ЖИВОЕ СЛОВО «ЛУЧШЕ ОШИБИТЬСЯ В ЛЮБВИ...»
Протоиерей Александр Балыбердин (г. Вятка): – Могу ответить так. Сказано: возлюби Бога и возлюби ближнего, как самого себя. Наши отношения должны быть пронизаны любовью, любовью человеческой, которая созидается по образу любви Божией. Я надеюсь, что Господь доверяет нам. Потому, полагаю, и мы должны доверять другим людям. Наш покойный владыка Хрисанф говорил, что лучше ошибиться в любви, чем в ненависти. Это была одна из его любимых мыслей, которую он не раз высказывал. Думаю, что этим сказано всё. Но доверять людям – это значит быть готовым в том числе и к тому, что они тебя подведут, быть готовым простить их за несовершенство. Доверять – не значит обнадёживаться, воображать себе, что человек обладает какими-то особыми достоинствами. Это может смениться разочарованием. Со мной такое, конечно, случалось, как и с любым человеком, но винить в таких случаях нужно самого себя. Мы все повреждены грехом, на каждом лежит печать несовершенства. Нужно это понимать и прощать, если тебя подвели. Владыка опять же говорил: кто хочет иметь друга, должен научиться ему многое прощать. Можно продолжить: кто хочет иметь мужа или жену, единомышленников, соработников, должен смириться с тем, что люди не идеальны. Любовь не должна быть слепой, но должна быть прощающей, когда ты видишь недостатки, но сосредотачиваешься на достоинствах, видишь в человеке Христа. Христианин – это тот, кто видит в людях Христа, а не диавола. Это выстрадано многими поколениями людей. Если ты любишь человека, ты ему доверяешь. Думаю, что Бог точно так же доверяет нам. Протоиерей Василий Вольский (г. Полярные Зори Мурманской обл.): – Всяко было... Люди, которым верил, потом оказывались предателями. Просто человек узнаётся не сразу. Когда мы входим в общение, искренне доверяем тому, что он говорит, что делает. Но со временем узнаём, что во многом ошибались, все несовершенства постепенно открываются. Иной раз следуют такие откровенные пакости, что не понимаешь, как такое может быть. Зла в таких случаях не держу, стараюсь сохранять дружеские отношения, но в разведку не пойду. И с духовенством так бывало, и с мирянами. Доверительные отношения прекращаются, но рабочие остаются. В иных случаях доверие, хотя оно и подвергается испытаниям, удаётся сохранить. Псково-печерские старцы говорили: «Каждого человека принимай как ангела». В каждом видеть образ Божий – значит жить по Евангелию. Без доверия невозможно, полнота веры, я твёрдо это усвоил, включает в себя веру, доверие, верность. «Любовь верит всему», – учит апостол Павел. Без этого не создать общину; где нет доверия, не может быть настоящей любви. Что противоположно доверию? Подозрительность, мнительность. Какая уж тут любовь. Так что нужно верить, несмотря на опасность быть обманутым. Даже если мы пострадаем в результате измены, нужно понимать, что без воли Божией ничего не происходит. Искренность, открытость, нелицемерность – вот плоды любви; когда их нет, нет правды в отношениях, любовь умирает. Иерей Виктор Пантин (Каргопольский р-н Архангельской обл.): – Людям нужно, необходимо доверять, Господь от нас этого хочет. Предел нашего совершенства – когда добро для человека становится всем, он становится «прост, как голубь», утрачивая всякий интерес ко злу. Не забывает о нём, не перестаёт сознавать его опасность, оставаясь «мудр, как змий», но никакой власти над ним зло больше не имеет, не пробуждает, скажем, мнительности или обиды. Достичь этого очень трудно, но есть правила, обязательные для христианина, соблюдать которые не так уж трудно. Когда я был ещё мирянином и работал на ответственных должностях в Пушкинском доме – петербургском Институте русской литературы Российской академии наук, там, где в своё время подвизался Дмитрий Сергеевич Лихачёв, – у нас было несколько групп, направлений, между которыми бывали трения. И тогда, в общении с творческими людьми, выработался мой жизненный принцип: игнорировать компрометирующие сведения о том или ином человеке. Подходит к тебе коллега, начинает говорить: «А разве вы не знаете, Виктор Олегович...» И дальше следует рассказ о том, что такой-то совершил безнравственный поступок и тому подобное. «Не знаю, – отвечаю, – не слышал. Он сам мне о себе такого не рассказывал, а слухи, они и есть слухи». Не удивительно, что у меня не было никаких врагов. Всё это повторилось впоследствии, когда я стал священником. Священническая среда ещё сложнее, чем научная. Но если я чего-то не видел сам, то на рассказы, что кто-то имеет на меня зуб или что-то натворил, стараюсь не обращать внимания. Даже если он говорит обо мне неправду, я знаю, что правда не менее печальна, что я таким образом расплачиваюсь за какие-то другие грехи. Это помогает – со многими людьми восстанавливаются в конце концов хорошие отношения. Если не положить в основу отношения к другим людям доверие, мы ничего не выиграем. Подозрительность, неприязнь обходятся дороже. Наш приходской принцип – открытость. Есть такое мнение, в том числе и в Церкви, что любовь возможна без доверия. Но, соглашаясь, что открытость небезопасна (сам я много раз переживал горечь оттого, что был обманут), не могу согласиться с тем, что без неё можно обойтись в общине, в семье. Без доверия любовь невозможна, это моё убеждение. «Любовь не мыслит зла... всё покрывает, всему верит» (1 Кор. 13, 5-7). И ещё, «Для чистых всё чисто» (Тит. 1, 15). Этот приходской принцип мы усвоили от моего наставника – незабвенного петербургского протоиерея Василия Тимофеевича Ермакова. Есть ситуация, когда никакая критика священника недопустима, нужно полное послушание, например перед службой или во время службы. И есть другая ситуация, когда община собирается за чаем. Вот тогда можно, нужно высказать всё, что думаешь, объяснить, чем недоволен, что в действиях собрата или пастыря показалось неправильным. У военных это называется разбор полётов. Как выяснилось, так же было и в епархии, возглавляемой митрополитом Антонием Сурожским. Любой прихожанин мог ему за чаем высказать в глаза своё недовольство, раскритиковать владыку в пух и прах. Он учил говорить такие вещи в глаза, не носить в себе. Не могу сказать, что всем это нравится. Некоторые люди ушли из нашей общины в соседние, но не из Церкви, слава Богу. Конечно, между людьми не может быть того полного доверия, которое мы питаем к Богу. Все мы немощны, несовершенны. И всё-таки необходимо понимать, что обличать нужно действия диавола, но при этом верить в самого человека, исцелять его кротостью, любовью. Люди, как бы они ни были грешны, становятся лучше, когда в них верят, когда они видят себя в твоих глазах такими, какими должны стать. В одном из интервью наш владыка Даниил заметил, что не любит лести и, когда ему говорят комплименты, он либо вообще их игнорирует, либо воспринимает как некое руководство к действию: пусть я не заслуживаю этих слов, но должен стремиться стать таким, каким меня видят. Это правильный подход. Мы не должны льстить ради выгоды, но хорошо отзываться о человеке, чтобы он имел какую-то планку, стремился до неё возвыситься, – это важно. Доверие облагораживает, и его нужно беречь, каким бы испытаниям оно ни подвергалось. Так бывает, что в семье что-то открывается об одном из супругов и начинаются вопросы: «А почему ты мне раньше этого не сказал?» Это неважно, скорее всего, человек просто боялся тебя потерять. И здесь два пути. Малодушно себялюбиво сказать себе: «Всё, я больше не могу ему доверять». Это путь в никуда, к тому, что вы потеряете близкого человека, потеряете себя самого. Но можно мужественно утвердиться в другом: «Я сам мог оказаться на его месте, что тут зарекаться, и так же ждал бы прощения и понимания. Буду доверять вопреки всему, что бесы пытаются мне сейчас навязать, желая погубить нас». И не сомневайтесь, это не останется без награды. Господь попускает подобные испытания не для того, чтобы разрушить отношения между близкими, а чтобы поднять их на должную высоту. Доверяй – и не раскаешься в этом. Я вспоминаю слова, сказанные однажды отцом Владимиром Цветковым: «Потеря веры в Бога начинается с потери веры в человека». | |