ВЕРТОГРАД «СТОЯТЬ, НЕ ПОДДАВАТЬСЯ»Миллионы людей в нашей стране, да и во всём мире, страдают пристрастием к спиртному, принося немало бед себе и ближним. Действительно, алкоголизм – страшное зло, которое «пожирает» и женщин, и престарелых людей, и даже детей. Поначалу те, кто пристрастился к выпивкам, ещё могут остановиться, удержаться от соблазна, сказать себе: «Нет». Но со временем это сделать бывает всё сложнее и сложнее. В конечном итоге развивается болезнь, разрушающая плоть и душу человека. По самым скромным подсчётам, около семи миллионов человек в России страдают хроническим алкоголизмом. Это официальная статистика, но, уверен, не реальные данные. На самом деле положение ужасающее! К примеру, вот такой факт. По опубликованным данным, половина 13-летних подростков употребляет алкоголь. Спиртное приобретает свойства наркоза, снимающего раздражение, гнев, обиду. Эти обстоятельства и провоцируют многих людей к выпивке. Но рано или поздно возникают проблемы, перерастающие в серьёзные жизненные несчастья. Пьянство – путь в тупик, путь к погибели душевной и телесной. Пьянство – это прежде всего грех, а уже затем – болезнь. Таким образом, пьянство можно назвать греховным недугом. Как преодолеть алкоголизм?Поговорим о лечении этой болезни. Что предпринимают медики для помощи лицам, страдающим недугом пьянства? Общепринято использование всевозможных дезинтоксикационных растворов, психотропных средств, препаратов, вызывающих отвращение к алкоголю посредством выработки отрицательного условного рефлекса, общеукрепляющих средств и витаминов, а также многое другое. Это то, что касается тела. Квалифицированный психолог или психотерапевт пытается вскрыть глубинные психологические корни возникновения пьянства, анализирует характерологические особенности человека, его семью и социально-бытовые условия. Затем специалист даёт советы и рекомендации, обучает бороться со стрессами, преодолевать конфликты и т. д. В ряде случаев проводятся различные психотерапевтические процедуры, эффект от которых тем выше, чем ярче осознанное желание самого человека освободиться от этого бремени и вернуться к полноценной жизни. Таким образом, психотерапевт становится как бы попутчиком и помощником пациента на этом сложном пути, который он непременно преодолевает сам. Алкоголизм и наркомания – это болезни. Но болезни более всего духовные. В основе пьянства, употребления наркотиков – духовная опустошённость, неудовлетворённость жизнью, утрата смысла бытия. Святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Отсюда понятно, что только медицинскими методами страждущему не помочь. Убеждения и медикаменты не всесильны. Для преодоления недуга необходимы искреннее раскаяние пред Богом в Таинстве исповеди, молитвы ко Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим. Злостное пьянство может быть следствием влияния злых духов на человека. Спаситель наш пришествием Своим не уничтожил совершенно власть дьявола, а только ослабил его влияние на людей и дал нам средства отражать дьявольские козни. Этими душеспасительными средствами являются вера, призывание имени Христа Спасителя, молитва, пост и, конечно же, святые Таинства исповеди и причастия. «Противостаньте диаволу, и убежит от вас»,– говорит апостол Иаков. Кстати сказать, в состоянии алкогольного делирия (белой горячки) люди видят устрашающие образы (яркие зрительные галлюцинации, как трактует эти явления психиатрия). Причём все видят одно и то же – бесов. Если в сердце больного алкоголизмом есть место вере Христовой, то следует напоминать ему о том, что он опутан узами греха. Нужно знакомить его с началами православной веры, приводить примеры исцелений, которые Господь дарует раскаявшемуся грешнику. Обо всём этом надлежит говорить православному врачу и смиренно призывать Господа на помощь во исцеление страждущих. Если родственники больного верующие люди, то они должны усердно молиться за него дома и в храме, позаботиться об освящении жилища (если оно не освящено). Надо убеждать заблудшего постоянно носить нательный крест, читать молитвы, с верой и благоговением употреблять освящённую воду. Только верой и терпением, только через покаяние и милость Божию можно исцелиться по-настоящему. Другого пути нет. Святитель Тихон Задонский писал: «Привыкшим к сей пагубной страсти надобно крепко вооружиться против мучительства её, стоять, не поддаваться, молиться и призывать всесильную Божию помощь!» Известно, сколь велик был вклад в это делание ныне прославленного в лике святых Царя-мученика Николая. И сейчас по молитвам к св. Царю Николаю многие страждущие этим недугом получают благодатную помощь и укрепление. Часто на приём приходят люди, именующие себя православными, с просьбой помочь им избавиться от пьянства. Но когда речь заходит о покаянии, борьбе со страстями и пороками, самопреодолении, стремлении к христианскому благочестию, молитве, то, к сожалению, души некоторых из них остаются глухими и невосприимчивыми. Вместе с тем постоянно звучат пожелания назначить им «сильнодействующие уколы» или прописать «какие-нибудь лекарства от водки»… Но лекарств «от водки» не существует!!! Как правило, встречи эти заканчиваются безрезультатно и повторных визитов более не отмечается. Конечно, очень жаль, что так происходит. Допустимо ли лечиться от алкоголизма методом «кодирования»?