ВЕРТОГРАД

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИМПЕРАТОРСКИХ СЕМЬЯХ

Императорами наши правители стали именоваться, как всем известно, по воле Великого Петра. Россия на самом деле вырастала в великую Державу, и подготовка достойного преемника становилась делом государственной необходимости. Впрочем, в XVIII столетии, прошедшем в бурных политических интригах и государственных переворотах, императорам и императрицам было как-то не до педагогики.


Павел Первый в детстве

Первым царственным ребёнком, которого пытались воспитывать с учётом реалий нового времени, был будущий император Павел Первый. Впрочем, не зря говорят, что общая нестабильность отражается на детях – ребёнок стал жертвой переходного периода от московской лубочности к петербургской учёности. «Через несколько минут после рождения его унесли в покои свекрови и стали воспитывать сначала по распоряжениям Елисаветы Петровны, а после по усмотрению хлопотливых нянюшек и мамушек. Екатерине полагалось смотреть на сына раз в неделю. Потом его отдали в руки учителей и гувернёров» (А. М. Песков. «Павел I»).

Будущая Екатерина Великая с горечью вспоминала, что «заботами его буквально душили». Период такого «воспитания» наделал много вреда цесаревичу – мальчик стал капризным, диковатым и пугливым. К счастью, нянек сменили толковые наставники С. Порошин, Ф. Бехтеев и, наконец, Никита Иванович Панин, которые приложили все усилия, чтобы исправить вред, причинённый ребёнку в первые годы жизни. Павлу стали внушать чувство ответственности – он должен был осознать, что наследник российского престола не имеет права на капризы и своеволие. Наставники положили начало одному из главных принципов воспитания императорских детей – впоследствии все государи из рода Романовых вырастали людьми, исторически образованными, привыкшими с ранних лет нести ответственность за то великое наследие, что досталось им от предков.

И многие другие принципы, сформированные учителями будущего Павла Первого, оставались неизменными в роду Романовых на протяжении многих лет. Так, например, Семён Андреевич Порошин обозначил в дневнике программу действий:

– Вскормить любовь к русскому народу.

– Поселить в нём почтение к истинным достоинствам людей.

– Научить снисходительно относиться к человеческим слабостям, но строго следовать добродетели.

– Уничтожить предубеждения, которые легкомысленными людьми почитаются за непреоборимые истины.

– Сколько можно, обогатить разум полезными знаниями и сведениями…

В итоге Павел Петрович вырос настоящим принцем, человеком чести, живо интересующимся всем происходящим в государстве, образованным, оригинально мыслящим, обладающим тонким художественным вкусом. И всё-таки сохранилось много свидетельств о нём как о человеке сложного характера. Выросший Павел сохранил жажду потакать собственным прихотям – с последним он мужественно боролся всю свою сознательную жизнь…

Приближался XIX век, и Россия твёрдо встала на путь, cлово «просвещение» вошло в моду не только в Европе. О педагогике в отношении воспитания великих князей заговорила императрица Екатерина Вторая – но уже касательно внуков. Сама Екатерина Алексеевна, в девичестве принцесса Ангальт-Цербтсткая, получила вполне приличное воспитание и образование, которое можно назвать систематизированным. Гувернантка Елизавета Кардель не только преподавала принцессе азы знаний, пристрастила её к книге, но и дала девочке немало важных нравственных уроков.

Екатерина Вторая вовсе не была тем монстром, которым её нередко представляют с лёгкой руки недобросовестных современников и потомков. Но она была живым человеком, со всеми присущими человеку чувствами и слабостями. Мать, у которой отняли ребёнка, желая взять реванш, решила сама воспитывать внука. Сразу скажем, что на пользу Александру Первому это не пошло. Однако педагогическая система, разработанная Екатериной для внуков Александра и Константина, привнесла в воспитание императорских детей разумность и систематизацию. Особое внимание уделялось постулатам православной морали:

«Стараться при всех случаях вселять в детях человеколюбие и даже сострадание ко всякой твари...»

«...Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда человек, достойный почтения».

«Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать...»

«Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в ласковом и снисходительном обращении со всеми...»

«…отдалять от глаз и ушей их высочеств все худые примеры, и чтобы никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился».

Другие принципы касались не столь глобальных вещей, однако даже в наши дни не потеряли актуальности, и немудрёно, что в дальнейшем Романовы взращивали своих потомков прямо «по Екатерине».

«Я буду очень заботиться, чтобы из него не сделали прехорошенькой куклы, потому что не люблю их…» – написала Екатерина сразу же после рождения внука Александра. Это перекликается с наставлением Александра Третьего: «Имейте в виду, что ни я, ни Великая княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов».

В Наставлении «о сохранении здоровья» великих князей Екатерина предписывает, чтобы их платье было как можно проще и легче, чтобы пища была простая, и «буде кушать захотят между обедом и ужином, давать им кусок хлеба». Спать мальчики должны «не мягко», а на тюфяках под лёгкими одеялами. Ложиться и вставать следует рано. Полезно в любое время года как можно чаще бывать на свежем воздухе, а зимой по возможности реже находиться возле огня. Зимой в комнатах мальчиков температура не должна превышать 17 градусов по Цельсию. Летом Екатерина велела не ограничивать купание детей и считала, что хорошо для них учиться плавать.

Увлечение роскошью в том, что касалось семейного быта и домоустройства, вообще не было присуще членам династии Романовых. Так, например, маленький Александр Александрович также никогда не стремился к комфорту. Когда он сам стал отцом, то дарил детям на праздники полезные предметы, книги, садовые инструменты. Обстановка в комнатах детей была скромной, кормили их тоже отнюдь не по-царски. К чаю подавалось варенье, хлеб с маслом, печенье, а вот пирожные дети видели редко.


Николай Второй в детстве

Среди этих детей был и будущий святой государь Николай Александрович, о детстве и юности которого сохранилось немало достоверных свидетельств. Опираясь на них, О. Платонов пишет: «Воспитание и образование Николая II проходило под личным руководством его отца, на традиционной религиозной основе в спартанских условиях. Учебные занятия будущего царя велись по тщательно разработанной программе в течение 13 лет. Чтобы будущий царь на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направляет его на военные сборы... Параллельно отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в занятиях Государственного совета... Блестящее образование соединялось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что было нечасто для государственных деятелей того времени. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности за её судьбу».

Эти качества сумели привить своим сыновьям и Павел Первый, и Николай Первый, и Александр Второй… Правители Дома Романовых вызывали искреннее восхищение у подданных. Монархи служили возвышающим примером – как всему народу, так и собственным сыновьям.

Нельзя сказать, что августейшие родители не допускали ошибок в воспитании детей, что никогда не случалось трений между младшим и старшим поколениями. И всё-таки в этих семьях детям без труда прививалось главное – любовь к Богу, любовь к Родине. «Детей воспитай в страхе Божием. Старайся о учении их науках, потребных к их званию», – писал в обращённом к жене завещании император Павел Первый. А спустя десятилетия его потомок завещает своему сыну, которому суждено стать святым Русской Православной Церкви: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства»…

М. В. Кравцова
www.portal-slovo.ru

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга