РУССКИЙ АПРАКОСРазмышления на Евангельские чтения
ДЬЯВОЛ ЗНАЧИТ «РАЗДЕЛЯЮЩИЙ»
17 марта (Мф. 6, 14-21). Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (14-21).
Обида, ссора, недоброжелательство отталкивают одного человека от другого. Бог есть любовь, и, сотворив человека по образу и по подобию Своему, Господь возжелал, чтобы человек жил в любви. А дьявол, наоборот, хочет всех людей разделить. Один из переводов слова «дьявол» – «разделяющий». Он хочет народы разделить между собой, семьи разделить, родителей и детей разделить, друзей поссорить и так далее. Поэтому тот, кто в ссоре участвует, подчиняется дьяволу, следует мыслям, которые он вкладывает в его ум, сочувствует им сердцем, тот исполняет волю дьявола и этим самым отделяет себя от Бога. А отделение человека от Бога есть грех. Поэтому Господь и сказал, что Отец Небесный не простит. Не потому, что Он, как счетовод, считает, кто кому чего должен: мол, раз ты так, то и Я так. Нет, просто человек, отделяя себя от другого, действуя против любви, действует против Бога. А раз против Бога, значит, он не может ни в вечную жизнь войти, ни достигнуть духовной жизни, то есть не может Бога познать. Когда человек имеет обиду на кого-либо, тем самым он имеет обиду и на Бога, потому что выступает против заповеди Божией, то есть отметает Самого Бога.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Если понимать пост в истинно христианском, а не законническом и фарисейском смысле, тогда и прощение обид, и воздержание от сребролюбия суть главный плод поста. Потому что, воистину, малую цену имеет воздержание от пищи без воздержания от воздаяния обидою за обиду и без воздержания от ослепления земными благами. «Помажь голову твою» значит «помажь ум твой Духом Святым». Обуздай своего внутреннего человека, который есть главный человек, удержи его от всякого зла и наставь его на всякое добро. И «умой лице твоё» значит «очисти своё тело от совершения всякого греха». Удержи чувства свои от всего неумеренного и пагубного. Вот пост, ведущий ко спасению, благословлённый Христом; пост, изгоняющий бесов, приносящий человеку славную победу и многие плоды в этой и в будущей жизни.
Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Мы не хотим поститься, потому у нас для этого тысячи всяких причин. И тогда Господь, по милости Своей, промышляет о нас по-другому – отнимает у нас кусок хлеба. Мы всё время жалуемся на какие-то обстоятельства и находим тысячи виноватых. Но мы виноваты пред Богом сами, и всё, что происходит в нашей жизни плохого и скорбного, – это следствие того, что мы сами в жизни наделали. Надо принимать с радостью и смирением наши прискорбные обстоятельства и благодарить за них Бога – потому что без Бога ничего не бывает. Потому Иов Многострадальный говорил: «Если я от Бога всю жизнь принимал хорошее, что же я теперь не буду принимать от Него плохое?» Господь не даст нам прожить свою жизнь для себя…
Протоиерей Олег Чекрыгин
ЧУДО В КАПЕРНАУМЕ31 марта
(Мк. 2, 1-12). И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав её, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: …Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,– говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали (3-8, 10-12).
Первое, что заслуживает нашего внимания, – это твёрдая вера больного в милосердие Божие. Тридцать восемь лет он страдал от тяжкой болезни и не изнемогал в своём терпении и уповании. Он верил и надеялся получить просимое, и Господь подал ему исцеление. Научитесь, дорогие, на этом примере быть терпеливыми во время посещающих нас скорбей. Стремитесь уповать на Господа Бога и в надежде на Него черпать силу и мужество к безропотному перенесению разного рода скорбей и неудач житейских. Господу всё возможно, и Он может в одно мгновение переменить твою скорбь на радость. Мы из-за своего малодушия и нетерпеливости нередко теряем упование на милость Божию, плачем и ропщем, говоря: «Терплю я и молюсь, но Господь не видит моих слёз», – и уже начинаем впадать в отчаяние. Пример терпеливого перенесения своей болезни расслабленным да послужит назиданием каждому из нас.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Какой урок для нас! И как метко попадает он в самое больное место русской души! У нас много искренних, горячих порывов, но… «суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано». Редко они доводятся до конца и в области устройства нашей внешней и общественной жизни, а ещё реже в области личного воспитания и спасения души. Мы часто заканчиваем борьбу на половине, потому что путь ко Христу оказывается трудным. Бесчисленные заставы, крутые подъёмы, непроходимые чащобы… Некоторые пытаются бороться, но трудности на каждом шагу. Энергия падает, и страшная, предательская мысль вдруг является откуда-то и покоряет сознание: «Спасение невозможно…» И почти равнодушно люди возвращаются назад, отказываясь от дальнейшей борьбы. А между тем в христианской духовной жизни настойчивость кропотливая, ежедневная гораздо важнее, чем большое, единичное усилие воли или геройский подвиг. Лучше думать о том, что ты должен делать, а не о том, чего ты можешь достигнуть. Исполняй свой долг добросовестно и не заботься много о результатах. С доверием предоставь это Господу. Всегда помни правило древнего мудреца Семея: «Обязанности – твои, а следствия – Божии».
Епископ Василий (Преображенский)
Каждый должен перед собой поставить вопрос, который Спаситель поставил расслабленному: хочешь ли ты стать цельным, исцелиться? И каждый из нас ответил бы: конечно, хочу! Но вопрос Христов требует, чтобы мы задумались над тем, что значит получить исцеление. Что значит: из расслабленного стать вновь крепким и способным на жизнь духовную, душевную и телесную? Ответ мы находим почти в последних словах сегодняшнего чтения: ты стал цел; смотри – не согрешай, как бы что худшее тебе не случилось... Исцелиться силой Божией – значит на себя взять ответственность быть человеком, который неразделённо, всей душой, всем умом, всем сердцем, всей крепостью и немощью своей, в которой сказывается сила Божия, выбрал добро и готов ради этого добра пожертвовать всем, кроме как этой вновь обретённой цельностью.
Митрополит Антоний Сурожский
Мы знаем, что время относительно. Быстро или медленно идёт время, зависит от того, в каком состоянии находится человек. Когда у человека радость – время летит на крыльях. Когда горе или болезнь – время не то что без крыльев, оно, как мы видим, и без ног. Время не движется – ад уже на земле. У слепого есть поводырь, у хромого есть кто-нибудь из его родственников, у другого расслабленного – друзья, а у него в целом свете нет ни кого, хотя вокруг всё человечество. У него не было человека, говорит нам синаксарь сегодняшнего дня, и потому слово Божие, Бог Превечный стал Человеком, чтобы прийти к этому больному, лежащему у Овчей купели, и спасти его.
Протоиерей Александр Шаргунов |