ПЕРЕПИСКА НАДО ЛИ КАЯТЬСЯ?Здравствуйте, уважаемый Михаил Сизов! Пишу по поводу статьи Прощение за обиды, опубликованной в № 667 «Веры», где говорится о попытке примирения с поляками и где Вы сами просите у них прощения за Катынский расстрел 1940 года. Я, читательница газеты «Вера», прошу Вас обратить внимание на то, что Европейский суд по правам человека в связи с заявлением польских граждан не признал виновным Советский Союз и его граждан в совершении преступления в Катыни. Эта информация доступна в Интернете, все патриотические издания её распространили. Издания недружелюбные стараются замолчать этот факт. Ведь очень удобно Россию числить в империях зла. А Вы, как православный журналист, когда просите прощения за Катынь, – Вы с кем? Какая мотивировка у Вас? Да, это христианская добродетель – попросить прощения у того, кто считает Вас виновным, а Вы не виноваты. Но не кажется ли Вам, что народ живёт немного по другим законам, в связи с чем и произнесено знаменитое Слово Святителя Филарета Московского. А может, русский народ попросят покаяться перед татарами, турками, французами и т. д. – много же их приходило на Русь с огнём и мечом? Советую прочитать труд Ивана Ильина «О сопротивлении злу силой» (в нём есть и об истинном патриотизме, и о ложном смирении), а также статью Клайва Льюиса «Национальное покаяние» – с моей точки зрения, сказанное им об англичанах в 1950 году актуально и для нас. Было бы, наверное, хорошо в Вашей газете напечатать о решении Европейского суда – с тем, чтобы не обвинять наш народ за Катынь. Бог в помощь! Многая и благая Вам лета! Ольга ЛУКИНА, * * * Здравствуйте, Ольга! Радостно было узнать, что читатели «Веры» есть и в Черноголовке – знаменитом наукограде, одном из немногих научных центров, где после развала СССР сохранилась большая наука. Отвечу кратко. Решение Европейского суда – для европейцев. Для нас оно не имеет значения. Сегодня этот политически ангажированный суд по правам человека решил так, завтра – иначе. По сути, там решался сугубо юридический вопрос: имеет ли право Польша требовать от нынешней России денежной компенсации за расстрелянных в Катыни, в пользу их родственников. Вопрос же о том, кто расстреливал – советский НКВД или немцы, – он даже не поднимался. Фраза «не признал виновным Советский Союз» не точна, где Вы такое прочитали? Вот заголовок польской статьи, ссылку на которую Вы прислали: «Trybunal w Strasburgu nie obciazyl Rosji wina za Katyn». Без переводчика ясно, что речь не о Советском Союзе. Я бы осторожней относился к сообщениям некоторых наших «патриотических» изданий. С ними беда... Разве можно даже для благой цели использовать сомнительные аргументы и «чуть-чуть» подправлять правду? А есть и такие, кто мыслит по шаблону «такого не может быть, потому что быть не может». В той же Польше по недавним соцопросам выяснился поразительный факт: почти треть поляков не верит, что в 2010 году под Смоленском самолёт с их президентом и элитой разбился из-за гонора и непрофессионализма польского пилота. Они склонны объяснять катастрофу национального масштаба вражеской диверсией, «рукой Москвы». Можно ли это назвать патриотизмом? Таких «патриотов» по-человечески я понимаю – и поляков, и моих соотечественников, сочувствую им. Но зачем же прятаться от правды... Да, Катынь – это не советский геноцид, как утверждают многие поляки. Но НКВД и вправду на том месте производил расстрелы – и русских, и поляков, оправдывая это классовой борьбой. Позже гитлеровцы использовали Катынь в антисоветской пропаганде. Многие факты подсказывают, что для пущей убедительности они добавили туда польских могил. Например, известно, что в одних траншеях тела были свалены кучей, а в других лежали аккуратными рядами, причём в карманах убитых обнаружились паспорта и другие удостоверения личности, что сотрудники НКВД никогда и ни при каких обстоятельствах не оставляли на месте расстрелов. То есть в Катыни собственно жертв НКВД сравнительно не так уж много. Но разве это снимает груз ответственности за наших предков? Ещё можно сказать, что главные виновники Катыни – Сталин, Берия, Мехлис – не были русскими по национальности. Но и среди расстрельщиков последнего русского царя тоже было много «инородцев». Это же не снимает вину с нашего народа, допустившего саму возможность такого злодеяния? Спаси Господи за присланную статью К. Льюиса. Он с иронией обращался к творческой молодёжи, которая призывала покаяться за британский империализм: «Главная прелесть национального покаяния в том, что оно даёт возможность не каяться в собственных грехах, что тяжко и накладно, а ругать других... Когда человек на пятом десятке кается в грехах своей страны и старается простить её врагов, он делает нелёгкое дело, ибо он воспитан в патриотических традициях и ему трудно искоренить их. Нынешним молодым искоренять нечего. Сколько они себя помнят, они и в искусстве, и в литературе, и в политике принадлежат к разгневанному меньшинству». Но тут же Льюис отмечает: «Что же, Церковь не должна призывать к национальному покаянию? Нет, должна. Но дело это – как и многие другие – под силу лишь тем, кому оно нелегко. Мы знаем, что человек призван во имя Бога возненавидеть мать. Когда христианин предпочитает Бога собственной матери, это ужасно, но возвышенно – однако только в том случае, если он хороший сын и духовное рвение возобладало в нём над сильным естественным чувством. Если же он хоть в какой-то степени рад с ней поссориться, если он думает, что возвысился над естественным, в то время как он опустился до противоестественного, – это гнусно, и больше ничего. Трудные повеления Господни – для тех, кому они трудны». Но знаете, Ольга, к «молодёжи» я себя не отношу, мне как раз «пять десятков». Кажется, понимаю уже, за что стоит каяться, а за что нет. Вот отец мой срочную служил в войсках НКВД, бегал по Карпатам с пулемётом, уничтожая бандеровцев – борцов за «украинскую свободу». А сам я был тем парнем в штабе танковой дивизии, начальником смены узла связи, который в 1982-м принял шифрограмму с приказом двинуться на Польшу, пытавшуюся скинуть «советское иго». Мы остановились тогда у польско-советской границы, не тронув поляков, о чём я не жалею. Но и каяться в «свобододушительстве» не собираюсь. Мы с отцом выполняли воинский долг, защищая интересы государства. Но совсем другое дело – преступление против человечности, когда казнят пленных. В своё время информация о Катыни стала для меня шоком: разве мы на такое способны?! Увы... Остаётся только молиться – за убиенных, за палачей и за весь народ. Что не отменяет нашего патриотизма. И Вам многая лета! Михаил СИЗОВ |