ВЕРТОГРАД

О ЖИЗНИ СВЯТОГО ПАТРИКА ИРЛАНДСКОГО

Святой Патрик – общий святой как для Православной Церкви (является местночтимым в некоторых Церквях), так и для Католической. Он – первый епископ и основатель Ирландской Церкви. Св. Патрику Ирландия обязана своим алфавитом и письменностью. С его именем связана знаменитая эмблема Ирландии – листок клевера, с помощью которого св. Патрик объяснял истину о Святой Троице. Это очень походит на то, как объяснял этот сложнейший догмат язычникам-зырянам святитель Стефан Пермский – с помощью изображения дерева с тремя ветвями. В житиях двух святых упоминаются также состязания с языческим жрецами для убеждения народа в истинной вере: епископ Патрик боролся с друидами, а Стефан – с волхвами. Как рассказывает Житие святого Патрика, святой лишь приблизился к главному идолу ирландцев Кромму (ему приносились человеческие жертвоприношения), как языческое божество покинуло своё изваяние, упавшее наземь в знак покорности. Подобный эпизод есть и в житии Стефана Пермского – равноапостольный святитель изгнал злого духа из священной («прокудливой») берёзы.

День памяти святого – 17 марта – давно перерос национальные границы. Раньше этот праздник не нарушал атмосферы Великого поста. Ирландцы помнили и чтили тот духовный дар, который принёс им св. Патрик. К сожалению, сейчас религиозная основа праздника ушла на второй план. Традиция праздновать этот день в форме пивного фестиваля пришла от ирландской диаспоры в Америке. Существует даже выражение «похмелье святого Патрика», оскорбляющее религиозные чувства христиан.

Считается, что родился Патрик примерно в 389 году в Британии. Звали его Мэвин Суккат, причём Мэвин – это имя, данное при крещении, а Суккат – полученное при рождении. Он принадлежал к семейству священнослужителей. Отец св. Патрика был из бриттов, а мать, близкая родственница свт. Мартина Турского, покровителя Галлии, – из франков.

В детстве и юности св. Патрик не знал Христа. «Я не верил в живого Бога, – пишет он в своей «Исповеди», – пока не был сурово исправлен». Это случилось в плену, в Ирландии, куда он был уведён из фамильного имения в возрасте около 16 лет. Разбойники убили отца св. Патрика, сёстры пропали без вести, а он сам был продан в рабство.

По мнению св. Патрика, наказание было заслуженно, поскольку народ отвратился от Бога.

В рабстве святой пас овец в уединённых местах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться Творцу. По его молитвам Бог часто творил чудеса. Но потом он получил от Бога повеление бежать. Св. Патрик так писал об этом в своей «Исповеди»: «Тогда, в одну из ночей, я услышал во сне голос, сказавший мне: "Скоро ты отправишься в родные края". И через короткое время: "Вот, твой корабль готов". Тогда я решился и убежал, оставив человека, у которого я был шесть лет, и шёл, направляемый силой Божьей, пока не достиг того корабля». На этом не закончились его приключения. «Через три дня мы достигли берега и в продолжении 28 дней странствовали по необитаемым землям, и голод овладел нами. Капитан сказал: "Ты говоришь, что твой Бог велик и всемогущ, так почему бы тебе не молиться о нас? Ведь мы можем погибнуть от голода". И я отвечал им с уверенностью: "Обратитесь с верой от всего вашего сердца к Господу, ибо для Него нет ничего невозможного, чтобы Он послал вам пищу". И, с Божьей помощью, стадо свиней появилось перед нами на дороге».

Дома ему было видение мужа, «как бы пришедшего из Ирландии, неся с собой послания». Так святой получил повеление вернуться обратно, но уже с проповедью Евангелия.

Перед миссией св. Патрик отправился в Галлию. Некоторое время он жил в известных монастырях. Затем он поселился при знаменитом св. епископе Германе Оксерском. Епископ при рукоположении в сан диакона дал ему имя Патрик.

Вскоре св. Герман отправился в Британию бороться с ересью Пелагия. Вместе с группой священников он взял с собой и св. Патрика. Так в общении с подвижниками Галлии св. Патрик узнал всё, что было необходимо для будущей миссии.

В 432 г. перед началом ирландской миссии св. Патрик получил благословение Папы Целестина II. Тогда же (в возрасте 45 лет) был рукоположён в епископа Ирландии. Последующие 60 лет жизни он провёл в странствиях, тысячами обращая и крестя людей.

В те времена народ Ирландии был разделён на кланы во главе с вождями, которых называли королями. Таких «королей» насчитывалось около сотни, число подданных каждого не превышало нескольких тысяч человек. Страна тогда жила скотоводством с элементами земледелия, городов не было. Даже известные по сагам «великие столицы» Темра (Тара) или Круахан-Ай представляли собой большие поместья, обнесённые земляными валами, внутри которых было несколько деревянных построек.

Св. Патрик старался обратить в христианство вождя клана. По его примеру обращались и подданные. Св. Патрику удалось сделать Ирландию христианской страной и создать поместную Церковь. Святой учил новопоставленного священника читать, выстригал ему тонзуру и снабжал «азбукой веры» с изложением основ христианского вероучения, которое чаще всего переписывал собственноручно. Если под рукой не оказывалось пергамента, Патрик использовал покрытые воском деревянные таблички.

Христианизация Ирландии проходила практически бескровно; культ мученичества в Ирландской Церкви так и не развился. Правители оказывали святому всяческое содействие. Это объясняют ещё и политическими причинами. Бескровная смена идеологии была выгодна королям и воинам, которые стремились выйти из-под власти друидов (магов-прорицателей), налагавших на них различные ограничивающие обязательства.

Ирландские короли, становясь христианами, выделяли земли под строительство церквей. Церкви выглядели так: внутри круглого земляного вала стояло несколько построек. Это были жилой дом для священнослужителей, храм или часовня, кухня-трапезная. В стране, где все селились обособленно, церковные общины были организованы как монастырские поселения, где жили священно- и церковнослужители с епископом во главе.

Св. Патрик не был широко образован. Но он прекрасно понимал необходимость образования. Потому около 450 г. он основал в Арме первую в Ирландии христианскую школу – родоначальницу школ, прославивших позднее эту страну по всей Европе.


«Завещанный колокол» святого Патрика

С именем св. Патрика связано множество сказаний. Одно из них повествует о появлении молитвы, ограждающей от всякого зла и называемой «Щит святого Патрика». Этот гимн был сложен святым по пути к верховному королю Темры Лойгайру, выславшему убийц навстречу св. Патрику. Однако стоило ему прочесть гимн, как случилось чудо: убийцы увидели, что вместо святого и его последователей мимо них проходит стадо прекрасных оленей. По свидетельству Жития, перед смертью св. Патрика ангел обещал ему, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих её с верой: «Я призываю ныне к себе Божий глас направлять меня, Божий дар – исправлять меня, Божью мудрость – учить меня, Божью мощь – защитить меня».

Св. Патрик прожил долгую жизнь – 104 года. Свою «Исповедь» он составил незадолго до кончины. Умер святой 17 марта 493 года, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. По легенде, перед смертью святой сорок дней и ночей провёл на вершине горы Кроу, а в последний час, уже исповедавшись, бросил с горы колокол, молясь о том, чтобы в Ирландии не иссякла вера. Место кончины и захоронения святого также достоверно неизвестны. По легенде, для выбора места в повозку с телом святого были впряжены два неукрощённых быка и захоронение должно было случиться там, где они остановятся. По тем же преданиям, чтобы тело не было вырыто, было определено положить его на локоть в землю; место его смерти было окружено поющими птицами, и многие думали, что это ангелы Божьи, принявшие вид птиц.

В конце седьмого века епископ Патрик был прославлен и стал почитаться в Ирландии как равноапостольный. На гору Кроу традиционно в последнее воскресенье июля совершается паломничество, участвуют в котором и православные.

Из «Исповеди» св. Патрика

О Божией помощи в миссионерстве

35. Было бы утомительно исчислять один за другим все мои труды. Я лишь кратко скажу, как Святейший Бог часто избавлял меня – от рабства, и в двенадцати судах, в которых жизнь моя подвергалась опасности, от западней, устроенных людьми, и от многих других вещей. Бог щедро предупреждал меня в божественных откровениях.

38. Я в большом долгу перед Богом, ибо Он даровал мне столь великую благодать, что мной многие были возрождены во Христе, и что повсюду рукополагались клирики для них, и что в последнее время приходили к вере многие люди, собранные Господом от всех концов земли, как Он некогда обещал через Своих пророков: «К Тебе придут народы от краёв земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чём нет никакой пользы».

41. И как это случилось, что [живущие] в Ирландии, где никогда не знали Бога, но всегда, до сего дня, почитали идолов и всякую нечистоту, теперь стали народом Господа и называются детьми Божьими?

43. Если бы я пожелал идти в родные края к соплеменникам – Бог знает, сколь сильно я этого жажду, – меня удержит Дух, Который засвидетельствовал, что, если бы я поступил так, Он счёл бы меня преступником. И я боюсь разорить труд, который я начал, – впрочем, не я, а Господь Христос, повелевший мне быть с ними всю мою оставшуюся жизнь.

О своём бескорыстии в апостольском служении

50. Когда я крестил столь многие тысячи, ожидал ли я от них хоть когда-нибудь даже самую малость? Если так, скажите мне об этом, и я верну им всё. И когда Господь через моё смиренное посредство ставил повсюду клириков, просил ли я у них хотя бы цену моей обуви? Если так, скажите мне об этом в лицо, и я возвращу им.

51. И я ходил среди вас повсюду ради вашего блага, в опасностях, достигая даже отдалённейших краёв обитаемых земель. Благодатью Божьей, я делал всё это от всего сердца и с радостью для вашего спасения.

52. По временам я одаривал королей и платил их сыновьям, странствовавшим со мною. Невзирая на это, они схватили меня и моих спутников и в алчности своей желали тогда убить меня. Они разграбили всё, что нашли при нас, и заковали меня в железо. Но на четырнадцатый день Господь освободил меня из рук их, и всё, что они взяли, было нам возвращено, благодаря неоценимой помощи друзей, которых мы до того приобрели.

53. Вы не понаслышке знаете, сколь много я платил тем, кто вершит правосудие во всех землях, где я часто бываю. Я не жалею об этом и не считаю это достаточным. Господь властен даровать мне истратить самого себя ради ваших душ.

55. Я достоверно знаю, что бедность и неудачи приличествуют мне более, чем изобилие и наслаждение. Господь Христос стал нищим ради нас, а я, убогий неудачник, не мог бы разбогатеть, даже если бы пожелал. Как говорит пророк: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя».

58. Посему да не отделит меня Бог мой от Своего народа, который Он приобрёл Себе в этой дальней стране. Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины.

Свидетельство о трудах во имя Божие

61. Я свидетельствую во истине и в радости сердца перед Богом и Его святыми ангелами, что никогда не имел иной причины, кроме Евангелия и его обетований, чтобы вернуться к народу, от которого прежде бежал с таким трудом.

62. Но я умоляю всех верующих в Бога и боящихся Его, что сподобятся получить и изучить это писание, составленное в Ирландии грешным неучем Патриком, чтобы никто из них не приписывал моему невежеству никакой малости, которую я совершил или изъяснил, – но пусть все знают, что это соделалось только по дару Божьему. И я исповедую это прежде, чем умру.