СТЕЗЯ РУССКОЙ ВЕРОЙ СМИРЕННО СПАСАЮСЬ
Дорога в Коми– Александр Васильевич, как состоялось ваше обращение к Богу? – Это произошло во время «перестройки», когда началось возрождение Церкви и стало возможным получать запретную прежде информацию, в том числе о сталинских репрессиях. Дядя Саша, брат отца, рассказал мне о том, что мои прадед и дед по линии отца были священнослужителями, а мой папа отсидел 9 лет в концлагере по политической статье. Ни о чём этом отец не рассказывал мне до конца своих дней. Умер он в 1976 году. Оказалось, что мой прадед Владимир Суворов служил священником в кладбищенской церкви Череповца. Был настоятелем этого храма. Дед Владимир Владимирович Суворов тоже пошёл по стопам своего отца: окончил семинарию, был рукоположён во священника, назначен на служение в Благовещенский храм города Архангельска. Но для того чтобы получить это место, ему нужно было жениться. Родители долго подбирали невесту: чтобы она была благочестивая и из хорошей семьи, и нашли таковую – дочку одного из богатейших людей Нижнего Новгорода, Зою Городецкую. Она была из купеческого сословия. Бабушка моя рассказывала, что её отец дружил с Алексеем Пешковым, будущим пролетарским писателем Максимом Горьким. Алексей часто приходил к ним в гости, подолгу общался с моим прадедом. Они даже нередко спорили на разные политические и другие темы. А мою бабушку, когда она была ещё маленьким ребёнком, Максим Горький качал на ноге. До женитьбы бабушка с дедушкой не встречались и не знали друг друга. Когда сыграли свадьбу, то поехали в Архангельск на приход. Дед дослужился до настоятеля. Когда советская власть начала закрывать все храмы, закрыли и Благовещенскую церковь. Многих священников Архангельской и Вологодской губерний собрали в Великом Устюге, погрузили на баржу и отправили вверх по Северной Двине и Вычегде в Коми край до посёлка Зимстан. Плыли очень долго, больше месяца. Многие умерли в пути. Никакого посёлка тогда ещё не было – людей выгрузили на берег посреди тайги. Многие ушли из жизни от голода и тифа. Там умер и мой дед, где-то в 19-м или 20-м году. Бабушка узнала об этом следующим образом. Как только деда забрали и повезли с другими священниками сначала в Великий Устюг, а потом в Коми, она сразу же поплыла на пароходе из Архангельска вслед за своим мужем. Но дальше Усть-Сысольска (будущего Сыктывкара) её не пустили. Здесь она устроилась на квартиру. Позже переехала на окраину города, почти в лес, где за нынешним железнодорожным вокзалом располагался небольшой посёлок совхоза МВД. Сейчас этого посёлка нет, на его месте находится база Коми научного центра. И вот однажды ночью к ней на квартиру постучался человек в штатском и спросил: «Здесь Зоя Суворова живёт?» – «Здесь». – «Вот вещи вашего мужа: крестик, священническое облачение. Он умер». И передал записку от священника, который его отпевал перед смертью, исповедовал и напутствовал Святыми Дарами. От дяди Саши я узнал и о другом страшном факте: как где-то под Усть-Куломом затопили баржу с офицерами царской армии. Их везли приблизительно в одно время со священниками, по тому же маршруту. Когда люди пытались выплыть, их расстреливали с берега. Отца по политической 58-й статье посадили в концлагерь за какой-то невинный анекдот. Он сидел на Дальнем Востоке, на станции Бира, с 1936 года до самого конца войны. Потом эта станция попала в Еврейский автономный округ. Восемь лет отец валил лес, потом, когда здоровье было окончательно подорвано, его перевели в лагерную библиотеку. Со своей будущей женой, моей мамой, он познакомился в лагере. Она работала там медсестрой. В 45-м году её отправили на фронт, воевать с Японией. Когда отца освободили, он дожидался маму с войны, и после её окончания, в том же 1945 году они поженились. Расписались и сыграли свадьбу 9 октября. А ровно через год, 9 октября 1946 года, родился я. Ещё через два года, опять же 9 октября, появился на свет мой средний брат Аркадий. А отец, кстати, родился 9 января 1909 года – так что число «девять» в нашей семье и для меня счастливое. На Дальнем Востоке мне пришлось пожить всего несколько месяцев. Родители приняли решение переехать к моей бабушке в Сыктывкар, чтобы быть поближе к своей родине (Архангельску), и в 1947 году отправились через всю страну в Коми. Ехали на поезде целый месяц. И я, будучи грудным ребёнком, в дороге сильно заболел, чуть не умер. Был уже в таком ослабленном состоянии, что, как мама рассказывала, даже не держал головку. Все уже думали, что я помру, но бабушка меня выходила. Она отпоила меня козьим молоком, которое брала у соседки, и вымолила у Бога. И в советское время она не прекращала молиться, постоянно ходила в Кочпонскую церковь. Дома у неё было много икон, постоянно перед ними горела лампадка. Всю оставшуюся жизнь, что она прожила в Сыктывкаре после смерти мужа, бабушка держала строгий пост, не ела ничего скоромного. На работу она не могла устроиться – её никто не брал, потому что была женой священнослужителя.
– Когда вы узнали, что предки ваши священнослужители, это как-то на вас повлияло? – Конечно. Я стал больше интересоваться всем церковным. Накупил много духовной литературы, стал её читать. Потом смотрю – вера вокруг возрождается, храмы начали возвращать Церкви, строить новые. У меня и жена верующая – воцерковилась раньше меня, постоянно ходила на службы. Она, собственно говоря, и привела меня к Богу. Крещение принял, уже будучи взрослым, вместе со своими сыновьями в Кирульской церкви. Но почва для моего обращения к Богу была подготовлена раньше. Ещё в 60-х годах, когда я учился в пединституте на филологическом факультете, нам приходилось изучать старославянский язык. Это церковнославянский так тогда назывался. И изучали мы его по церковным книгам: по старинным Евангелиям, житиям святых и прочим богословским текстам. Других-то в то время и не было на церковнославянском. А на курсе по научному атеизму религию нам подавали в перевёрнутом виде. Нужно было всё это переставить с головы на ноги, чтобы вышла правильная картина, что у меня и получилось. Сочетание этих двух наук дало мне постижение Божьего слова. Библию я начал читать ещё в институте, но тогда, к сожалению, толком к вере так и не пришёл. А вот когда от дяди Саши узнал, что у меня прадед и дед были священниками, обращение моё пошло семимильными шагами. Как только я покрестился, начал запасаться духовной литературой, читать жития. Библию и Евангелие я читаю на церковнославянском. И вот когда всё это я начал впитывать в себя, как губка, у меня стали писаться духовные стихи. Сперва о том, как вера возрождается и несёт радость людям, а потом содержание их становилось всё шире и глубже. Когда я стал приходить к Богу, на меня начали наваливаться всякие болезни. И тогда стал задумываться о смерти, о посмертной участи. Об этом родилось очень много стихов. Вначале они были мрачные. Да и время тогда, в 90-х годах, было трагическое. Всё это переосмысливалось, выливалось на бумагу. И видимо, через эти стихи весь негатив, который был во мне, я выплеснул наружу, он от меня отошёл, и появился какой-то свет в душе. Потом обо мне, как о духовном православном поэте, узнал владыка Питирим и стал приглашать на различные церковные мероприятия и большие православные праздники, где я читал свои стихи. А затем у меня самого появилась внутренняя потребность именно к такому творчеству. Чем ещё мне эта книга дорога – всё то, что написано во славу Божью, я оформил в какой-то законченный труд. Надеюсь, эта книга найдёт своих читателей, которые, возможно, ещё не знают Бога или пока что далеки от Него. А через мои переживания, через мой опыт сами будут проникаться теми же мыслями и придут к вере. По благословению владыки половина тиража будет распространяться по всем приходам и церковным лавкам Сыктывкарской епархии. Думаю, и верующие люди её тоже по достоинству оценят.
– Александр Васильевич, сейчас вам приходится много выступать перед большими аудиториями. Как родился ваш дуэт с отцом Сергием Филипповым? – Это было на столетие Кочпонского храма, на которое меня пригласил настоятель отец Филипп. Я написал стихотворение, посвящённое этому событию. А на этот день в доме епископа был запланирован концерт отца Сергия. И вот когда мы уже собирались расходиться после всех торжественных мероприятий, владыка вдруг сделал объявление: «Все приходите на выступление отца Сергия Филиппова и нашего православного поэта Александра Суворова. Он будет там читать свои стихи». Для меня это было полной неожиданностью. Никто меня об этом не предупреждал, это была полностью импровизация владыки. Я помчался домой, взял свои рукописи, переоделся, прибежал в дом епископа и успел как раз к началу встречи. Мы с отцом Сергием договорились, что он будет петь свои песни, а я в промежутках между ними буду читать стихи. Пока он пел, я подбирал подходящее по теме стихотворение, и у нас так слаженно всё получилось, всем очень понравилось. Все отметили, что наше выступление удалось, а владыка сказал, что это потому, что с Божьей помощью. И мы решили такую встречу повторить на презентации моей книги. – А сыновья ваши верующие? – Да, верующие, ходят в храм. Я уже дедушка, у меня недавно внук родился. Отец Филипп его окрестил в Кочпонской церкви. – Вам, наверное, часто задают вопрос: не родственник ли вы знаменитого полководца? – Как раз дядя Саша, который рассказал мне о трагической судьбе моих дедов и отца, раскопал почти всю нашу родословную до XVI века. Он нашёл в XVI веке нашего предка воеводу Льва Суворова, от которого пошёл весь наш род по линии Суворовых. А ещё раньше на Русь пришёл некий швед по имени Сувор, и дядя считает, что мы потомки этого шведа. А с генералиссимусом Александром Васильевичем Суворовым наше генеалогическое древо не пересекается. – Сейчас очень мало поэтов, пишущих на духовные темы именно в том православном, патриотическом духе, которым наполнены ваши стихи. Успехов вам на этом благодатном и богоугодном поприще! Записал Е. СЕРАПИОНОВ
| ||