СТЕЗЯ

РУССКОЙ ВЕРОЙ СМИРЕННО СПАСАЮСЬ

Читателям нашей газеты имя сыктывкарского поэта Александра Суворова знакомо по публикации Пилоты Божьи нынче отдыхают («Вера», № 480). Поводом для новой встречи с ним послужил выход в свет его книги «Сокровенная душа». Этот сборник полностью составлен из стихов на духовные темы и выпущен по благословению епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. В предисловии владыка, обращаясь к читателям, пишет: «С духовной радостью в сердце благословляю сие издание сборника стихов и его автора Александра Суворова с надеждой и даже уверенностью в том, что прикосновение к этому живительному источнику принесёт Вам пользу, придаст силы и умножит любовь в Вашем сердце. Духовная поэзия со времён псалмопевца Давида научила людей жить с верой в Бога, с любовью к Творцу и ближним. Духовные стихи, как иконы, и ныне помогают человеку заглянуть в невидимый мир, облегчают ему общение с Господом».

Наш корреспондент побеседовал с поэтом сразу после выхода книги.

Дорога в Коми

– Александр Васильевич, как состоялось ваше обращение к Богу?

– Это произошло во время «перестройки», когда началось возрождение Церкви и стало возможным получать запретную прежде информацию, в том числе о сталинских репрессиях. Дядя Саша, брат отца, рассказал мне о том, что мои прадед и дед по линии отца были священнослужителями, а мой папа отсидел 9 лет в концлагере по политической статье. Ни о чём этом отец не рассказывал мне до конца своих дней. Умер он в 1976 году.

Александр Суворов, сыктывкарский поэт

Оказалось, что мой прадед Владимир Суворов служил священником в кладбищенской церкви Череповца. Был настоятелем этого храма. Дед Владимир Владимирович Суворов тоже пошёл по стопам своего отца: окончил семинарию, был рукоположён во священника, назначен на служение в Благовещенский храм города Архангельска. Но для того чтобы получить это место, ему нужно было жениться. Родители долго подбирали невесту: чтобы она была благочестивая и из хорошей семьи, и нашли таковую – дочку одного из богатейших людей Нижнего Новгорода, Зою Городецкую. Она была из купеческого сословия. Бабушка моя рассказывала, что её отец дружил с Алексеем Пешковым, будущим пролетарским писателем Максимом Горьким. Алексей часто приходил к ним в гости, подолгу общался с моим прадедом. Они даже нередко спорили на разные политические и другие темы. А мою бабушку, когда она была ещё маленьким ребёнком, Максим Горький качал на ноге.

До женитьбы бабушка с дедушкой не встречались и не знали друг друга. Когда сыграли свадьбу, то поехали в Архангельск на приход. Дед дослужился до настоятеля.

Когда советская власть начала закрывать все храмы, закрыли и Благовещенскую церковь. Многих священников Архангельской и Вологодской губерний собрали в Великом Устюге, погрузили на баржу и отправили вверх по Северной Двине и Вычегде в Коми край до посёлка Зимстан. Плыли очень долго, больше месяца. Многие умерли в пути. Никакого посёлка тогда ещё не было – людей выгрузили на берег посреди тайги. Многие ушли из жизни от голода и тифа.

Там умер и мой дед, где-то в 19-м или 20-м году.

Бабушка узнала об этом следующим образом. Как только деда забрали и повезли с другими священниками сначала в Великий Устюг, а потом в Коми, она сразу же поплыла на пароходе из Архангельска вслед за своим мужем. Но дальше Усть-Сысольска (будущего Сыктывкара) её не пустили. Здесь она устроилась на квартиру. Позже переехала на окраину города, почти в лес, где за нынешним железнодорожным вокзалом располагался небольшой посёлок совхоза МВД. Сейчас этого посёлка нет, на его месте находится база Коми научного центра.

И вот однажды ночью к ней на квартиру постучался человек в штатском и спросил: «Здесь Зоя Суворова живёт?» – «Здесь». – «Вот вещи вашего мужа: крестик, священническое облачение. Он умер». И передал записку от священника, который его отпевал перед смертью, исповедовал и напутствовал Святыми Дарами.

От дяди Саши я узнал и о другом страшном факте: как где-то под Усть-Куломом затопили баржу с офицерами царской армии. Их везли приблизительно в одно время со священниками, по тому же маршруту. Когда люди пытались выплыть, их расстреливали с берега.

Отца по политической 58-й статье посадили в концлагерь за какой-то невинный анекдот. Он сидел на Дальнем Востоке, на станции Бира, с 1936 года до самого конца войны. Потом эта станция попала в Еврейский автономный округ.

Восемь лет отец валил лес, потом, когда здоровье было окончательно подорвано, его перевели в лагерную библиотеку. Со своей будущей женой, моей мамой, он познакомился в лагере. Она работала там медсестрой. В 45-м году её отправили на фронт, воевать с Японией. Когда отца освободили, он дожидался маму с войны, и после её окончания, в том же 1945 году они поженились. Расписались и сыграли свадьбу 9 октября. А ровно через год, 9 октября 1946 года, родился я. Ещё через два года, опять же 9 октября, появился на свет мой средний брат Аркадий. А отец, кстати, родился 9 января 1909 года – так что число «девять» в нашей семье и для меня счастливое.

На Дальнем Востоке мне пришлось пожить всего несколько месяцев. Родители приняли решение переехать к моей бабушке в Сыктывкар, чтобы быть поближе к своей родине (Архангельску), и в 1947 году отправились через всю страну в Коми. Ехали на поезде целый месяц. И я, будучи грудным ребёнком, в дороге сильно заболел, чуть не умер. Был уже в таком ослабленном состоянии, что, как мама рассказывала, даже не держал головку. Все уже думали, что я помру, но бабушка меня выходила. Она отпоила меня козьим молоком, которое брала у соседки, и вымолила у Бога. И в советское время она не прекращала молиться, постоянно ходила в Кочпонскую церковь. Дома у неё было много икон, постоянно перед ними горела лампадка. Всю оставшуюся жизнь, что она прожила в Сыктывкаре после смерти мужа, бабушка держала строгий пост, не ела ничего скоромного. На работу она не могла устроиться – её никто не брал, потому что была женой священнослужителя.

Обретение веры

– Когда вы узнали, что предки ваши священнослужители, это как-то на вас повлияло?

– Конечно. Я стал больше интересоваться всем церковным. Накупил много духовной литературы, стал её читать. Потом смотрю – вера вокруг возрождается, храмы начали возвращать Церкви, строить новые. У меня и жена верующая – воцерковилась раньше меня, постоянно ходила на службы. Она, собственно говоря, и привела меня к Богу. Крещение принял, уже будучи взрослым, вместе со своими сыновьями в Кирульской церкви.

Но почва для моего обращения к Богу была подготовлена раньше. Ещё в 60-х годах, когда я учился в пединституте на филологическом факультете, нам приходилось изучать старославянский язык. Это церковнославянский так тогда назывался. И изучали мы его по церковным книгам: по старинным Евангелиям, житиям святых и прочим богословским текстам. Других-то в то время и не было на церковнославянском. А на курсе по научному атеизму религию нам подавали в перевёрнутом виде. Нужно было всё это переставить с головы на ноги, чтобы вышла правильная картина, что у меня и получилось. Сочетание этих двух наук дало мне постижение Божьего слова. Библию я начал читать ещё в институте, но тогда, к сожалению, толком к вере так и не пришёл. А вот когда от дяди Саши узнал, что у меня прадед и дед были священниками, обращение моё пошло семимильными шагами.

Как только я покрестился, начал запасаться духовной литературой, читать жития. Библию и Евангелие я читаю на церковнославянском. И вот когда всё это я начал впитывать в себя, как губка, у меня стали писаться духовные стихи. Сперва о том, как вера возрождается и несёт радость людям, а потом содержание их становилось всё шире и глубже.

Когда я стал приходить к Богу, на меня начали наваливаться всякие болезни. И тогда стал задумываться о смерти, о посмертной участи. Об этом родилось очень много стихов. Вначале они были мрачные. Да и время тогда, в 90-х годах, было трагическое. Всё это переосмысливалось, выливалось на бумагу. И видимо, через эти стихи весь негатив, который был во мне, я выплеснул наружу, он от меня отошёл, и появился какой-то свет в душе.

Потом обо мне, как о духовном православном поэте, узнал владыка Питирим и стал приглашать на различные церковные мероприятия и большие православные праздники, где я читал свои стихи. А затем у меня самого появилась внутренняя потребность именно к такому творчеству.

Чем ещё мне эта книга дорога – всё то, что написано во славу Божью, я оформил в какой-то законченный труд. Надеюсь, эта книга найдёт своих читателей, которые, возможно, ещё не знают Бога или пока что далеки от Него. А через мои переживания, через мой опыт сами будут проникаться теми же мыслями и придут к вере.

По благословению владыки половина тиража будет распространяться по всем приходам и церковным лавкам Сыктывкарской епархии. Думаю, и верующие люди её тоже по достоинству оценят.

От сердца к сердцу

– Александр Васильевич, сейчас вам приходится много выступать перед большими аудиториями. Как родился ваш дуэт с отцом Сергием Филипповым?

– Это было на столетие Кочпонского храма, на которое меня пригласил настоятель отец Филипп. Я написал стихотворение, посвящённое этому событию. А на этот день в доме епископа был запланирован концерт отца Сергия. И вот когда мы уже собирались расходиться после всех торжественных мероприятий, владыка вдруг сделал объявление: «Все приходите на выступление отца Сергия Филиппова и нашего православного поэта Александра Суворова. Он будет там читать свои стихи». Для меня это было полной неожиданностью. Никто меня об этом не предупреждал, это была полностью импровизация владыки. Я помчался домой, взял свои рукописи, переоделся, прибежал в дом епископа и успел как раз к началу встречи. Мы с отцом Сергием договорились, что он будет петь свои песни, а я в промежутках между ними буду читать стихи. Пока он пел, я подбирал подходящее по теме стихотворение, и у нас так слаженно всё получилось, всем очень понравилось. Все отметили, что наше выступление удалось, а владыка сказал, что это потому, что с Божьей помощью. И мы решили такую встречу повторить на презентации моей книги.

– А сыновья ваши верующие?

– Да, верующие, ходят в храм. Я уже дедушка, у меня недавно внук родился. Отец Филипп его окрестил в Кочпонской церкви.

– Вам, наверное, часто задают вопрос: не родственник ли вы знаменитого полководца?

– Как раз дядя Саша, который рассказал мне о трагической судьбе моих дедов и отца, раскопал почти всю нашу родословную до XVI века. Он нашёл в XVI веке нашего предка воеводу Льва Суворова, от которого пошёл весь наш род по линии Суворовых. А ещё раньше на Русь пришёл некий швед по имени Сувор, и дядя считает, что мы потомки этого шведа. А с генералиссимусом Александром Васильевичем Суворовым наше генеалогическое древо не пересекается.

– Сейчас очень мало поэтов, пишущих на духовные темы именно в том православном, патриотическом духе, которым наполнены ваши стихи. Успехов вам на этом благодатном и богоугодном поприще!

Записал Е. СЕРАПИОНОВ


Вечерня

По алтарю гуляет свет закатный,
Воздел священник руки к Небесам.
Как сладко пахнет ладан благодатный –
Как будто гладит Бог по волосам.
И тает воском сердце в Отчей ласке,
И вспыхнул свет свечи, что приугас,
Не в золоте святой иконной краски,
А в тайной глубине Христовых глаз.

*   *   *
Православный всем складом души,
Русской верой смиренно спасаясь,
Образов честным сердцем касаясь
В предмолитвенной светлой тиши,
Я ислам никогда не приму,
И буддистом вовеки не буду,
И не стану приверженцем вуду,
И Талмуд тоже мне ни к чему.
И к язычеству не повернусь,
Не прельщусь инославной обманкой,
Ибо будет всегда христианкой
Православной исконная Русь.

Вера

За атмосферою –
Сфера Небес.
Господи, верую
И без чудес.
Господи, Боже мой!
Разве не Твой
В выси нехоженой
Храм огневой?
Разве рассеяна
Воля Твоя?
С верой затеяна
Боль бытия.
С верой – в сражение,
С верой – на крест.
Жду воскрешения
Сущих окрест.
Жду человечности
Новых времён,
Ведь к райской вечности
Путь устремлён.
За атмосферою –
Сфера Небес.
Господи! Верую –
Ты же воскрес.

Благодатный огонь

Свеча – от свечи, как душа – от души...
Не гаснет огонь в нашем храме.
Дыши благодатью всесветной, дыши –
Сегодня все ангелы с нами.
Ты слышишь, торжественным басом гудит
На звоннице колокол главный?
Сегодня надежды на жизнь не таит,
Ликуя, весь мир православный.
Как празднично пахнут в домах куличи!
Как праздничны речи и лица!
Свечу возжигают от вечной свечи,
Чтоб было светлее молиться.
И в этом стремлении к свету простом
Сомкнётся душа с Небесами.
Сегодня мы снова воскресли с Христом,
Сегодня все ангелы с нами.

Вес жизни

Блуждаем в дебрях естества,
В потёмках бездорожья.
Имеют вес лишь те слова,
В которых правда Божья.
Имеют вес лишь письмена
Тысячелетней веры
И боль надежды – лишь она
Уводит от химеры.
И, вечная в безбрежной мгле,
Имеет вес на свете
Любовь.
А люди на Земле
За это всё в ответе.

Постижение

Долгий путь, короткая дорога –
От неверья к честной вере в Бога,
От унынья и тоски к смиренью,
От душевной темноты к горенью.
Этот путь, томим Небесной жаждой,
Одолеть обязан в жизни каждый.
И шагаем мы вперёд упрямо
К Богу – кто извилисто, кто прямо.
И душой в евангельские строчки
Проникаем мы поодиночке,
И слова библейские всё чётче...
Ты прости нас, многогрешных, Отче!

*   *   *
Спеша прожить безбедно век свой краткий,
Нам бы подумать о душе пора,
Чтобы не сбросил в пропасть мостик шаткий,
Висячий мост всевышнего добра.
Пора решиться на святые траты
Незримого сердечного тепла,
Чтоб отдавать, не ожидая платы,
Чтобы, земные делая дела,
Разбогатеть не золотом, а духом,
Любовью душу щедро напитать.
Поймёшь ли по бухгалтерским гроссбухам,
Как возвышает Божья благодать!
Поймёшь ли по счетам в швейцарском банке
Тщету греховной жизни на земле!
Душа, как камень, требует огранки,
Чтоб воссиять звездой в небесной мгле.

*   *   *
Одиночество – боль навсегда
В недрах вечности неоткровенной.
Одинока душа, как звезда
В бесконечных потёмках Вселенной.
Для чего же вдохнул её Бог
В это грешное, бренное тело?
Для чего на ухабах эпох
Суждено ей страдать без предела?
Может быть, чтобы в муках познать
Божью истину о человеке?
Или в жизни земной предсказать
Всё, что сбудется в будущем веке?
Знаю я, что продлится и там,
За чертой, эта боль неземная.
Одинокий, иду в тихий храм,
Имя Бога душой поминая.

Милый грех

Где ты порхала, грешная,
В каких садах кружила?
Какая тьма кромешная
Тебе всю ночь служила?
Какие вина сладкие
Пила и не пьянела?
Ах, где вы, души, падкие
На ласковое тело?!.
Ах, титулы, регалии,
Дворянские покои!..
Какие вакханалии!
Безумие какое!
Какие танцы плавные
У края бездны!.. Боже!
Слова любви забавные –
Мурашками по коже...
Нет-нет, всё ладом кончится:
Ты – снова в светлом войске...
Лишь чёртик в рюмке скорчится
И подмигнёт по-свойски...

Казимиру Малевичу

«Чёрный квадрат» –
Вход в ад.

Бедняга

Какой с мерзавца спрос?
И так наказан Богом.
Душа его – вразнос,
Да по кривым дорогам.
Смотри, какой оскал –
Знать, бросив в передрягу,
Сам дьявол приласкал
И ждёт в аду беднягу.

Гитарист

Отцу Сергию

Вечерами по пятницам в баре
Ангел тихо играл на гитаре,
Так играл, что щемило в груди.
И кричал ему, выпив по пятой,
Поздней ночью пропойца завзятый:
– Что ты душу-то рвёшь! У-хо-ди!
Уходил он в ночные тревоги
По невидимой лунной дороге,
Среди звёзд сам звездой становясь.
А пропойца лежал под забором
Рядом с новым российским собором,
И не липла к пропащему грязь.
Знать не знал бедолага, что снова
В буйный бар из огня неземного
Прилетит Гитарист навсегда.
Зарокочет струна басовая,
И пропойца, почти прозревая,
Крикнет:
– Ангел, иди же сюда!
И заплачет, и стопку уронит,
И судьбой будет правильно понят.
Увезёт его «скорая» прочь.
Вслед ему усмехнётся гитара
И тихонько в безумии бара
Будет в души стучаться всю ночь.

В тени Креста

Над миром – тень Креста Господня...
Кого опять распнут сегодня –
Мучительно и не спеша?
У каждого – своя Голгофа,
Но смерть ещё не катастрофа –
Готовься к вечности, душа!
Не предавай, не продавайся,
От Божьих рук не отбивайся,
Пусть за тобою ни гроша.
Пусть ты бываешь бесшабашной,
Не забывай, что Суд, он Страшный...
Готовься к вечности, душа!
Не верь обману и злословью,
Будь счастлива одной любовью,
Дела житейские верша.
Над миром – тень Креста Господня...
Кого опять распнут сегодня?
Готовься к вечности, душа!

