ДОБРОСЛОВ ЧЕМ МЫ ОТЛИЧАЕМСЯ?Супруга, когда я ещё был женат, как-то заявила: «Какой же ты эгоист!» Я призадумался. Всю жизнь провёл в коллективах, а там одеяло на себя тянуть не принято. Отвечаю: «Татьяна, ты ошибаешься. Я не просто эгоист, я сверхэгоист. Эгоист хочет для себя сейчас и сразу, а я ради будущего стараюсь терпеть и оплевания, и напраслину. Пощусь, молюсь, тружусь не ради денег и своей славы, а ради славы Божией. Эгоисту это не под силу. Мелко плавает...» Однажды в доме епископа была конференция и выступающий с лекцией врач-психолог заявил: «Человеком движет стремление к собственной выгоде и собственной безопасности». Мой дух возмутился. Какие низкие мотивы! Ведь человеком движут более высокие мотивы – христианское самопожертвование, готовность отдать не только имущество, но и жизнь за други своя. Хотелось высказаться, я попросил слова, но председательствующий игумен Филипп, видя моё состояние, не дал мне выговориться. Он правильно сделал, но целую неделю потом я носил в себе слова психолога. И вдруг – озарение. «Да и ты сверхэгоист! – сказал я себе. – Ты тоже стремишься к своей выгоде, своей безопасности. Просто у христиан другие представления о выгоде и безопасности. Мы стремимся в Царствие Небесное и поэтому жертвуем мирской выгодой, земными благами, готовимся к смерти, твёрдо веруя в жизнь будущую». Нужно сказать, что к жизни будущей готовятся люди и других религиозных конфессий. Но пути наши различны. 22 октября, в день апостола Иакова Алфеева, праведного Авраама праотца и племянника его Лота, которые жили за две тысячи лет до Рождества Христова, после утренней службы спрашиваю прихожан: «Апостол Иаков был христианином?» – «Конечно, был, – отвечают мне, – это же один из первых учеников Христовых». – «Хорошо, а Авраам был христианином?» Задумались. Некоторые сказали, что был, ссылаясь на то, что ему явился Господь в образе трёх Мужей: Отца, Сына, Святого Духа. И Авраам обращался к Троице, называя Её Владыкой. Он своими глазами видел и убедился, что Бог – Троица, следовательно, общался и со Христом. В Аврааме и его сыне Исааке – духовное начало иудеев, христиан и мусульман. Пришёл Христос исправить поражённую фарисейством жизнь людей. Вдохнул новым заветом Любовь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет». Но первосвященники ветхозаветной Церкви не приняли Бога Христа, как и многих святых пророков до Него, потребовали у прокуратора Пилата: «Распни, распни Его!» И весь народ сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». С казнью Сына Божия иудеи потеряли Божию благодать, и носителями её стали последователи Христа. Христианином был и Магомет – во всяком случае, к вере его привёл двоюродный брат жены Бараках, переводчик Евангелия. Но по наущению врага рода человеческого Магомету захотелось иметь много последователей. А это оказалось легче добиться подарками и насилием, чем любовью. Насаждая ислам, они прогоняют со своих территорий иноверцев. Пример – Косово. Не приняли любви и иудеи. Они решили, что она – ненадёжное средство для господства над многолюдными народами. Пример – Хазария, когда пять-семь процентов иудеев держали в подчинении многие народы каганата. Зачем Бог нужен христианам? Чтобы научиться любить, любить Бога, всякую тварь и творение, в том числе своих врагов. Протоиерей Дмитрий Смирнов обращает внимание на то, что любовь – это не чувство, как полагают многие, а свойство человека. Любящий Бога любит всех, в том числе убогих и противных. Он не пнёт бродячую собаку или кота. Как это всё на практике? Матушка Мария – насельница нашего скита – в праведном гневе требует немедленно наказать провинившегося брата. Любовь к брату удерживает меня от её притязаний. Медлю, размышляя, что предпринять. Мучаюсь любовью к брату непутёвому, к матушке непонятливой, к себе, грешному и неразумному. Легко было бы, если б я стал на позицию начальника. Я бы легко унизил их, указав им «заслуженное место». Не грузил бы ни голову, ни сердце. Но я, слава Богу, христианин. Вечером матушка сообщает: наши трудники украли овощи, вино, деньги. Трудно засыпаю, решая утром учинить дознание. Утром решение меняю. В храме после утренней службы сообщаю всем о пропаже. При этом говорю: «Кто из вас совершил грех воровства – Бог это знает, а я не буду даже допрашивать, чтобы вор, отпираясь, не совершил ещё одного греха». Счастливый не ворует, подумалось мне, и стало несчастного очень жалко. Да, можно найти пропажу и прогнать вора. Где-то у святых отцов я даже читал, что в монастырях нельзя держать воров. Но апостол Павел пишет, обращаясь к ворам: «Кто крал, вперёд не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся». Оказывается, не все воры – пропащие люди для Царства Небесного. Или вот. Передо мной стоит бедолага – голодный, негде ночевать, нет денег, зато есть легенда о несложившейся жизни. Прогнать, отвернуться я, христианин, не могу. Не скажу, что полюбил этого человека, но жалею и помогаю. Мы его кормим, устраиваем на ночлег. Потом даём продукты, деньги на лекарства и на дорогу. Наверное, он пропьёт деньги. Это будет его грех, но не соблазнил ли я его? В душе опять скорбь. Одна несчастная особа прожила у нас больше двух недель. Пришла бы на исповедь, помолилась – может, жизнь бы и исправилась. Но нет, так и не подошла. Посылаю матушку Марию: «Забери ключи, она сегодня обещала освободить келью». Матушка всё исполнила, а к вечеру запричитала: «А может, это ангел был, а мы его выгнали!» Не на шутку заскорбела христианская душа матушки о своём поступке, хотя и совершила она его по моему благословению. Ночью радостная звонит: «Батюшка, она вернулась, можно я дам ей ключи?» «Бог благословит, дай», – отвечаю. И несчастная прожила ещё неделю. Можно было и больше. Но скит всё-таки мужской, а гостья – женщина не старая. Начались соблазны. Вот так и мучимся – по причине, которой многие не поймут. Мы не лучше других, грешим, имеем часто трудный нрав, такие же эгоисты по натуре. Но нашей цели – быть со Христом – нельзя достигнуть без любви. Этим мы и отличаемся. |