ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

ЧИСТОТА ЗЫРЯНСКОЙ ДУШИ

Александр Иванович Щанов - Сыктывкар

Всё меньше ветеранов Великой Отечественной войны остаётся с нами. 5 мая, накануне праздника Георгия Победоносца, ушёл из жизни Александр Иванович Щанов – известный в Республике Коми человек. Ему, как бойцу Ленинградского и Волховского фронтов, пришлось принимать участие в кровопролитных сражениях по защите блокадного Ленинграда. Вот сухие строчки из биографии: «Комроты пехоты лейтенант Щанов зарекомендовал себя как опытный командир и смелый боец. За мужество и героизм награждён многочисленными орденами и медалями, в том числе орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». В 1943 году был ранен и контужен...»

В дальнейшем Александр Иванович более четверти века трудился в различных институтах города, был организатором и первым директором Сыктывкарского филиала Ленинградской лесотехнической академии. Выйдя на пенсию, продолжал выступать перед молодёжью с воспоминаниями о войне. В своих рассказах он с любовью описывал и жизнь односельчан – жителей Катыдпома и соседних деревень. В 2008 году вышла его единственная книга. Кому-то он запомнился как успешный руководитель и честный коммунист. И очень немногие знают его как верующего человека. Об этой стороне его жизни рассказал родственник Александра Ивановича – настоятель прихода в с. Вильгорт отец Дмитрий Хрусталёв.

На девятый день со дня смерти А. И. Щанова мы с отцом Дмитрием и киногруппой телеканала «Юрган», которая ещё при жизни этого замечательного человека начала снимать о нём фильм, отправились в с. Онежье, в храм Рождества Богородицы на панихиду. По времени она совпадала с престольным праздником Афанасия Великого в родной деревне Щанова Катыдпом.

– Каждый год 9 мая Александр Иванович выступал на главной площади Сыктывкара, – рассказывал по дороге отец Дмитрий. – И в этом году должен был произнести речь сразу же после Главы республики. Тщательно готовил её, но вот так получилось... У него нашли опухоль, сделали экстренную операцию, потом ещё одну. Второй операции он не пережил, умер в реанимации. Год не дотянул до 90-летия. У него в роду все были долгожителями, и он хотел дожить до ста. Даже завещания не написал.

– Расскажите о нём, – прошу батюшку.

– Наверное, с войны надо начать? В 41-м окончил Усть-Вымское педучилище и, после окончания командирских курсов в Череповце, ушёл на фронт. Его назначили ротным командиром под блокадный Ленинград. Пехотные роты тогда были большие – по 200 человек. И представьте: под начало 18-летнего юноши попадают две сотни 40-50-летних мужиков, которые многое повидали в жизни. К тому же большей частью это были матросы Балтфлота. Но в первом же бою благодаря сметливости и мужеству командир заслужил общее уважение.

Александр Иванович участвовал в сражении на Синявинских болотах. Рассказывал, что вода там была красной от крови, потому что убитых, которые лежали друг на друге, было видимо-невидимо. Там получил ранение и контузию, но остался жив.

Во время войны и после неё, будучи членом партии, он всегда оставался христианином.

– Наверное, он из верующей семьи? – спрашиваю о. Дмитрия.

– Отец погиб, когда ему не исполнилось пяти лет, а мать работала с утра до вечера, чтобы прокормить семью. Его воспитанием занималась бабушка Анна Петровна, которая как раз и была глубоко верующим человеком. Не случайно свою книгу Александр Иванович посвятил именно ей.

Анна Петровна умерла в 1968 году. Перед смертью попросила родственников, чтобы её отпели в церкви. Александр Иванович, несмотря на то что мог лишиться партбилета, повёз усопшую в единственный тогда действовавший Св.-Казанский храм в Кочпоне, где и было совершено отпевание. Его вызвали в органы, потребовали объяснения. Александр Иванович честно сказал, что исполнил последнюю волю умершей. На что представитель органов возразил: «Могли бы и не отпевать. Какая ей разница, мёртвой?» – «Нет, я так сделать не мог», – твёрдо заявил Щанов. Он таким и был – твёрдым, мужественным человеком. И свою веру пронёс через всю жизнь.

На похоронах его близкий друг Александр Егорович Порошкин вспомнил такой эпизод. Было это в послевоенные годы. Приглашенный в гости к его родителям, Александр Иванович увидел иконы в красном углу и сказал: «Никогда не убирайте их. Хоть я и коммунист, но человек верующий». Он и у себя дома хранил иконы, а также родовую святыню – большой медный крест.

В последние годы Александр Иванович постоянно исповедовался и причащался, молился за умерших родственников и земляков. У него был большой помянник. Последний раз причастился незадолго до смерти, в день памяти бабушки. Мы отслужили литию по Анне Петровне, и потом он устроил для всех прихожан поминальную трапезу.

Человеком он был необычайно щедрым. А ещё была в нём и какая-то глубинная мудрость и чистота коми-зырянской души. В его исторических очерках о родной земле это хорошо заметно. Здесь, в отличие от крупных городов, жизнь не такая насыщенная, но люди также умели радоваться жизни, верить в Бога, трудиться и отдыхать. У Александра Ивановича тоже была своя, особенная радость – он с живым интересом разбирал родословия. И получалось, что род его идёт от потомков тех служивых, что пришли сюда во времена Стефана Пермского из Великого Новгорода. Из рода в род передавалась тяга к образованию, многие становились священниками, как, например, его прадед. И, наверное, не случайно две его внучки вышли замуж за будущих иереев и стали матушками.

– А деревня его, Катыдпом, тоже очень древняя, – ведя машину, продолжает вспоминать отец Дмитрий. – И что интересно. Там хранится предание о предсказании Стефана Пермского о том, что через 600 лет после его смерти на месте Катыдпома будет расти лес. Будто бы он сказал это, когда из Усть-Выми поднимался в верховья реки, чтоб заложить там первые храмы. А деревня эта была большой, многолюдной, в семьях рождалось много детей, из-за чего соседи и прозвали её Китай-городом. Когда местные старожилы перед войной вспоминали о предании, которое должно было исполниться уже через несколько десятилетий, то недоумевали: как деревня может обезлюдеть? И тут грянула война, всех мужиков забрали на фронт, многие не вернулись. Потом начались трудности послевоенной жизни. И как только стали выдавать паспорта, из колхозов все побежали… Так ровно через 600 лет после смерти святителя, в 1996 году, деревню Катыдпом покинул последний житель. Сейчас там стоит два пустующих дома, а у остальных и фундаментов не видно – заросли.

За рассказом я не заметил, как впереди показалось Онежье. Вот и красивейший храм Рождества Богородицы на высоком берегу Выми. Успеваем к концу службы, на проповедь отца Антония. После неё оба священника служат молебен Афанасию Великому, а затем панихиду по Александру Ивановичу.

Потом мы отправились за три километра от Онежья в родную деревню Александра Ивановича. Она действительно совершенно опустела... На высоком берегу рядом с обрывом за столиком собрались немногочисленные катыдпомцы, которые сейчас живут в Онежье. За чаем и нехитрым домашним угощением вспоминали они свою прошлую жизнь.

– Мой дед с бабушкой пели на клиросе в Онежье, – рассказывает Нина Николаевна Бойцова. – Потом храм закрыли и люди ходили в часовню святого Афанасия Великого. Она стояла вон там – на самом верху, где черёмуха сейчас растёт. По преданию, икону святого Афанасия нашли на противоположном берегу, поэтому и часовню построили. Даже в советское время сюда в Афанасьев день после обеда съезжались отовсюду. Напротив каждого дома стояли на пригорке скамеечки, на них хозяйки сидели, поджидая гостей. Но прежде все шли к часовне, молились, приносили угощение. Ближе к вечеру выходили на горку, где начиналось гулянье. Водили хороводы; мужчины доставали свои гармошки – по 10-15 гармонистов одновременно… Я родилась в 1952 году и уже не помню часовни. На её месте к тому времени стоял большой крест под крышей, с красивой оградой. Но каждый год наши родители чтили престольный праздник. И мы сейчас собираемся...

После трапезы Нина Николаевна ведёт нас по опустевшей деревне: «До войны здесь дома стояли в несколько рядов до самой реки». Показывает свой, ещё сохранившийся, дом и места, где были колодцы, мельница, пруд. Спускаемся к реке, где некогда находился дом Александра Ивановича. Когда он сам приезжал на престольный праздник, то обязательно приходил на это место.

Долгая, трудная и всё же счастливая жизнь выпала на его долю. Счастливая потому, что он умел радоваться жизни и радовал других. Упокой, Господи, душу раба Божия Александра в селениях праведных!

Евгений СУВОРОВ
Очерк Александра Щанова из его книги читайте на следующей
странице в рубрике «Вертоград»




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга