ПЕРЕКРЁСТКИ ОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ, ИЛИ МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ – 2Эта женщина, лет 35-40, подошла ко мне в субботу после вечерней исповеди и попросила поговорить с ней. Мы беседовали около получаса в палисаднике перед нашим Покровским храмом. Посоветовать ей я ничего не смог. Да и хотела она скорее выговориться, нежели получить какое-либо назидание. История, которую эта женщина рассказала, тронула меня. В голове моей она как-то сразу сложилась в следующий киносюжет. Время действия – 70-е годы ХХ века. Расцвет развитого социализма. Религия в советском обществе считается пережитком. Молодёжь чуждается храмов, а тех, кто любопытствует неположенным, берут на заметку и прорабатывают на бойких комсомольских сходках. Церквей в новых районах города нет и их не планируется строить. Большинство из них оттеснены на кладбища. Там им и место, а равно всем, кто их посещает. Место действия – индустриальный район провинциального российского города. Девушка-пэтэушница, семнадцати лет от роду, из сельской местности, влюбляется в молодого перспективного городского парня – комсомольца, активиста, студента, без пяти минут инженера-строителя. Выходит замуж. Входит в его семью, переезжает к нему. Наступает беременность, и будущий ребёнок оказывается для семьи мужа нежелательным в это время: стеснённые жилищные обстоятельства, небольшие зарплаты... Свекровь уговаривает невестку сделать аборт: «Вы молоды. Надо пожить в своё удовольствие». Мужу всё равно. Он занят общественной работой и карьерой. «Ну, надо так надо, – говорит он, оторвавшись от курсового ватмана. – Вы – женщины. Рожать или не рожать – дело ваше, и решайте его сами». Девушка поддаётся. Делает аборт. Жизнь продолжается. Но мир в семье постепенно рушится. Она перестаёт воспринимать мужа как мужчину. Сходится с другим – как ей кажется, более состоятельным, благородным, но, увы, женатым. Рожает от него дочь, будучи ещё формально в браке. Потом всё же разводится с первым мужем. Второй (последний) брак с третьим в её жизни мужчиной приносит ещё одного ребёнка – мальчика. А девочка – умница, красавица – растёт. Отчим в ней души не чает. Сама женщина, несмотря на то что всю жизнь прожила в городе и приобрела привычку модно краситься и одеваться, жить как все, в глубине души осталась селянкой. Дача, хозяйство, муж, дети, домашняя живность (кошки, собака, попугайчики)... Через семнадцать лет она решается показать дочь её родному отцу. Это уже импозантный пожилой человек. У него вторая семья, дети, а карьера в области хирургии увела его из провинции в Москву. В городе остались только корни. Проинформированный о взрослой дочери, отец-хирург несколько удивлён. Однако соглашается встретиться. Свидание назначается на перроне добротного вокзала областного центра. Отец и почти взрослая дочь беседуют. Мать смотрит. Подходит поезд, пора садиться. Прощаются. Последние два кадра рутинны: крупным планом приятное лицо, чистые голубые глаза девочки. Конец фильма. Бегут титры. Такой вот сюжет. Сначала я подумал, что мог бы получиться такой тихий кинофильм, вроде классического (и вполне православного, на мой взгляд) фильма «Любовь и голуби». Потом подумал, что подобный русский фильм уже есть. Он даже в своё время – один из немногих – получил «Оскара» в Голливуде. Из такого вроде бы житейского «сора» и вырастает классика. Потому что люди узнают себя в обыденных ситуациях, показанных на экране. Женщины и мужчины всегда и везде те же. Они ненавидят тех, кто причинил боль, любят детей и всю жизнь упорно ищут большой любви. А сколько таких историй в России происходит и ещё произойдёт! Постскриптум. После беседы скорее по священнической привычке спросил женщину, что отягощает её совесть. Она ответила, что душевно страдает, но скрывает от своей матери, что её внучка была зачата вне брака. Меня это очень удивило: человека 17 лет мучит совесть! Посоветовал сказать правду, если мать способна сейчас её адекватно принять. О Боге и религии в её семье никто не говорил, но иконы в доме держали и детей воспитывали строго... И ещё посоветовал собраться всё же и прийти в любой храм. Не откладывать это в долгий ящик. Благословил напоследок. Иерей Игорь Сальников |