КОЛОКОЛЬЧИК

С НОВЫМ ГОДОМ!

Да-да, мы не ошиблись, друзья! Ведь по церковному календарю год начинается не 1 января, а 14 сентября (по новому стилю). По-древнерусски год называется «лето», поэтому и праздник именовался «новолетием». В первый день нового года в храмах совершалась особая служба – чин летопроводства, то есть проводов года.

Встреча нового лета проходила во многих городах Руси, а в XVII столетии достигла особой пышности. Самой великолепной и красочной эта церемония была, конечно же, на Соборной площади в Москве, ведь в ней участвовали глава Русской Церкви – патриарх, и царь.

С утра проходили в соборах праздничные службы, а затем начиналась самая торжественная и яркая часть церемонии – как бы мы сейчас сказали, парад. На площади, между царским Теремным дворцом и Успенским собором, стояли войска – каждый полк в обмундировании своей расцветки, с ружьями, знамёнами и барабанами. Лошади – под богатыми попонами.

На специально сооружённом помосте, устланном коврами, располагались два кресла наподобие тронов: для царя и для патриарха. Под звуки колоколов из Успенского собора, окончив праздничную службу, выходил патриарх в сопровождении духовенства и шёл крестным ходом с народом, а потом трижды осенял крестом и желал ему счастливого царствования. Затем все, кто был на площади, поздравляли царя и патриарха, проходя мимо помоста с низким поклоном. Один немецкий посол рассказывал в письме на родину о таком празднике в 1675 году. Он зорко подмечал каждую деталь: что облачение патриарха украшено золотом, жемчугом и драгоценными камнями, что крест лежит на золотом блюде, а глядя на Евангелие в переплёте, усыпанном золотом и драгоценными камнями, чужеземец мысленно прикидывает его возможную стоимость: «...как уверяют – больше ста тысяч злотых».

Но больше всего гостя поразило вот что: «Когда князь и епископ кончили свои речи, то военачальники, находившиеся на левой стороне, и бесчисленное множество войск, наполнявших площадь, и весь народ – все в одно мгновение ока ударили челом до земли. Царь отвечал на их приветствие поклоном. Это была поистине самая трогательная картина благоговейного почтения венценосцу».

Когда же начался праздничный пир, царь оказал послам милость: по русскому обычаю в знак особого расположения им прислали тридцать блюд с кушаньями с царского стола. «Но всё это было не по нашему немецкому желудку», – с сожалением заключает свой рассказ иностранец. Не зря народная поговорка гласит: «Что русскому хорошо, то немцу смерть».

Вот так пышно праздновали встречу Нового года наши предки, моля Бога даровать Отечеству и всем его гражданам мира и благоденствия.

(Использован текст Н. Петровой на сайте храма прп. Серафима в Кожухове)

БАБУШКИНЫ РАССКАЗЫ

Здравствуйте, ребятки! Давненько мы не видались! А вот уж и Новый год наступил, по церковному-то календарю. Помню, я ещё ма-аненькая была, слышала от старых людей рассказы про то, как день Новолетия на Руси встречали. Весело на деревне об эту пору! Урожай убрали, на полях покойно, в лесах светло. А леса-то стоят красуются – так их осень убрала! Рябинка как хороша! Не зря даже «рябинкины именины» в сентябре отмечали: солнышко на убыль пошло – а её грозди всё жарче горят! В этот день ветки с ягодами на зиму между оконных рам клали – пусть согревают своим видом в стужу.

Любил народ у нас пошутить, вот и придумал для новогодних дней и обряд. Смешно сказать: похороны мух да тараканов! Как холода наступали – эти надоедливые спутники крестьянина сами помирали, и им устраивали «проводы». Девушки наряжались, делали из свёклы и редьки гробики и притворно плакали.

И парни себе занятие находили – состязались в ловкости. На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили куклу. Кому удавалось залезть на столб и снять куклу, тому почёт и всеобщее уважение. А для маленьких мальчиков Симеонов день был уж таким важным! Кому из них три года минуло, тех впервые на коня сажали в этот день. Это называлось «постриги». «Скачи, сынок! – напутствовали его старшие. – И будь верным Богу, Царю и Отечеству!» И вы, ребятки, будьте верными.