Кодирование и иное ему подобное воздействие на душу и тело человека – это бесовщина. Святое Евангелие говорит о необходимости в качестве условия исцеления покаяние страждущего для прощения грехов. О покаянии эти «лекари» и не вспоминают. Пьянство, которое возбуждается бесами при собственном слабоволии и безответственности, не пройдёт без молитвы и поста, без сокрушения сердечного, без спасительных Таинств Церкви. Гипнологи и кодировщики не придают этому никакого значения. Метод кодирования приобрёл широкую огласку в средствах массовой информации, а его главные исполнители жаждут признания и славы. Некоторые из них откровенно называют себя «чудотворцами», людьми «особой миссии». Этим псевдоцелителям и неведомо, что дар исцелений Господь подавал подвижникам веры, делателям непрестанной молитвы, смиреннейшим из смиренных. Известно также, что святые отцы и жёны, имевшие этот небесный дар, проводили жизнь свято. Кодировщики же и не помышляют о святости и благочестии. Врагу нашего спасения в конечном итоге даже не важно, пьёт человек или нет (отчасти этим объясняются некоторые случаи «выздоровлений»). Важно другое: к кому обращается человек за помощью – Богу или сатане? А как страдают эти закодированные люди? Ведь грех так и остался в их душах нераскаянным. Он может лишь поменять свой облик. Отсюда у них частые депрессии, жуткая раздражительность, тревога. Нередко возникают тяжёлые соматические заболевания. И удивляться, как видно из сказанного выше, не приходится. Сторонитесь такого «целительства» и отговаривайте от него тех, кто будет с вами советоваться по этому поводу. Лечится ли пьянство с помощью «плацебо»-эффекта?Если взять в руки практически любую светскую газету, то в ней обязательно отыщется реклама или информация по лечению алкоголизма. Основа многих новомодных методик (не говоря об откровенно оккультных) – эффект «плацебо». Эффект «плацебо» можно объяснить таким образом: когда какому-либо веществу (предположим, сахарной пудре) или медицинским процедурам приписываются свойства сильнодействующих лечебных средств; и больной верит в действие этих средств, и выздоравливает (или улучшается его самочувствие). Однако алкоголизм – не та болезнь, при которой уместно злоупотреблять эффектом «плацебо». Ведь если человеку, скажем, запретить пить под угрозой смерти или тяжёлой болезни (как это делают кодировщики), то воздержание от алкоголя в данном случае – совсем не исцеление. Закодированный пребывает в жутком напряжении душевных сил. Такое, с позволения сказать, «лечение» приносит людям явный вред и страдания. Для исцеления от недуга пьянства нужна не пустышка (перевод термина «плацебо»), но покаяние, душевное преображение, внутренний рост. Что важно предпринять человеку, решившему искоренить греховный недуг винопития?Важно: • Осознать, что пьянство – тяжкий грех. • Принять глубокое, твёрдое решение не пить спиртное. • Не поддаваться уговорам, насмешкам со стороны недоброжелателей, «дружков»-собутыльников. • Продумать варианты своего поведения: а) в трудных жизненных обстоятельствах; б) за праздничной трапезой, если на столе спиртное. • Научиться трудиться и с пользой для души и тела отдыхать. • Не пребывать в праздности. Стремиться быть полезным людям. * * * У меня спрашивают: «Я был алкоголиком. Но теперь, с Божией помощью, не пью. Можно ли мне хоть изредка выпивать немного вина?» Искренне рад за вас. Слава Богу! Отвечу так: выпивать вам не стоит, даже понемногу. Воздержание от алкоголя должно быть длительным, иногда и пожизненным. Почему? Да потому, что велик риск возврата к прошлому. Если для здорового (свободного от алкогольной зависимости в прошлом или настоящем) человека рюмочка вина совершенно безвредна, то для вас это не так. Приведу пример. Вот, предположим, у какого-то человека развилась аллергия на определённый продукт. Попытки, несмотря ни на что, употреблять этот продукт могут привести даже к смерти. Вот и вы, если можно так сказать, тоже страдаете аллергией, только духовной. Если возобновите выпивки, то можете очень себе повредить. И лукавому будет проще вновь опутать вас. Из кн.: Д. А. Авдеев. Православная энциклопедия |