СТЕЗЯ «ОБВЕНЧАЛИ, ОБВЕНЧАЛИ – НАША ДЕВА!»О последней игуменье Ферапонтова Богородице-Рождественского монастыря Мартиниане (Цветковой) Беседа за чашечкой чаяКаждый раз, когда во время всенощной открываются Царские врата и клирос начинает петь «Хвалите имя Господне», раба Божия Антонина мысленно кается Богу в своих грехах и просит у Него прощения. Так ей советовала делать последняя игумения Ферапонтова монастыря матушка Мартиниана. А ещё она советовала никого не осуждать, особенно священство. Как давно это было! Более полувека назад. И самой-то Антонине Александровне Волковой, жительнице Кириллова и певчей старинного Покровского храма, в марте нынешнего года исполнился 91 год. Она благодарит Бога за каждый прожитый день. За то, что Господь даёт ей силы быть на ногах и вести домашнее хозяйство. Что может ездить в храм и молиться Богу. За память и здравый ум в такие-то годы. – Сердечко вот только что-то стало сдавать, – посетовала в разговоре Антонина Александровна, – да бессонница мучает. Раньше от бессонницы помогала молитва. А теперь, может оттого, что ей скоро держать ответ перед Господом, всё чаще бередят душу воспоминания. Перед глазами встают встречи с дорогими сердцу людьми – духовными наставниками, через которых она пришла к Богу и стала радеть о спасении души. Это кирилловский старец-мирянин Фёдор Степанович Соколов (воспоминаниям о нём был посвящён специальный выпуск «Веры» в 1998 году (№ 316). – Ред.) и матушка игумения Мартиниана (Цветкова). Их портреты висят рядышком над кроватью Антонины Александровны. Она ежедневно поминает этих истинных подвижников благочестия в своих молитвах, просит у них небесной помощи и получает её. До сих пор жалеет о своей нерешительности в пору их знакомства. Теперешним умом многое могла бы спросить у матушки Мартинианы на пользу души, а тогда стеснялась. Да и старца Фёдора по молодости и по духовной неопытности не всегда слушалась. А вот матушка Мартиниана после закрытия монастыря послушно выполняла наставления старца и с Божией помощью выжила в богоборческое время. Послушание, пишут святые отцы, выше поста и молитвы. С Антониной Александровной мы знакомы с 1995 года, со времени моего приезда в Горицы. Вместе молились на Покрове (так верующие называют место, где стоит старинный Покровский храм); тогда она пела на клиросе, более чем полвека неся певческое послушание. Много раз я бывала у неё дома, где за чашкой чая велись неспешные разговоры о земном и духовном. Угощать Антонина и её сестра Екатерина умеют отменно. – Мать Кирилла, ещё чашечку чая? Медок попробуй, душистый, сестра из Махры привезла. Сестёр опекают монахини Илария и Даниила из Свято-Троицкого Махрицкого монастыря – бывшие насельницы Воскресенской Горицкой обители близ Кириллова. Звонят старушкам и справляются о здоровье, молятся за них. Весной по благословению игуменьи Елисаветы приезжают копать огород. Одной из монахинь Антонина Александровна подарила дорогую для неё вещь – одеяло, выстеганное руками матушки Мартинианы. На квартире у Михайловны
– С матушкой я познакомилась в Кириллове в 1952 году, – рассказывает Антонина Александровна Волкова. – От знакомой верующей узнала, что живёт у нас в городе игумения Ферапонтова монастыря, стегает одеяла на заказ. И адрес дала: улица Симановская, в доме Марии Михайловны Майоровой. Я тогда работала патронажной сестрой в детском отделении поликлиники и часто ходила на вызовы мимо домика, где жила матушка. Однажды, помолившись, дерзнула зайти. Хотелось услышать от матушки слова назидания: как спасать душу, как молиться. Официальный повод к знакомству придумала такой: заказать ей одеяло. Время тогда было непростое, о вере открыто говорить боялись. Одетая во всё чёрное, ещё статная и высокая, несмотря на преклонный возраст, матушка Мартиниана встретила меня приветливо. Запомнился её пронзительный взгляд – прямо в душу глядела. Работу матушка взяла, но скоро выполнить не обещала по причине обилия заказов. Пригласила заходить и справляться. Так мы и познакомились. Матушка Мартиниана жила в отдельной маленькой комнатке. Рассказывала, что Михайловна (так она называла свою хозяйку) не хотела брать её на квартиру. Видимо, боялась власти. Но матушка предложила ей помощь по уходу за парализованными родителями. И Михайловна согласилась. После закрытия Ферапонтова монастыря матушка жила в соседней деревне Щёлково с монахиней Валерией, регентшей. А когда та умерла, перебралась в Кириллов. Вполне возможно, что это было благословение старца Фёдора – он любил бывать в Ферапонтовом монастыре, молился там и причащался. С ним всегда приходило до ста богомольцев. Однажды он примирил матушку со служащим там священником. Вышло у них какое-то искушение… В Кириллове старец бывал на квартире у матушки, их молитвенное и духовное общение не прекращалось. Хозяйка квартиры Мария Михайловна была сурового и ворчливого нрава, частенько без причины поругивала матушку, смиряла её. А матушка в ответ только улыбалась, не перечила ей и всегда с Христовой любовью относилась к своей благодетельнице. Михайловна по хозяйству старалась управляться сама, поэтому матушке зачастую приходилось помогать ей тайком. Прихожу я однажды, а матушка Мартиниана самовар чистит. – Вот, Михайловны дома нет, решила потрудиться... Пока она была в силе, работала в колхозе огородницей, а когда сил не стало, стегала на продажу одеяла. На вырученные деньги они с Марией Михайловной и жили. Матушкины одеяла были тёплыми и красивыми. Когда-то она считалась одной из лучших мастериц в Леушинском монастыре. Сшитые и вышитые её руками церковные облачения носил сам Иоанн Кронштадтский. (Удивительно, но именно на Покрове в начале 90-х годов была обнаружена епитрахиль отца Иоанна Кронштадтского. Вполне возможно, что её вышивала матушка Мартиниана. Сейчас эта святыня находится в надвратном храме Ферапонтова монастыря. – М. К.) Близкие к Марии Михайловне люди говорили, что она по-своему любила свою квартирантку и очень за неё переживала. Ведь матушку в любой момент могли забрать без суда и следствия, как поступали тогда со многими монашествующими. Игумения Мартиниана обладала редким даром общения, умением расположить к себе собеседника. Она рассказывала, что и среди партийных работников были порядочные, отзывчивые люди, которые помогали ей, чем могли, и чаще всего – тайно. Единственное, о чём просили: чтобы матушка при посторонних людях не выказывала знакомства и добрых отношений, а держала бы себя с ними строго официально. «Машенька, где ты?»Матушка Мартиниана собралась уйти в монастырь ещё в детстве, о чём и объявила матери. Родители Маши – так звали будущую игумению в миру – были людьми из купеческого сословия. В их богатом доме в центре Череповца часто останавливались насельницы Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря и, очевидно, сама матушка Таисия, игумения обители. Родители Маши Цветковой не противились стремлению дочери. Только маменька время от времени говорила Маше: «Ты должна научиться всему: и рукоделию, и грамоте, и послушанию. Иначе тебя не возьмут в монастырь». Машу отдали в гимназию. Она была способной и послушной ученицей, но продолжала стремиться к монашеской жизни. На полях и обложках своих тетрадей Маша рисовала храмы и монастыри. Как-то летом её тётя собралась на богомолье в Леушинский монастырь. Путь предстоял неблизкий – около 40 километров пешком. Засобиралась в дорогу и 12-летняя Маша. Маменька переживала, что дочь устанет, будет тёте обузой, поэтому отпускать дочь на богомолье не хотела. Еле уговорили. Радостная Маша не шла, а бежала впереди тёти. Садилась на пенёк, отдыхала и снова бежала. И они по материнским молитвам благополучно дошли до обители. Пришли по жаре уставшие, очень хотелось пить. Для паломников был поставлен большой чан с водой. Не успела Маша всласть напиться воды из деревянного ковша, как откуда-то появилась монастырская блаженная. Она выхватила у девочки ковш и окатила её водой со словами: «Обвенчали, обвенчали – наша дева, наша дева!..» Дома Маша рассказала об этом случае. Мать только вздохнула, перекрестившись: «Воля Божия, но ещё подождём». В том же году в семье Цветковых умер отец. А через год маменька всё же благословила её в монастырь, чему предшествовало небесное знамение. Однажды в летний полдень Маша задремала в беседке в саду и увидела во сне Пресвятую Богородицу, от которой исходил дивный свет, ярче солнца освещавший беседку. Разбудил девочку голос няни: «Машенька, ты где? Маменька звала: срочно ступай домой». Оказалось, приехали дорогие и желанные монахини Леушинского монастыря. И маменька, благословив, наконец, отпустила с ними радостную Машу. Из Леушинского архива14 марта 1897 года Мария Цветкова была определена в число послушниц. Послушания проходила разные, но преимущественно в рукодельной – шила и вышивала церковные облачения. Как искусная мастерица, она вышивала облачения для отца Иоанна Кронштадтского. Когда открылось монастырское подворье в Санкт-Петербурге, послушницу Марию благословили трудиться там. Там в разное время она несла послушание алтарницы, заведовала ризницей и была помощницей старшей сестры подворья. В 1905 году послушница Мария вместе с монахиней Серафимой (Сулимовой), будущей игуменией и преподобномученицей, переводится в Ферапонтов монастырь, вновь открытый трудами игумении Таисии. В этом монастыре 13 января 1906 года она была пострижена в мантию с именем Мартинианы (в честь преподобного Мартиниана Белозерского, ученика преподобного Ферапонта). Монашеский постриг совершил настоятель Нило-Сорской пустыни архимандрит (в ту пору – игумен) Илларион. Вскоре после этого монахиню Мартиниану благословили быть казначеем монастыря. Однажды мать Мартиниана обиделась на строгую схимницу Ферапонту, родную сестру игумении Серафимы. Мартиниана, не выдержав очередного искушения, сбежала в Леушино, хотя и предполагала, что её там строго накажут. Но матушка Таисия никаких мер принимать к беглянке не стала. Подошла, обняла её и посмотрела в глаза. И обиды – как не бывало. Мать Мартиниана вернулась в Ферапонтово. Было ей в ту пору ещё и небесное утешение: она увидела во сне, что стоит у Креста, а на нём – живой Спаситель. – Видишь, – говорит, – как Я страдаю, а ты не хочешь страданий терпеть. Это видение, по словам матушки, ободряло её в самые трудные моменты жизни. Благословение Нюре ВиноградовойВспоминается мне октябрь 1996 года. В то время я была на послушании при храме Покрова Пресвятой Богородицы. Первые заморозки начались тогда после храмового престольного праздника. Помню, как прихватило морозцем землю и последние цветы, все до единого. Замёрзли анютины глазки на матушкиной могилке, которую я навещала каждый день. 20 октября, в день памяти преподобного Мартиниана Белозерского, небесного покровителя матушки, подошла к её могиле и глазам не верю: у игуменского надгробного креста ожил голубой цветочек, под цвет глаз почившей. Старейшие покровские прихожанки говорили, что глаза у матушки Мартинианы были небесно-голубые. Тогда мне, помню, казалось, что это был некий небесный знак от неё самой, утешение в нахлынувших скорбях. Показала цветочек старосте Покровского храма Анне Ивановне Виноградовой. Анна Ивановна, помню, тогда расчувствовалась. Вспомнила, как приехала из Белозерска в Кириллов в 50-е годы. Была у неё заветная мечта – уйти в монастырь. Знакомые верующие подсказали, что надо ехать на Украину или в Эстонию – в Пюхтицу, и посоветовали взять благословение у матушки Мартинианы. Матушка, к удивлению и огорчению Нюры, не одобрила её выбора: – Что ты, деточка, какие сейчас монастыри? Всё разрушено, – сказала она Нюре. – Вместо насельниц вороны на деревьях сидят. Нерадиво жили, вот и закрыли монастырь, Господь попустил. А в Пюхтицу тебя не возьмут – взнос ты не сможешь собрать. Трудись здесь и молись. Нюра послушалась и стала искать работу в Кириллове. И Господь привёл её в монастырь, только в бывший мужской – на территорию древней Кирилло-Белоезерской обители, где размещалась тогда школа для глухонемых детей. С Божьей помощью разрешились и трудности с жильём: Нюру пустила к себе жить Мария Михайловна Майорова. Так они все трое стали жить под одной крышей. Именно Анну Виноградову Господь сподобил быть при матушкиной кончине. Небесный морс– ...Я старалась как можно чаще бывать у матушки, – продолжает свой рассказ Антонина Александровна. – Чем могла, помогала, делала уколы, когда она слегла от гриппа. Ей очень хотелось поскорее поправиться и причаститься Святых Христовых Тайн на праздник великомученицы Варвары, которую она особо почитала. На Леушинском подворье в Санкт-Петербурге, где матушка Мартиниана много потрудилась в алтаре, в ризнице и рукодельной, освящён престол в честь этой святой. В то время в Кириллове была одна действующая церковь – Покрова Божией Матери, в нескольких километрах от города. Причаститься в любимый праздник матушке Мартиниане не удалось. Накануне праздника конюх, обещавший отвезти её в храм, отказал в поездке – слишком мало было снега тогда. Я предложила отвезти матушку на санках, но она отказалась. Она стала заметно слабеть, уколы ей уже не помогали. 29 декабря 1955 года матушка согласилась вызвать на дом священника из Покровского храма – отца Павла Никитина, он раньше тоже в Ферапонтовом монастыре служил. Я побежала на Покров за батюшкой. Он обещал прийти только на следующий день. Когда сказали об этом матушке, было видно, что она расстроилась. Я дежурила у постели больной весь вечер. Казалось, что матушке полегчало. Она была в полном сознании. Сёстры вместе помолились, матушка попросила пропеть тропарь предпразднству Рождества Христова, которое уже приближалось. Вскоре она задремала. Когда на смену пришла Нюра, я стала собираться домой. Вдруг матушка проснулась и говорит: – Михайловна, это ты напоила меня вкусным морсом? Я такого в жизни не пила, до сих пор аромат во рту. Мы, все трое, переглянулись – её никто не поил. Может, великомученица Варвара причастила нашу матушку Мартиниану? Матушка предложила мне остаться, подозвала к себе, обняла и поцеловала. Она попросила у нас прощения, поблагодарила за помощь. Потом снова уснула и больше уже не просыпалась. По словам её квартирной хозяйки, игумения Мартиниана почила 30 декабря в 12 часов дня. На следующую ночь я читала псалтирь над усопшей. Около трёх часов ночи почувствовала исходящее от гроба дивное благоухание, какого прежде никогда не чувствовала. Хоронили нашу дорогую матушку 1 января. Монашеского облачения у неё не оказалось; одели, как простую послушницу. Но отпевал её отец Павел по монашескому чину, и помогали ему певчие монахини Горицкого монастыря, прислуживающие в Покровском храме. Они же и читали псалтирь. Могилка матушки слева от алтаря, где похоронены горицкие монахини. Там же, у Покровского храма, в 1973 году был похоронен и старец Фёдор Степанович Соколов. Предсказания леушинского священникаЭто случилось в то время, когда мать Мартиниана несла послушание алтарницы в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на монастырском подворье. Служил тогда протоиерей Николай Гронский. Матушка, подавая кадило, поцеловала руку священника, как положено по чину. Неожиданно батюшка тоже поцеловал ей руку, чем привёл монахиню в большое смущение. После службы она поделилась своим искушением с одной духовно близкой монастырской сестрой. Та сказала ей, что батюшка прозорливый, быть ей когда-нибудь игуменьей. И действительно, после расстрела в 1918 году игуменьи Серафимы настоятельницей была назначена монахиня Мартиниана. Что пришлось пережить матушке Мартиниане за десять лет игуменства, знает один Господь. Когда-то игумения Таисия (Солопова), богомудрая настоятельница Леушинского монастыря, писала в своих «Келейных записках»: «Нет тяжелей скорбей начальнических, но подчинённым как-то не верится этому, им кажется, что настоятельская жизнь легка и безбедна, между тем как на самом деле она есть тягчайший крест из всех иноческих крестов». В страшное богоборческое время этот крест был во много раз тяжелее. Но Господь не оставлял Свою верную рабу. …Вот уже более чем полвека нет с нами матушки Мартинианы. Но каждый раз, когда во время всенощной клирос начинает петь «Хвалите имя Господне», я вспоминаю о ней, о её наставлении каяться в грехах и просить у Бога прощения. По примеру Антонины Александровны Волковой я тоже стараюсь следовать этому мудрому совету. Монахиня КИРИЛЛА (Червова) | |