ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ ФЕОДОРОВСКИЙ СОБОР2013-й – год 400-летия царской династии Романовых
Из небытияИсторический центр Санкт-Петербурга – это вечный город. Проходят десятилетия, а ничего здесь не меняется. Иду знакомыми с юности улицами, выхожу на Мытнинскую, которая тянется далеко-далеко, переходит в Полтавскую и где-то там впереди упирается в пакгаузы Московского вокзала. Гляжу туда, в далёкий тупик... и глазам своим не верю: в самом конце улицы плывут в небе золотые купола. Откуда они здесь?! Что ж, иду дальше – заново открывать для себя «вечный город». Вот и конец Полтавской, направо – знакомая арка в крепостной стене из красного кирпича, с бойницами и рядом зубцов поверху. Вспоминается, как четверть века назад бывал я здесь и гадал, каким ветром занесло сюда этот кусок Кремлёвской стены. А сейчас рядом с ней – огромный белокаменный храм! И тоже словно по воздуху перенесённый откуда-то из глубинной Руси – то ли из Владимира, то ли из Суздаля. На территории храма гудит техника, рабочие в спецовках месят раствор, бригадир машет рукой куда-то вверх – крановщику, возможно. Спрашиваю у рабочего, где найти настоятеля храма, он указывает: там. Иду «туда», там показывают в другую сторону. Наконец кто-то советует: «Вы встаньте у входа в храм, рано или поздно он появится в той точке».
Стою. Читаю объявления на стене. На одном из них детской рукой нарисован домик с голубой крышей и написано: «Детская комната переехала в тёплый вагончик, стоящий около храма». Другое сообщает: «В нашем приходе возобновились занятия с детским хором (дети от 6 лет)». А вот солидная афиша, гласящая: «Картины из жизни старого Феодоровского прихода. Группа творческой молодёжи нашего храма подготовила рассказ о жизни прихода Феодоровского собора в последние годы перед его закрытием в 1932 году. При подготовке использованы исторические документы, воспоминания и материалы следственного дела Александро-Невского братства... Вступительная часть – прот. Александр Сорокин; далее – повествование о жизни старого прихода с элементами драматургии в исполнении творческой группы и посещением подвала Феодоровского собора». Закрытие в 1932-м... О разрушении ничего не сказано. Значит, собор здесь всегда стоял? Почему же я раньше его не видел... – Извините, – обращаюсь к проходящему мимо человеку в спецовке и с доской на плече, – где мне здесь найти отца Александра? – А вам какого Александра? У нас их двое. – Сорокина, настоятеля. – Ну так это я. Представляюсь, что из газеты. Настоятель смотрит на часы. Далее разговор продолжается в рабочем вагончике.
Связь времён
– Удивительно, но прежде я этого храма не замечал, – делюсь со священником своим изумлением. – Да я тоже раньше про него не знал, хотя в детстве он стоял перед глазами почти каждый день. Я ведь десять лет учился вон в той школе, на углу Полтавской и Миргородской, – отец Александр махнул рукой в окошко вагончика. – Окна моего класса выходили как раз на собор. Но в ту пору храм был перестроен, внутри находился молокозавод. Догадаться не так просто... – Как понимаю, вы из семьи священника Владимира Сорокина? Вам про собор не рассказывали? – Может, и говорили, но, наверное, не акцентировали внимание, чтобы в школе проблем не было. Время такое... Кроме директора школы, думаю, никто из учителей и школьников не знал, что я сын священника. – О принятии сана вы уже тогда думали? – Думал, но не ассоциировал себя с тем заводским строением, серым и мрачным. – Поверить трудно! Такой красивый собор... – Сейчас-то – да! Вы бы на фотографию посмотрели. Мрачное зрелище. – Рядом с собором стоит ещё один, деревянный, храм. Давно он появился? – Если вкратце, то история такова. В 1992 году администрация города приняла принципиальное решение о возврате Феодоровского храма верующим. Но было понятно, что дело это долгое, молокозавод из здания так просто не выедет. Поэтому у заводского забора построили часовню во имя Новомучеников и исповедников Российских. Тогда была задача хотя бы зародить здесь церковную жизнь и начать богослужения. И так сложился наш приход – когда ещё собор был скрыт за оградой. Длилось это «зазаборье» семь долгих лет. – В том строительстве вы тоже участвовали? – Часовню строил протоиерей Владимир Сорокин, он-то всё и начал. А в 98-м году, когда её освятили как полноценный храм, меня назначили совершать здесь регулярные службы. С передачей здания руководство завода тянуло до последнего, хотя в последние годы там и производства-то почти не осталось, помещения в аренду сдавали. Пришлось через суд вопрос решать. И в 2005 году наш приход – уже сложившийся, окрепший – вступил в храм. Как внешне, так и внутри он был сильно перестроен. Междуэтажные перекрытия, остатки оборудования, грязь, запах уксуса и прочее. Ну, мы там почистили, помыли, начали служить в одном из приделов. А в 2007-м был создан такой солидный попечительский совет во главе с председателем Государственной Думы Борисом Грызловым. И началось серьёзное финансирование реставрации. Приходу пришлось вернуться в уже ставший родным храм Новомучеников – до конца реставрации. Работы уже подходят к концу – должны успеть закончить в 2013-м, к юбилею храма. – Феодоровский. Это, получается, собор к 300-летию Дома Романовых, к 1913 году был построен? – догадываюсь. – Именно так. – А вот скажите, пожалуйста, что это за крепостная стена рядом с вами? Вроде как Кремлёвская. Через её арку ходил раньше, в советское ещё время, и не мог понять... – Это часть общего ансамбля храма-памятника З00-летию Дома Романовых. Обычно начало династии мы связываем с Ипатьевым монастырём, с Костромой, но для Романовых важнее образ Москвы – они ж из Костромы переехали туда, там ждали своего отца, Патриарха Филарета, и в Москве же был Земский собор, на котором Русь выбрала себе царя, там же было возведение на престол. Поэтому и в храм-памятник заложен образ Первопрестольной. Отсюда и кремлёвская стена. – Она должна была окружать собор? – Нет, по плану стена лишь с одной стороны отделяла храм от уже тогда суетливого Московского вокзала, построенного ещё при царе Николае I. В то время были паровозы – от них копоть, дым, грохот. – Это место для царского собора потому и выбрали, что рядом с вокзалом и дорогой на Москву? – Так совпало. В начале ХХ века здесь, где мы сидим, располагалось подворье Феодоровского Городецкого монастыря. Сам Богородице-Феодоровский монастырь был построен на берегу Волги ещё в XII–XIII веках на месте деревянной часовни, в которой находилась Феодоровская икона Божией Матери. Есть легенда, что и обитель, и Городец – он в полусотне километров от Нижнего – основал сам Юрий Долгорукий. И вот в Петербурге было подворье этой древнейшей обители. Скромное такое – с маленькой часовней. В 1906 году на её месте всё же построили церковь в честь Феодоровской иконы, небольшую, но она простояла всего три года – по инициативе настоятеля монастыря архимандрита Алексия (Яковлева) решено было возвести каменный собор. Августейшим покровителем строительства стал брат Государя – Великий князь Михаил Александрович. Освящение планировалось к юбилею – как известно, Михаил Фёдорович Романов взошёл на московский престол 27 марта 1613 года, если по новому стилю. Этот мартовский день с тех пор отмечается как второй праздник Феодоровской иконы Божией Матери, наравне с августовским. Но закончили и освятили собор только в январе 1914 года. Было очень торжественно, присутствовала Царская Семья во главе с Государем Николаем II, церковные власти, люди из правительства, народ. – А почему задержали на девять месяцев? – Видимо, были причины: не хватило времени и средств. Кстати, собор так и не был доделан до конца – в том оформлении, как его задумали. А потом помешала война, случилась революция... Поэтому сегодня мы не только его восстанавливаем, но и заканчиваем то, что не успели сто лет назад. – Есть какие-то старые эскизы? – В архивах найдены чертежи. Также сохранились фотографии как внешнего, так и внутреннего убранства, правда только верхнего храма.
Царский храм
– Запоздание с освящением храма, наверное, уже не повторится? – продолжаю расспрашивать настоятеля. – Всё будет в срок! – улыбается священник. – Осталось благоустроить территорию и закончить работы в нижнем храме. Сегодня у нас как раз субботник, прихожане убирают нижний храм от пыли и грязи, потому что отцу Зинону, нашему иконописцу, предстоит довершить начатую роспись в южной апсиде алтаря. – Архимандрит Зинон. Он теперь у вас? – Почему у нас? Прежде он служил в Псковской епархии, а сейчас служит в Петербурге. Пишет для нашего храма и фрески, и иконы. Поскольку прежние строители не успели расписать нижний храм, то он внедряет там замыслы, какие считает нужным. – Ваш собор фактически царский, это как-то отражается в оформлении? – Центральный алтарь нижнего храма изначально был посвящён святому Александру Невскому и Марии Магдалине – небесным покровителям Государя Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Фёдоровны. Это родители того Государя, при котором храм и строился. А боковые алтари были посвящены праведному Филарету Милостивому и мученице Марфе – небесным покровителям родителей первого царя Михаила Фёдоровича Романова. Но главное посвящение имеет верхний храм. Там центральный алтарь – Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Михаила Малеина, покровителя самого Михаила Фёдоровича, первого из династии.
– А последний из царствовавших, Государь Николай II, в соборе как-то отражён? – Раньше боковые алтари верхнего храма были во имя покровителей царствующей четы – святителя Николая и мученицы Александры. Но теперь алтарь мы посвящаем им самим, поскольку они канонизированы как страстотерпцы. А левый придел, бывший святителя Алексия и благоверного князя Михаила Тверского, посвятим святым новомученикам и исповедникам Российским. – Список Феодоровской иконы у вас какой? – К сожалению, прежний храмовый Феодоровский образ утрачен, хотя часть других икон сохранилась, они находятся в Музее истории религии. Так что те несколько списков Феодоровской иконы, которые у нас есть, – новонаписанные. Хотя есть и старинный список XIX века, подаренный три года назад нашему приходу председателем попечительского совета. – Как считаете, монархическая идея когда-нибудь станет востребованной российским обществом? – Вопрос не такой простой. Он одновременно и политический, и духовный. Моё глубокое убеждение, что необходимо придерживаться евангельского принципа, проповеданного Самим Иисусом Христом: отдавайте Богу Богово, а кесарю кесарево. Кем бы ни был правитель: царём, президентом, премьер-министром, – в том или ином виде это кесарь, то есть «цезарь». Слово «царь» ведь произошло от этого слова. Да, он может быть верующим, православным, но всё равно это государственная власть, которую ни в коем случае нельзя смешивать и путать с Церковью и церковными принципами общения, управления церковным обществом. История нас учит тому, что все попытки скрестить государство с Церковью, какими бы высокими словами это ни называлось – симфония, взаимодействие, сотрудничество, – к добру не приводят. Но это моё личное убеждение. Мы с уважением и почтением относимся к русской монархии как к идеалу власти, освящённой и помазанной на царствование. Но лучше, повторяю, держаться евангельских принципов. Почему мы чтим Царственных страстотерпцев? Потому что они пострадали невинно и остались верны Христу. Для них и для всей страны стало трагедией, что вся ненависть, вся злоба, которая накопилась в результате какой-то неправедной духовной жизни части народа и неправедности жизни самой страны, вылилась на этих людей, в том числе на детей Государя. Это было какое-то наваждение, поднявшееся из тёмных глубин. Можно сваливать произошедшее на международный заговор, на немцев, англичан, французов, евреев, инопланетян – кого угодно. На самом деле это было по грехам нашим. Вот у нас говорят: дай Бог, чтобы Он не оставил Россию. Да не оставит Господь Россию, если только она сама не отвернётся от Него! – То, что ваш храм царский, – это как-то отражается на жизни прихода? Наверное, прихожане в основном из интеллигенции? – Часть нашей общины состоит из местных жителей, которые всегда ходят в ближайшие храмы. Но поскольку мы ведём активную просветительскую работу, многие приезжают с других концов города. Это обычная практика в мегаполисах. В сельской местности, понятно, сложно выбирать себе храм и духовника. А здесь сел на метро – и вот уже на месте. Какие у нас особенности? Наверное, больше внимания уделяем истории, поскольку благочестивые примеры прошлого хорошо знать и держать пред глазами. Не далее как вчера проводился вечер, посвящённый истории нашего прихода до его закрытия в 32-м году. Там было много сказано о последнем настоятеле архимандрите Льве (Егорове), который причислен к лику новомучеников. Пострадал он именно потому, что был очень активным человеком, миссионером и проповедником.
Якорь спасенияЕсли кратко, то вот что отец Александр рассказал о последнем настоятеле собора и его прихожанах.
Архимандрит Лев, как и брат его митрополит Гурий, происходил из простой семьи новгородского ломового извозчика. Монашеский постриг братья приняли в один год здесь, в Петербурге. Накануне революции, в 1916 году, молодые иеромонахи развили интенсивную миссионерскую деятельность, «пошли в народ» – к рабочим и беднякам. Митрополит Иоанн (Вендланд) записал тогда: «По городу разнеслась слава о “братьях Егоровых”». Искренность и открытость проповедников была тепло встречена рабочими, что для революционеров стало большой угрозой. В 1922 году отца Льва арестовали и отправили в ссылку. Но, вернувшись, он продолжил миссионерствовать, активно работал в Александро-Невском братстве, которое из Лавры перешло в Феодоровский собор, где отец Лев настоятельствовал с 26-го года. Это братство было уникальным явлением в ту пору, когда советская власть уже утвердилась и был образован СССР. В 27-м году его снова арестовали, отправили в лагерь. В Сиблаге он в шахте по 14 часов в сутки возил вагонетки с породой. Потом дело пересмотрели и по новому приговору 20 сентября 1937-го узника расстреляли.
Да, удивительные люди были! Сохранилась фотография члена общины Феодоровского собора Екатерины Андреевны Арской. Такая тонкая, хрупкая девушка. В ГПУ её пытали, заставляя подписать сфабрикованные показания, но не смогли сломить её волю. Богоборцам осталось только казнить девушку. Вместе с ней расстреляли ещё одну прихожанку Феодоровского храма – княжну Киру Ивановну Оболенскую, которая принадлежала к тридцать первому поколению потомков Рюрика, первого русского Великого князя. На иконе новомучениц Екатерину и Киру изображают вместе. Четвёртый член общины, канонизированный как новомученик, – Алексей Борисович Нейдгарт, гофмейстер Двора Его Величества. Родная сестра его была женой премьер-министра России Петра Столыпина. Сам Алексей Борисович активно участвовал во многих благотворительных начинаниях. За труды в строительном комитете Феодоровского собора он получил благодарность от Императора Николая II и был назначен ктитором храма. В июне 1918 года он не побоялся подписать воззвание, призывавшее протестовать против закрытия православных церквей, и в ноябре того же года его расстреляли вместе с дочерью и сыном. – Такие примеры могут объединять и нынешнюю общину Феодоровского собора, – говорит в заключение отец Александр. – А что ещё объединяет приход? – Надеюсь, что Слово Божие. Хотя такое высказывание может показаться слишком общим. Наша катехизация строится вокруг чтения и разбора Евангелия. Каждый понедельник вечером у нас в храме собирается молодёжь, самая разная, садится в круг, читает Евангелие и размышляет над ним. На богослужении мы читаем Евангелие на славянском и русском языках, после чего сразу же идёт разъяснительная проповедь. Церковь у нас Христова – и Слову Христа, разумеется, нужно уделять особое внимание. Это тот источник, стержень, якорь – назовите как угодно, – держась которого, можно избежать риска ошибиться. Конечно, надо всегда проверять себя церковным Преданием, святыми отцами, но основание, как сказано у апостола Павла, есть Иисус Христос. – Есть ещё свои особенности у Феодоровского прихода? – Мне не очень нравится говорить об особенностях: все подобные разговоры чреваты опасностью обособлений и разделений. Хотя, конечно, как у каждого человека своё лицо, так и каждому приходу, той или иной общине присущи какие-то характерные черты. Например, с 2010 года у нас совершаются так называемые детские литургии – с участием детей. Поёт детский хор, после Евангелия проповедь проходит в форме общения с детьми. Дети постарше служат в алтаре и читают часы и Апостол. Для взрослых прихожан проблем это не создаёт, в этот день мы просим их приходить на раннюю литургию, а позднюю отдаём детям. Приход у нас дружный. После службы стараемся устраивать общее чаепитие – летом так прямо на улице рядом с часовней столы расставляем. На самом деле жизнь у нас разнообразная, не только катехизация и царская тема. При приходе действуют общества трезвенников, собрания молодёжи («фео-молодежь») и другие. Главное – жить во Христе, тогда на своё место встанут все остальные ценности. А если забудем о Христе, то можем на те же самые грабли наступить, как было на рубеже XIX–XX веков. – Деятельность прихода, когда откроют собор, наверное, расширится? – Если заметили, рядом с собором восстанавливается дом причта – двухэтажное здание, исторически когда-то существовавшее на этом месте. Там будет устроен Просветительский центр, для которого намечена большая программа. Перечислять все направления уж не буду, когда начнём работу, тогда узнаете.
Звездица над храмом– Как видно сейчас, после реставрации собор заметно выделяется среди других в округе. Огромный! Какова его вместимость? – уточняю последние детали. – Нижний храм вмещает тысячи полторы человек, верхний – тысячи две. Если не брать Александро-Невскую лавру с её Троицким собором, то, пожалуй, он и вправду самый большой в нашем районе. – Купола золотые. Они и раньше были? – До революции их собирались позолотить, но из-за войны отложили на будущее. Вообще архитектурная стилистика этого храма не характерна для Петербурга, который обычно воспринимается как город классической западной архитектуры. Но так и было задумано – Феодоровский собор строили в стиле того времени, когда на престол взошла династия Романовых. Тут и Владимир, Ярославль, Москва. За образец была взята церковь Апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Ростове Великом. Убранство нижнего храма планировалось сделать в стиле Новгорода Великого XIII века. В общем, самая древняя Русь. – Вам самому нравится архитектура? – Да, нравится. Очень удачная и остроумная неорусская эклектика – башенки, переходы, апсиды, нефы, галереи, лепные украшения сделаны замысловато, но изящно. У нас это и на гербе прихода отражено. – Герб прихода? Необычно...
– Вообще-то своя символика у Церкви была с самого начала, ещё со времён первохристиан. И эту символику потом использовала мирская власть. Самым первым стягом Византии был багряный лабарум с монограммой Иисуса Христа, как её изображали первохристиане в катакомбах. Церковные символы появлялись и на монетах византийских императоров. А на Руси, насколько знаю, личные именные гербы были у митрополита Димитрия Ростовского, Патриарха Никона, митрополита Киевского Петра Могилы. Позже Пётр I лишил Русскую Церковь права на собственную геральдику, а сейчас она возрождается. Так, одним из первых в геральдической комиссии был утверждён герб московского храма Святой Троицы в Хохлах. Впрочем, сам бы я вряд ли додумался до идеи герба для прихода, если бы не один наш прихожанин – Михаил Медведев, член Геральдического совета при Президенте РФ, который предложил и саму идею, и её воплощение по всем правилам геральдики и, что немаловажно, добился официального одобрения нашего герба советом. – А можно ваш приходской герб посмотреть... Это лев в центре изображён? – Грифон. Символика эта восходит к родовому гербу Романовых. Как мне объясняли специалисты по геральдике, грифон, сочетая черты птицы и зверя, объединяет темы неба и земли и в христианской традиции известен как символ чуда Боговоплощения. Также в геральдике грифоны считаются стражами сокровищ – в нашем случае, сокровища Благой Вести и священнодействия, верно охраняемых в приходе. – А ромб на плече грифона что означает? – Это восьмиконечная звезда – одна из трёх, что традиционно изображаются на иконах Богородицы, в частности на Феодоровской иконе, на ризе Богоматери. А сверху щит герба венчает ещё звездица. Это две металлические, крестообразно соединённые дуги, которые во время проскомидии ставятся на дискосе над евхаристическим хлебом. Поверх звездицы, как и на Святую Чашу, кладётся матерчатый покровец, и таким образом Святые Дары защищаются от случайных касаний. Приход – литургическая община, единая в Евхаристии. И звездица, венчающая гербовый щит, указывает на приход как на малую Церковь, поскольку Церковь есть Тело Христово. А сверху звездицу венчает ромб с крестом особой формы, которая заимствована из архитектурного убранства храма. – Львиные головы по бокам щита узнаваемы, – всматриваюсь в герб, – такие же видел на стенах древнего Успенского собора во Владимире. – Ими и наши стены украшены. И в гербе Дома Романовых они тоже есть.
– В рамках всероссийской подготовки к 400-летию Дома Романовых реставрация вашего собора не единственная? – Честно сказать, в связи с юбилеем есть много вопросов. Не все понимают, что и как праздновать. С 300-летим, которое отмечали в 1913 году, понятно – была правящая династия, страна торжественно отметила её пребывание на царском троне. А потом наступили события, которые положили конец династии и фактически разрушили страну, которой они управляли. О Романовых сегодня мы можем говорить лишь генеалогически. Потомки Романовых здравствуют, в основном проживая за границей, не представляя собой никакой политической силы. Кстати, и не претендуя на это. Во всяком случае, это уже не династия. В то же время, будучи людьми русскими по происхождению, многие из них посильно участвуют в различных добрых делах в России. Например, в попечительский совет нашего храма входит князь Димитрий Романович Романов. Что же касается юбилейного 2013 года, то здесь необходимо чётко понимать, что мы празднуем. Например, наш Феодоровский собор был построен к 300-летию династии. Соответственно, 2013 год – это год 100-летия собора, которое мы и будем отмечать. Также будем ещё раз отмечать 300-летие – как воспоминание о славном прошлом, о тех свершениях и достижениях, которых достигла Россия в период правления Романовых, о том, что подарили Романовы нашей стране – а подарили они (своим верным служением, каждый по-своему) очень много. Например, город Санкт-Петербург. Наконец, трагическая судьба последней Царской Семьи тоже должна быть отмечена как особая веха и в истории династии, и в истории всей страны. – Прошлый год был объявлен Годом истории в связи с юбилеем русской государственности, которая связана с началом правления Рюриковичей. Эта династия ведь тоже в своё время прервалась. Значит, есть смысл что-то праздновать? – Если исходить из первоначального смысла слова «праздновать», то да, согласен. Ведь в церковном понимании «праздником» называется и день усекновения главы Иоанна Крестителя, то есть то, чему не надо радоваться и веселиться. В буквальном значении слово «праздник» – это «праздный», не рабочий день, который мы посвящаем церковной службе, ну а в данном случае можем посвятить воспоминанию об историческом событии, о судьбах нашей Родины. Так что чисто увеселительные мероприятия, как обычно у нас бывает, к этому юбилею совсем не подходят. – Известно ли, как юбилей официально будет праздноваться-отмечаться? – Если вы имеете в виду юбилей храма, то, скорее всего, великое освящение Феодоровского собора состоится в связи с праздником Феодоровской иконы Божией Матери – 29 августа 2013 года. Следите за сообщениями. Будем рады всем, кто пожелает участвовать в этом важном событии. Михаил СИЗОВ | |||||||||