не были готовы. Так и простояли столбами, чувствуя себя неуютно среди стоящих на коленях. По окончании службы выяснилось, что попали мы к баптистам – тогда у них ещё не было большого храма. Посмеялись друг над другом: ничего себе, Великий пост с чего начали! Возле остановки стали прощаться, а тут – лотошница с мороженым. Беру себе и Анатолию, но он с возмущением говорит: «Пост идёт, какое лакомство?!» Я отвечаю: «А в секте оказаться – разве меньший грех, хоть и попали сдуру?» Так – в спешке, без наставничества, без благословения – многие тогда оказывались не там, где истина, а в лжеучении. По милости Своей Господь не допустил нашей погибели, а народу в том собрании было немало. Как они там оказались, кого послушали, чей дух привлёк их туда? Хотя и крестился я в конце 60-х, юношей, в действительности веры не знал, не понимал, а что узнавал, в голове и сердце надолго не задерживалось. Внутренний духовный человек не созидается в суете и поспешности. Не было времени осмыслить увиденное, услышанное и прочитанное. До конца 80-х шёл бессмысленный процесс накопления. Восторг от новых впечатлений заслонял прежнее и заставлял забыть то, чем ты ещё недавно восхищался. Вроде и питался от чистых источников, а духовного роста, пользы не было. Причина – не было духовного руководства, Евангелие было закрыто. Так безрассудный строитель никак не может начать строительство, всё собирает стройматериалы в одну кучу. Нижнее гниёт, деформируется, приходит в негодность, а он валит и валит сверху – строить ему некогда. Не скоро и я понял, что не от полученной информации происходит духовный рост, а от духа, который стоит за ней. А дух бывает разный. В спешке не сразу поймёшь, разберёшься. Как на празднике от обилия пищи на столах можно, наевшись без меры и без разбору, помереть, так и в жизни духовной. Было время, полки в моём доме ломились от разных книг, газет, брошюр сомнительного содержания. Выпускались они не всегда добросовестными издателями, зачастую не без корысти. Долго потом избавлялся. Но прежде весь этот мусор перечитал и ненужное, как потом оказалось, в памяти всё-таки отложилось. Так было до тех пор, пока не полюбил Священное Писание. Господь нам предлагает словами апостола Павла: «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Всё испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 19-21). Прекрасный рецепт – держаться хорошего. Мне иногда советуют прочитать ту или иную книгу. Я не отказываюсь – знаю, что предлагают от души, и не хочу обижать. Но читаю не всё. Ещё прочитанного ранее не успел осмыслить, сравнить с Писанием, а тут – новое. Сейчас в православном мире изобилие книг, фильмов, аудиозаписей, всё хочется прочитать, увидеть, послушать. Богатая трапеза у Господа, читают много, и это хорошо. Плохо, что порой без разбора, а Евангелие, откровение Бога, остаётся в стороне, а то и под слоем пыли. Такое увлечение едва ли полезно, потому что вместе с информацией принимается дух автора. Это не всегда Дух Божий. С такими, набравшимися «знаний», порой очень трудно беседовать. Верю и батюшкам – нелегко с прихожанами, увлёкшимися чтением без разбору. Часто такие «знайки» упорно стоят на своём, а если и соглашаются, то внутри остаётся противление. Это дух, а совладать с этим очень тяжело. Спрашиваешь: «Откуда вы это взяли? Назовите источник». Отвечают: такой-то батюшка сказал или в газете написано было. Апостол Павел пишет: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает» (1 Кор. 10, 23). Действительно, всё ли к укреплению нашего духа? Может, наоборот – к расстройству? Легко дух повредить, исправлять придётся долго. Всё, что не назидает (oikodomei – в греческом тексте означает «строительство, созидание»), нанесёт нам вред, произведёт разруху в уме. Часто приходят письма, в которые вложены ксерокопии статей из разных газет, а то и целиком газеты. Шлют, стремясь порой поделиться новыми пророчествами, сомнительными откровениями, желают направить на путь, который мне не знаком, который нашли с чьей-то помощью. Причём предлагают не сектанты, а свои, православные. Спрашиваешь в письме: «А как ваш батюшка к этому относится?» Отвечают: «Наш батюшка очень занят, к нему не подступишься», или: «Он ещё молод, не знает ничего», и прочее в таком духе, явно не Божием. Почему-то к житейским делам у нас бывает подход более серьёзный: в огороде ли своём, на кухне, в магазине не хватаем что попало, семь раз подумаем. В духовном же строительстве – легкомыслие, пренебрежение Священным Писанием; принимаем на веру всё, что на глаза попадётся, что в уши залетит, лишь бы новенькое что-нибудь. А спроси, о чём была последняя проповедь в храме, – не вспомнят. Евангелие под рукой должно быть, а лучше – в сердце. С ним надо сверять всякую литературу, прежде чем принять за истину. Нас Господь создал разумными тварями и желает с нами общаться на Его языке, по Его слову. «Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1 Ин. 5, 20). Господь дал нам свет Евангелия и разум познания Его для того, чтобы мы этим пользовались, а мы подчас строим преграды из суеверий, слухов и ересей вместо общения с Ним. Господь желает единства с Ним и друг с другом. А сколько разногласий происходит на приходах оттого, что кто-то сам прельстился прочитанным и упорно пытается это навязать другим. Объяснение одно: «Хочу как лучше». Происходит разделение, а что разделяет – не от Господа. Бог соединяет нас друг с другом и с Ним Самим. Как же мы можем едиными устами славить Бога, когда внутри нас борьба? Апостол Павел предостерегает: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16, 17). Промысл Бога о нас в том, как пишет апостол Павел, чтобы «быть в единомыслии между собою, по [учению] Христа Иисуса» (Рим. 15, 4-5). Если не по учению Христа да не единодушно, в разномыслии, то имя Божие будет хулиться нашими устами, а не славиться. Единство духа сохраняет веру, умножает её, укрепляет и делает общей. ...Вот на такие размышления навело меня воспоминание об одном эпизоде из годов минувших. В тот воскресный день съели мы с Анатолием Саковым по мороженому, а в следующее воскресенье поехали на окраину в православный храм. Так началось наше настоящее воцерковление. Иеродиакон Варнава (Трудов) | |