Защита

Идёт неочевидная война,
Смертельная, как и пристало войнам.
Гранатомёт нацелил сатана
И выстрелил мне в душу бронебойным.
Перекрещусь, молитву зашепчу,
Остановлю удар смиренным взглядом.
Не погасить Небесную свечу
Неотвратимым дьявольским снарядам.
Не выиграть нечистому врагу
Замышленную в преисподней битву,
Ведь я ни словом Богу не солгу,
Спасительную вышептав молитву.

Внукам

Привычные к большим разлукам
И к низвержению знамён,
Мы новый век оставим внукам.
Дай Бог им правильных времён.
Дай Бог им мудрости и веры,
И доброты без суеты,
И верности, и чувства меры,
Чтоб не сорваться с высоты.
Дай Бог им уберечь от горя
Россию нашу в злобах дней,
И недругов осилить в споре,
И новых обрести друзей.
Дай Бог им справедливых судей
До часа Страшного суда.
А мы за гранью вечных сутей
Опорой будем им всегда.

Вздох

Трудная дорога.
Грусть острее бритвы.
Донесись до Бога,
Вздох моей молитвы.
Не проси ни хлеба,
Ни забав, ни славы,
Донесись до Неба,
Вздох моей державы.
Словно из острога,
Словно без исхода,
Донесись до Бога,
Тихий вздох народа.
Вечная подмога,
Слабый и не главный,
Донесись до Бога,
Вздох мой православный.
Путь мой верой вышит
И с надеждой прожит.
Знаю, Бог услышит,
Верю, Бог поможет.

*   *   *
Собачий брёх в ночи
Тосклив и безутешен.
Молчи, душа, молчи –
Я тоже слаб и грешен.

Под десницей Божьей

Под Твоей десницей, Боже,
Под Твоим приглядом
Я живу честней и строже.
Враг, он где-то рядом.
Коловертит, колобродит,
Душу мне щекочет,
То напраслину возводит,
То восславить хочет.
То нагой блудницей снится,
То наградой к дате...
Но ведёт меня десница
Божьей благодати.
Нет заботы о защите
В гиблой круговерти.
Так что, бесы, не взыщите –
Я не ваш до смерти.
Да и после, в час кромешный,
Бог меня не бросит,
Но за благодать, конечно,
Очень строго спросит.

Молитва

Кипит и пенится окрестная
Неусмиримая борьба.
Услышь, Заступница Небесная,
Молитву Божьего раба.
Услышь дыхание неровное,
Услышь негромкий стук в груди.
Пусть бытие моё греховное
Грехов избегнет впереди.
И пусть святым церковным пением,
Как райским воздухом, дыша,
Неиссякаемым смирением
Наполнится моя душа.

Осень

Траурный вальс листопада.
Невыразимая грусть.
Смерти страшиться не надо,
Но отчего-то страшусь.
Видно, ещё не готово
К вечности сердце в груди,
Видно, прощальное слово
Где-то ещё впереди...
Видно, ещё не допета
Песнь моя на Небеси.
Эх, дотянуть бы до лета...
Летом тепло на Руси.
Вечный закон не нарушу,
Просто навек замолчу.
Грешную, слабую душу
Богу смиренно вручу.

Пайгармский монастырь

Небесный чуть порозовел пустырь.
Трепещет в сердце тихий свет свечи.
Всю ночь не спит Пайгармский монастырь,
Где бьют из недр студёные ключи.
Святой водой наполнена купель,
Я окунался в святость с головой.
Вот я сейчас за тридевять земель,
А душу греет той водой живой.
Я знаю, наступают холода,
Усталость тайно копится в крови...
Мой ангел, унеси меня туда
На крыльях Веры, на ветрах Любви.

                              Саранск – Сыктывкар

Путь крутой

Забыл подбородок о бритве,
Душа бесприютна давно.
В молитве, в смиренной молитве
Покой обрести мне дано.
В болезнях извериться впору,
К чужим притулиться кострам.
Но в гору карабкаюсь, в гору –
Там светится окнами храм.
Спаси меня, Боже, помилуй,
Не выдай печальной судьбе!
Всей верой, всей волей, всей силой
Служу безоглядно Тебе.
На кручах срывается сердце,
Но радостен путь мой крутой,
Ведь светлые единоверцы
Идут той же трудной тропой.

 




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга