ХРОНОГРАФ

ЕЩЁ РАЗ ПРО КИНО

Игорь Иванов

Не так давно Господь смирил меня, мою суетливую деловую активность 10-дневным пребыванием на больничной койке. Это вообще полезно: ходишь-бегаешь, уверенный, что, кроме тебя, никто не сделает работу (причём делать её надо немедленно), и вдруг – раз! – время останавливается. По прошествии трёх дней в больничной палате многое из того «архиважного», чем была наполнена твоя жизнь, уже не кажется столь необходимым... Но сегодня из больничных будней мне вспомнилось иное.

В трёхместных палатах клиники, где я лежал, телевизора не полагалось, разумеется. Но, взятый в прокат соседом, он стоял на столике у окна и работал с утра до вечера. «Ну-ка, посмотрим, что там новенького», – воодушевлённо произносил сосед, едва проснувшись. И день наш начинался с «новейшего» кулинарного шоу. Теперь вот думаю, не из-за этого ли мой второй сосед по койке – огромный добродушный грузин-крестьянин – в конце концов не выдержал и однажды достал где-то жареную курицу, которая ему была категорически противопоказана...

И засыпал сосед под телевизионное бормотание-свечение. Как человек разумный, он вместе со мной посмеивался над убожеством сериалов на Первом канале, возмущался смакованием насилия в детективах на НТВ, запредельной пошлостью на ТНТ, но оторваться от просмотра не мог. Почти что «стокгольмский синдром», когда жертва в какой-то момент начинает защищать своего палача и помогать ему. А телевизор с его чередой дешёвых фильмов (а иногда очень даже не дешёвых!) и есть настоящий палач, убивающий не только время и здоровье, но и нравственное чувство, вкус к жизни, наконец. И главное – он убивает волю, недаром в народе его прозвали «зомбоящиком».

Так со времени пребывания в больнице я перестал более или менее безразлично относиться к российскому центральному телевещанию. Стал изучать это зло. Выяснил для себя, что сегодня телевидение держится на двух слонах – шоу и фильмах. Но шоу «исправить» нельзя в силу самого закона этого жанра, играющего на людских пороках честолюбия, сплетничества, празднословия. Но фильмы-то! Ведь хороших – множество, отчего же крутят такую посредственность? Причём именно низкопробность, по убеждению продюсеров, и нужна народу.

Потому что таков их собственный культурный уровень. Потому ещё, что они презирают зрителя. Это показала история с показом 22 июня по НТВ фильма «Служу Советскому Союзу». Напомню, что новый министр культуры В. Мединский обратился к гендиректору НТВ В. Кулистикову с письмом.

«Содержание фильма и факт его показа именно в этот день по федеральному каналу вызвали бурную реакцию в средствах массовой информации и в Общественной палате, – написал недавно назначенный министр. – Лишь за 2 дня поступило 2000 писем граждан с требованием "снять фильм с показа по ТВ"... Минкультуры России не намерено вмешиваться в политику телевещания и работу СМИ... В то же время я убеждён: свобода творчества должна опираться на уважительное отношение к мнению граждан; необходимо ответственно подходить к темам, вольная интерпретация которых может вызвать раскол в обществе. Полагаю неуместной демонстрацию более чем спорного фильма "Служу Советскому Союзу" 22 июня, в День памяти и скорби. Это может быть воспринято многими как оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и нашей исторической памяти...»

Но НТВ показало-таки фильм, оказавшийся очередной бездарной поделкой в стиле «чернухи» 90-х. А сам Кулистиков ещё и ответил министру издевательски – виршами, ловко вмонтировав в них донос: «Министр Мединский, Вы новатор крепкий: / Такие в твиттер бложат и постят. / А приглядишься – сталинские щепки / Из Вашего компьютера летят».

И дальше, как и следовало ожидать, поднялась свистопляска: чиновник оказывает давление на СМИ! Будучи сам журналистом, я менее всего хотел бы появления цензуры. Но что в письме противоречит здравому смыслу?

А вот с этим, интересно, Кулистиков согласился бы?

«Производители... рассматривая кинофильмы прежде всего как форму развлечения, не имеющую своей целью обучение или пропаганду, признают, что в рамках данного развлекательного жанра они могут нести непосредственную ответственность за духовное и нравственное развитие общества, за улучшение принципов общественной жизни и, в значительной степени, за правильное мировоззрение людей... Необходимо справедливо изображать историю, органы власти, выдающихся людей и всех граждан других стран».

Это строки из так называемого «Кодекса Хейса» – своеобразной «конституции» Голливуда, принятой ещё в 1930 году. До того как мне встретился этот документ, я не раз задавался вопросом: откуда такая устойчивость американской киноиндустрии? Проносятся десятилетия, а она успешно сумела противостоять сначала телевидению, а ныне – Интернету. Дом, стоящий на таком крепком основании, каким бы он ни стал за время перестроек, будет долгожительствовать.

Общаясь с «зажравшимися» хозяевами российского медиабизнеса, родом из 90-х годов, с ужасом обнаруживаешь их чудовищную поверхностность – лёгкие блёстки знаний вместо глубинной культуры (самое яркое впечатление, когда они при тебе по телефону, захлёбываясь, срываются на мат-перемат). Слуги мамоны и честолюбия, они вполне устраивают высшее руководство страны. С ними потому трудно бороться, их бессмысленно обличать. Нужно закладывать новый фундамент. И начинать с воспитания умного зрителя. В этом русле интересна озвученная в конце июня инициатива Председателя Союза кинематографистов Михалкова и министра культуры Мединского о введении в школе предмета по изучению 100 лучших фильмов. Кстати, поддержанная Патриархией. Без сомнения, в отечественном кинематографе есть и ещё родятся таланты, которые могут пополнить этот список.

На днях было опубликовано открытое письмо в адрес Никиты Михалкова о состоянии дел в отечественном кино. Молодые режиссёры сетуют, что через этих «медиахозяев» из 90-х на широкий экран пробиваются главным образом фильмы, «несущие безнравственность и пошлость, вызывающие отвращение к нашему кинематографу, народу и всему Отечеству, произведения, выполненные без какого-либо понимания профессии и осознания социальной ответственности перед обществом». «Нам хорошо известно, – пишут молодые, – что именно "чернуху" про умирающую Россию так жаждут видеть в Европе. Но почему же мы сами, волей конкретных функционеров от кино, подогреваем и ублажаем некрофагистский аппетит европейцев?.. Мы хотим пропагандировать настоящие духовные и нравственные ценности. Хотим, чтобы российское кино было качественным, достойным зрителя примером подлинного искусства, каким оно являлось на протяжении его вековой истории...»

Вот такая подлинно духовная, ответственная позиция. Так что не всё так плохо.

Игорь ИВАНОВ




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга