ВЕРТОГРАД

«ЧТОБЫ ИМЕЛИ ЖИЗНЬ И ИМЕЛИ С ИЗБЫТКОМ»

О моём опыте миссионерства

– Отец Константин, вы стали миссионером ещё во время обучения в семинарии?

– Мысленно переношусь в 90-е, время, которое уже стало историей... Время, когда страна, как лоскутное одеяло, была поделена на самостоятельные государства, когда на улице происходили бандитские разборки, а мы, семинаристы, ездили в монастыри на картошку, чтобы было что есть на обед: с каждым днём кормили всё скромнее. Время 90-х – это и активное освоение миссионерского пространства. Восстанавливаются храмы, возникают и исчезают православные журналы, по стране колесит отец Андрей Кураев, чьи книги, пока выпущенные на газетной бумаге, зачитываются нами, семинаристами, до дыр и горячо обсуждаются. А в Духовную академию приходят письма с просьбой прислать «лектора» или студента для беседы с... Контингент слушателей был разный. Это воинские части и больницы, Общество слепых и библиотеки, школы и колледжи.

В Духовной академии и семинарии из студентов формируется инициативная группа ребят, которые с ревностью принимаются за такие послушания.

Настоящим культурным явлением для Петербурга было создание центра православного общения «Око». Встречи там проводились более пяти лет, каждым воскресным вечером... Вспоминаю свой воскресный день конца 90-х: после службы в Казанском соборе (я там был чтецом) я вместе с женой и маленьким ребёнком бегу на встречу в «Око». Целуемся, пожимаем руки: мне представляют вновь пришедших гостей. «Вот это, – говорят, – братья из евангелической церкви, а это пастор Н., из лютеранской церкви, а это к нам в гости пришли католические семинаристы…» Наш ребёнок засыпает на столе, в закутке; чтобы малышка не упала, её обкладывают книгами. И начинается встреча...

Несколько слов о миссионерстве среди иноверцев. Сами протестанты много раз честно свидетельствовали мне: «Такого переживания благодати, как на православном богослужении, мы у нас не испытывали. Мы также понимаем, что именно ваше учение о молитве, о подвигах, ваше глубокое проникновение в смысл Писания – вершина христианского богомыслия и опыта. Но у нас зато есть общение, мы – одна семья, мы больше изучаем, чем целуем, Писание… И ещё: почему вы, православные, имея такое богатство, так безрадостны?..»

Я считаю, что, имея 5 процентов Истины, протестант эти 5 процентов вычерпывает; реализует всё, до дна, то, что даёт ему его традиция. Мы же, православные, имея 100 процентов Истины, используем 2-3 процента. Поэтому надо глубже изучать наше наследие и передавать знания другим.

*    *    *

– Какие темы сегодня наиболее актуальны и важны в проповедях, какие наиболее благоприятны для обращения человека к Богу?

– Темы те же, что и сто, и тысячу лет назад. Человек всегда остаётся человеком, и каждого будут волновать вопросы о Боге, о месте человека во вселенной, о вечности, любви и страдании… Всегда будут «проклятые» вопросы, которые будут интересовать думающих людей всех поколений: почему, если Бог благ, Он допускает страдания невинных? как согласовать с идеей милосердного Отца Небесного существование вечных мук? спасутся ли демоны? И прочие… Другое дело, что каждое время требует своего прочтения вечных тем и формулирования на них ответов.

Из миссионерских подходов я стою на платформе миссионерства великого Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9, 22). Подход апостола Павла – это подход не отрицания всего того, что существует в нехристианском мире, а подход осмысления и принятия лучшего и ценного из всего того, что создано в мире сем. Скажем, современная музыка. Её можно заклеймить как сатанизм и тем самым встать в оппозицию к молодому поколению, а можно ту же молодёжь учить видеть крупицы Божественной Истины, мерцающие в современной культуре. И тогда музыка будет не уводить от Бога, а приводить к Богу. Христианин, как пчела, должен собирать нектар от всех цветов, произрастающих в мире сем.

Часто аудитория, к которой мы обращаемся со словом проповеди о Боге, – люди состоявшиеся, люди, которые хотят жить с удовольствием и получать от жизни радость. Сейчас не средние века, где жизнь часто сводилась к выживанию и религия была спасательным кругом, который помогал человеку элементарно удержаться на плаву. Сегодня жизнь несравненно благополучнее. Человек может хорошо питаться, путешествовать, получать любые удовольствия, может не отказываться от радостей секса – притом что детей планирует он сам, он не заложник этого…

Поэтому многие религиозные аргументы – например, то, что подлинную награду за труды и невзгоды жизни следует ожидать в жизни вечной, – не работают. Зачем ожидать награды в мире ином, если можно всё получить и здесь. Наша проповедь будет услышана, если мы предложим человеку веру не как средство бегства от жизни, а как то, что сделает нашу жизнь ярче, прекрасней. «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10), – говорит Христос! Таким образом, выход на такой уровень проповеди и свидетельства о жизни в Церкви есть не модернизм в осмыслении веры, а возвращение к мысли Самого Господа.

Обращаясь к современному человеку, я говорю: «Вера сделает вашу жизнь неизмеримо прекрасней. Согласитесь, любое знание – например, наше чувствование красоты, умение слышать поэзию и прочее – не обедняет, но обогащает нас. Так же и вера. Она позволяет человеку вырваться из плоскости нашего пространства и соприкоснуться со сферами иными, небесными, потусторонними.

Я говорю людям: «Над всеми есть Бог. Верим мы в Него или не верим – наше дело. Если не верим, от этого хуже только нам. Если верим, мы должны определиться, как Его назвать: Господином (отсюда слово Господь)? Всевышним? Творцом? Великим Непознанным? Абсолютом? Христос предлагает другое: зовите Его Отцом, а себя Его детьми». Это невероятное право, не данное никому, кроме христиан. Человек получает право назвать себя сыном, дочерью Божией! Только Христос – Истинный Сын Божий – мог даровать нам такое великое и счастливое право, «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12).

*    *    *

– Какое место сегодня в проповеди и миссионерстве занимают книги, статьи, выступления священников? Не достаточно ли устной проповеди в храме?

– Недостаточно! Статистика говорит, что в храм ходят и регулярно приступают к исповеди и причастию 2-3 процента россиян. При всём том, что большинство россиян действительно называют себя верующими людьми. Разве этих людей мы можем оставить без окормления, без слова о Боге и Истине? Нет. Поэтому я считаю, что проповедь должна звучать не только в храме, а и с экрана телевизора, через радиопередачи; религиозная страничка должна быть при каждом журнале и в каждой газете.

– Вы миссионерствуете в книжных клубах, где, как правило, собираются для дискуссий и споров интеллектуалы. В чём особенности работы с такой аудиторией?

– У миссионера не должно быть комплексов: если ему задали вопрос, в котором он некомпетентен, он так и должен сказать: не знаю. Глупо выглядит проповедник, который с апломбом ввязывается в обсуждение любой темы. Я компетентен в своей области. Но я не могу знать всё. Между прочим, умные люди это прекрасно понимают и уважают интеллектуальное смирение собеседника.

У некоторых батюшек вырабатывается странный комплекс. Видимо, под влиянием того, что старушки слушают всё, что говорит батюшка, с самым умилённым видом, кивают и целуют ручку. У иных батюшек формируется представление, что всё, что они говорят, – мудрость высшей пробы. Неприятно видеть самодовольного батюшку, говорящего с умным видом откровенную чушь.

– Какие виды проповеди сегодня допустимы и приемлемы, насколько оправданны вызывающие недоумения у ряда верующих проповеди на концертах?

– Миссионер может использовать различные формы и площадки для своей проповеди. Как апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (в нашем понимании – в парламенте), в синагогах (инославные храмы и молитвенные дома), на площадях (концертные площадки), среди книжников и мудрецов (научные сообщества), так и современный миссионер должен идти туда, где люди, чтобы свидетельствовать об Истине!

Миссионер всегда рискует. Но лучшей защитой ему будет любовь к Господу и искренность, а не попытка всем угодить. Апостол Павел советует своему ученику апостолу Тимофею: удаляйся от таких, кто «ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения», избегай пустых споров «между людьми повреждённого ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка» (1 Тим. 6, 4–5). То есть всегда были и будут люди, которые думают, что благочестие, вера наша – явление коммерческого порядка, служит к обогащению миссионера и пастыря. Что с такими спорить? Это бесполезно, это несчастные люди.

О семье и приёмных детках

– Что значит грех, не грех? Грех – это ведь не то, что по каким-то непонятным причинам запрещено нам Богом. Дословный перевод греческого слова «грех» – «непопадание в цель». И этот дословный перевод очень точно отражает смысл понятия. Грех – не нечто притягательное, но запретное. Грех – то, что препятствует нам приближаться к нашей цели – Богу. Поэтому брак – не грех, христианская семья имеет все возможности возрастать в Боге. Блуд – грех, он тормозит душу на её духовном пути.

Во-первых, христианская семья начинается с церковного Таинства, Таинства брака, Таинства благословения начала совместной жизни молодых людей. Это очень важный момент для глубоко верующих людей. Мы просим благословения Божиего и на более мелкие предприятия, тем более не можем не попросить на нелёгкое и ответственное дело, такое как построение семьи. Если деньги, давление родителей или что-то ещё пока для вас более значимо и важно, чем Божия помощь, то лучше пока подождать с началом семейной жизни. Такая семья не возвысится до уровня подлинной христианской семьи, так как изначально ваша семья ориентирована более на мирские ценности и приоритеты, нежели на божественные.

*    *    *

– Мы с семьёй живём у моих родителей. Моя мама всячески доводит меня, моих детей и мужа до нервного срыва. И выгоняла нас, а мужа грозилась в милицию сдать (хотя сама говорила, что гордится своим зятем). После одного скандала отец подошёл ко мне и стал успокаивать (у меня была истерика). Он говорил, что очень меня любит, что наша мать любого до психушки доведёт, и при этом чуть не плакал. Когда возник очередной скандал, он из-за маминой спины кричал, что мы психопаты, больные и нам надо вызвать 03 (психиатрическую). Разве можно так предавать собственного ребёнка? Эта ситуация повторялась дважды, и каждый раз он меня предавал. А я ему так верила!!!

– Действительно, сказано: «Почитай отца твоего и мать...» Много раз мы читаем эти слова, но из истории знаем, что в ветхозаветной реальности многие родители спекулировали на этом. Во времена Христа к этой заповеди многие иудеи относились весьма прохладно. На словах её соблюдали, а в реальности было много лазеек, чтобы её соблюдение обойти. Вот почему Христос и апостолы так настойчиво напоминают эту заповедь, а также добавляют совет родителям: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших» (Еф. 6, 4; Кол. 3, 21).

Отметим: «Не раздражайте!»

Многие родители этого не понимают. Мне в пастырской?деятельности приходится встречаться со случаями вопиющего неуважения к детям (как малым, так и взрослым) и хамства, потребительства со стороны родителей. Мириться с этим не следует! Смиряясь, как минимум мы потакаем греху, поощряем грех, хоть, как ни страшно об этом говорить, это грех не кого-то иного, а наших родителей.

Опыт показывает, что, если отнестись к такому поведению родителей жёстче, родители вдруг меняются в... лучшую сторону. Бывает, что, увидев в детях силу (неподозреваемую дотоле), родители начинают детей больше уважать, с ними считаться. И уже не навязывают своё мнение, уже прислушиваются.

*    *    *

– Скажите, как вы считаете, стоит ли скрывать родителям, усыновившим ребёнка, что он им не родной сын? И если они будут говорить ему, что, мол, ты родной, не будет ли это ложью? А ведь христиане не должны обманывать?

– Думаю, что в семье, в которой все живут в любви и взаимопонимании, никаких тайн, ничего недосказанного, скрываемого быть не должно. Семья живёт в любви и мире, и никаких секретов, «тайн» у родителей от детей (и наоборот) нет. Но это не значит, что родители обязаны всё до конца рассказать малышу, если он приёмный, про то, как он к ним попал. Этот вопрос, мне кажется, нельзя механически подводить под категорию «честно – нечестно».

Поясню, что я имею в виду. Я считаю, что усыновление – это акт принятия ребёнка в семью. Всё. Теперь он навсегда – сын или дочь. Без каких бы то ни было оговорок. И если его не выносила мама 9 месяцев, если его забрали не из роддома, а из детдома в возрасте нескольких месяцев, что с того? Он НАСТОЯЩИЙ сын, она НАСТОЯЩАЯ дочь. И родители так и должны о своём приёмном малыше говорить – как о родном, непременно и только как о родном! И радоваться, если им говорят не знающие их ситуации: какой у вас замечательный малыш, как он на вас похож. Тогда у ребёнка, если он с младенчества знает, что он сын или дочь своих родителей, не будет никаких вопросов. И подозрений. Он может спросить: а вы меня ждали? Ответ будет совершенно честным: да, любимый, ждали, молились, чтобы Господь подарил нам малыша. И вот он у нас появился. Едва ли ребёнок будет настаивать, чтобы мама рассказала, как она «носила его в животике». Это уже какое-то нездоровое, недетское любопытство.

*    *    *

– Исходя из собственного опыта мы советовали бы не усыновлять, но оформлять опекунство. Впрочем, если берёте младенца и не хотите раскрывать ему тайну его рождения, может, и имеет смысл как раз усыновлять. Другое дело, когда вы будете брать ребёнка сознательного возраста (от 5 лет). Пусть ребёнок знает, что вы любящие мама и папа, но лучше, чтобы он знал, что в семье, в которой он теперь живёт, никто никому и ничего не обязан! Что люди в семье живут по любви, а не по обязанности. Пусть знает: если кто-то всем своим поведением показывает пренебрежение и ненависть к другим членам семьи, то совместной жизни не будет. Если ребёнок уже сознательный, это лучше объяснить сразу и не давать забывать. Это не должно звучать: будешь с нами жить, пока ведёшь себя прилично. Но: мы тебя любим, поэтому принимаем в свою семью. Однако же любовь – это труд. Ты тоже должен трудиться над ней. Стараться не причинять нам боли. Потому что бывают ситуации, когда родители очень любят ребёнка, а ребёнок в ответ делает зло, сознательно и дерзко: мол, никуда родители не денутся.

Пусть знает: все свободны. Можно объяснить: мы тебя любим и будем любить всегда, но и ты должен делать так, чтобы жить с тобой было радостно. Если ребёнок начинает вести себя так, что жить с ним становится невозможно, значит, он не признаёт законов семьи, значит, она его не устраивает и он не хочет в ней жить. В таком случае ребёнок в семье не будет жить, так всем будет лучше, и это его свободный выбор.

*    *    *

– Если вы настоящий христианин, то любой выбранный путь жизни (или одиночество, или брак) – если этот путь проходить, как учит Церковь, – приведёт вас к спасению. И любой путь, если недостойно его проходить, приведёт к погибели.

*    *    *

– Есть ли эволюция, позитивное преображение человека в истории, или люди те же, что и раньше? Ничего не меняется, меняются лишь отдельные, способные на это индивидуумы?

– Давайте попробуем создать скульптуру более совершенную, чем Венера Милосская. Или написать картину более сильную, чем «Джоконда»... Не получится. Почему? Потому что дух человеческий остаётся таким, каким был и тысячелетия назад. Технически, несомненно, мы прогрессивней. Но духовно, нравственно... Нет. Придуманы какие-то социальные институты, отменено (в Европе) рабство, изменилось (опять же в Европе) отношение к женщине. (Кстати сказать, эти изменения обусловлены влиянием именно христианской культуры.) В Азии осталось всё так же, как и тысячелетия назад. Да и в Европе, цивилизованном мире, в котором все ведут себя нравственно, потому что привыкли, не отдают себе в этом отчёта, случись что катастрофическое...

Человеческий дух – бессмертный, богоподобный, способный к обожению, – создан был раз и навсегда. И он пребывает в человеке неизменным – во все века и тысячелетия. Мы, может, знаем больше, перед нами уже опыт предыдущих поколений, но мы такие же люди, как и они.

Протоиерей КОНСТАНТИН Пархоменко

По книге «Православие в деталях» и статьям на сайте azbyka.ru/parkhomenko




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга