ЧТЕНИЕ В ГРУЗИНСКОМ ДВОРИКЕ«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, Песочница в Ваке-парке точно символ Организации Объединённых Наций. Весь день здесь только и слышно: – Лукас, оставь Айлин в покое! Отдай ей ведро. – Йонотан, не трогай цветок! Он тоже хочет жить.(Дальше то же самое на иврите для доходчивости.) – Ираклий, брось окурок! И со страшной интонацией: – Хыка!! – Николас, иди сюда, негодный мальчишка! Не бросай песок на Тако! Сейчас патруль позову… И подчёркнуто громко: – Па-а-тру-уль! Это магическое слово для всей малышни. Тут же воцаряется кратковременный порядок. Сам патруль сидит недалеко, в 10 метрах от фонтана. Это 18-летние улыбчивые ребята в форме – зелёный верх, чёрный низ. От нечего делать сидят в наушниках и слушают музыку через мобильники (если рядом нет офицера, конечно). Это они так армию отбывают. Милое дело: 400 лар зарплата, гособеспечение и, само собой, никакой дедовщины. В наступившей тишине слышен голос Олеси-туристки, она с ребёнком. Быстро-быстро что-то щебечет по мобильнику. И в заключение: «Мамо, я тебя кохаю!» Через пять минут весь вышеуказанный диалог повторяется в другой последовательности, а значит, биржа русскоязычных нянь тут же начинает рьяно исполнять свои обязанности. Помимо воспитательного процесса, здесь идёт обсуждение политических новостей, бразильских сериалов и всего остального на свете. Чуть поодаль сидят две няни-грузинки. Они держатся особняком от своих русскоязычных конкурентов, которым за знание языка платят больше. Как известно, такая няня сразу решает хозяевам несколько проблем: в дальнейшем не понадобится платный русский детсад, а в школе – соответствующий репетитор. Когда сидишь тут изо дня в день, невольно узнаешь досье каждого: Лукас и Николас – прибалты, Егорка – москвич, Айлин – бакинка, Йонотан – из Израиля, а Тако, Саба, Ираклий местные. Количество иностранцев в песочнице – явный показатель того, что политика, направленная на развитие туризма и привлечение иностранных инвесторов, приносит свои плоды. Сегодня на скамейке новое лицо – энергичная седая женщина лет шестидесяти. Представилась Наной. Рядом девочка в коляске. По виду на бабушку разодетой внучки Нана явно не тянет. Значит, в полку нянь прибавление. После первых дежурных вопросов вот что мы услышали. – Мы из Самачабло, беженцы. Семья? – переспросила и тут же уточнила с иронией: – Семья у меня редкая, особый случай. Показательная наоборот! Вот сижу и злюсь на своих сыновей… – у Наны сжимаются кулаки. – Правильно люди говорят: 40 лет ума нет – и не будет! – Нельзя ли подробнее, – притормозила её Зоя. Её, няню-уникум, объездившую пол-Европы, ничем не удивишь, а тут и она уши в боевую готовность привела. И Нана начала издалека: – …Когда нас выгнали из Самачабло, я из всего своего двухэтажного дома только одну сумку смогла вынести. Хорошо ещё, золото успела прихватить. Продала что было и здесь, в Тбилиси, купила сыновьям маленькие квартиры – оба были уже женаты. Мы с дочкой приютились в гостинице, как и общая масса беженцев из Абхазии и Осетии. Не успели кое-как обжиться – новый шок. Выяснилось, что моя Нино беременная. Да ещё от кого – от нашего соседа, осетина Сосо. Как это я проглядела – до сих пор понять не могу. Нодар с Гиви дикий скандал устроили: «Делай аборт! Опозорила нас, такая-сякая! Твой Сосо там наших убивает, а ты здесь его ребёнка будешь рожать?!» Прямо искры летят во все стороны. Ты ж понимаешь, какие все принципиальные за чужой счёт. А цена принципа – живой ребёнок. Выгнала я моих крикунов, а вслед им сказала: «Сами как-нибудь поднимем этого мальчика. Без вашей помощи!» Так появился у нас Сандро, – Нана улыбнулась своим мыслям. – Нино его назвала в честь моего покойного мужа… Слушательницы её не прерывали: кто-то лузгал семечки, кто-то курил, время от времени подавая реплики в сторону песочницы. Нана рассказывала как бы сама себе дальше, немного успокоившись: – Мы несколько лет искали Сосо через общих знакомых. Одни говорили, что его убили на той войне, другие уверяли, что, мол, жив, но без рук и без ног лежит у себя дома. В общем, Нино его уже несколько раз заочно оплакала. А он вдруг возьми и постучись в нашу облупленную гостиничную дверь живой и здоровый. Увидел 4-летнего сына и прослезился. Стал у нас прощенья просить за всё, что перенесли, и такие слова говорил, будто он лично, Сосо Кортиев, начал эту войну... Сообщила я сыновьям нашу радость, а они стойки держат: «Мы его видеть не хотим, у него руки в крови наших братьев!» Видно, забыли, как в детстве вот так же в песке возились, – она кивнула на малышей. Сосо подумал-подумал, взял Нино с сыном и поехал к родственникам на Украину. «Не смогу, говорит, я в такой ситуации жить», – Нана грустно вздохнула. – Что тут скажешь? Я его понимаю. А с Сандро теперь только по телефону и говорю… Нана встряхнулась и обратилась за моральной поддержкой к коалиции нянь: – Вы думали, мои упёртые сыновья какой-нибудь вывод сделали из всего этого? Какое там... Человек, по-моему, на этот свет приходит, чтобы научиться любить и прощать. Причём одно без другого не бывает. И если кто этого не понимает, то всю жизнь по кругу будет ходить, одни и те же глупости делать. Вот и с Нодари и Гиви так же вышло. Не захотели зятя осетина принять, так кушайте на здоровье приключения с детьми. Как хотите назовите это: иронией судьбы или ещё как, но в тот же год дочь Нодара в абхаза влюбилась и сбежала с ним на ту сторону, в Сухуми. Пока мы это переваривали, старший сын Гиви жену-осетинку привёл. Гиви, как выпьет, скандалит с сыном: «Неужели в Тбилиси грузинки перевелись, что ты на осетинке женился?!» Пришлось мне забрать внука с невесткой к себе, пока страсти не утихнут. Хорошо ещё, что у меня свой угол есть. Нам, когда гостиницу расселяли, каждому по квартире дали в Глдани или Мухиани*. Тут опять новости. На днях узнала, что другой внук в здешнюю русскую влюбился. Дома – война народная. Отец на сына с кулаками кидается и, как тот диктор по «Курьеру», про оккупированные территории твердит. Я ходила их мирить, говорю: «Нодарико, швило*, ведь у них любовь, а она в паспорт не заглядывает, да и цвет кожи ей до лампочки. Ты посмотри вокруг, ХХI век ведь. Видишь, как грузинки за негров выходят. И ничего, стоит Грузия, как и стояла». И всё такое в том же духе дальше… Тут наша рассказчица заметно оживилась, словно ища моральную поддержку своим мыслям. – Как знать, может, этим детям удастся склеить то, что отцы поломали. И мы вот такими вот браками восстановим эту, как её… – Нана, силясь вспомнить, побарабанила себя пальцами по лбу. – Совсем памяти нет. Это слово по телевизору в день сто раз говорят. – Территориальную целостность, – подсказала Рита, она в своё время политех закончила. – Точно, – обрадовалась Нана подсказке. – Очень уж хочется мне к себе домой вернуться. – Ну и как, помирили вы их в итоге? – поинтересовалась Олеся, меняя дочке памперс. – Не знаю, – сникла Нана. – Ох, чувствую, придётся мне и второго внука к себе забирать. Только вот где мы все разместимся? Потом снова заулыбалась: – Ничего, что-нибудь придумаем. В этом деле, как с детьми, главное – пример показать, а дальше у кого как мозги сработают. Само собой, мы, невольные слушатели, согласились, что личный пример в любом деле – вещь наиглавнейшая. Мария САРАДЖИШВИЛИ
МЕЛОЧНИКУтром настоятеля кафедрального собора отца Феодора встретил молодой человек с бородкой, представившийся послушником Григорием. Поцеловав благословляющую десницу настоятеля, он сказал, что является послушником монастыря Оптина пустынь и в данный момент выполняет послушание наместника обители – везёт трактор из Читы в монастырь. Ему нужно здесь, в городе Новониколаевске, растаможить этот трактор, а выданных денег не хватает. – Нужно всего-то девятнадцать тысяч рублей на это, их нужно внести как можно скорее, через десять минут откроется Сбербанк, а то за стоянку трактора берут большие деньги, – убедительно говорил он. – А монастырь вам потом перечислит деньги на ваш церковный счёт. Отец Феодор, прищурив правый глаз, задумался и придирчиво оглядел послушника: одет чисто, табаком и вином от него не пахнет, лицо не наглое. Видимо, парень не врёт. А послушник тем временем достал монастырскую бумагу и протянул её настоятелю: – Вот здесь телефон, вы можете позвонить и всё проверить. Пожалуйста, вот военный билет, здесь фото и фамилия моя. – Пойдём со мной, – пригласил настоятель послушника в канцелярию. Там, сев за стол, переписал фамилию, имя и отчество послушника, а из монастырской бумаги – номер телефона обители. – Позовите мне Владимира, – сказал настоятель. Часы пробили девять. Явился Владимир, и отец Феодор обратился к нему: – Сейчас пойдёшь с этим человеком в Сбербанк и оплатишь растаможку трактора. Получи в бухгалтерии девятнадцать тысяч рублей. Владимир получил деньги, и отправились они с послушником в Сбербанк. Встали в очередь, ждут. А послушнику не стоится – торопится. – Давай, – говорит, – деньги, я пойду без очереди оформлю. Владимир отдал ему деньги и стал ждать возле входа на стульчике. А послушник зашёл в какую-то дверь и… что-то долго его нет. Уже и очередь их прошла давно, а он всё не выходит. Ждал его Владимир ещё минут сорок, а потом пошёл в собор. – Отец Феодор, вы знаете этого человека? – А что случилось? – Да он взял деньги и зашёл в какую-то дверь. Я ждал-ждал, да так и не дождался его. Сбежал, наверное. Хотя мимо меня не проходил. Настоятель ничуть не расстроился и не смутился: – Да это мелочник, прохиндей. Они ко мне пачками приходят каждый день. А сам улыбается, ничуть ему денег не жалко. А Владимиру денег церковных жаль – ведь девятнадцать тысяч! – Батюшка, это же месячная зарплата! – не может он успокоиться. – Мелочник это. Ну, пусть попользуется. После обеда настоятель позвонил по телефону в Оптину пустынь и назвал фамилию утреннего визитёра. – Да, был такой кадр у нас полгода назад, мы его проводили. Изоврался парень. Наверное, и у вас напакостил?.. – Да, есть маленько. Перехитрил меня ваш послушник. Обвёл вокруг пальца. – Он полгода уже как не наш, так что извините. «Лучше надо кадры воспитывать», – хотел сказать отец Феодор, но на том конце провода уже положили трубку. Инок ДОРОФЕЙ
ПО ПУШКИНУОтец Михаил – человек в городе известный. До принятия священного сана он работал инженером в НИИ, доктор технических наук. Да и сейчас преподаёт в университете философию и другие дисциплины. Внешность у него потешная, но взгляд строгий – с таким не пошутить. Большую часть своих волос отец Михаил уже утратил. Лоб у него большой и выпуклый, как у настоящего учёного. За ушами вьются небольшие рыжие пряди. Борода же, напротив, густая и длинная, уходит вниз большим клином. Роста он невысокого, крепкого телосложения, походку имеет неспешную, степенную. Как-то пошёл он на рынок гостинцев ребятишкам прикупить. Надо сказать, что отец Михаил всегда и везде ходил в своей священнической одежде, даже дома не снимал подрясник. Подходит он к воротам рынка, однако проход ему загородил большой такой детина, с бритой головой, в кожаной куртке и золотой цепью на шее. Пальцем показывая на отца Михаила, громко так произнёс: – Смотрите, вот идёт поп – толоконный лоб! Люди стали оборачиваться, чтобы посмотреть на это чудо. Пушкина отец Михаил знал хорошо, не растерялся. Громко, глядя прямо в глаза нахалу, отвечает: – А навстречу ему Балда, и ни туда и ни сюда. Детинушка тут же потерял свою спесь, утёр ладонью нос и отошёл в сторону, уступая дорогу священнику. Народ стал смеяться, а некоторые стали восклицать: – Молодец, хорошо ты сказал, так его! – Да это же Пушкин, – ответил священник. – И Пушкин тоже молодец. Накупил батюшка разных фруктов на рынке и пошёл домой. Больше ему дорогу никто не перегораживал. Инок ДОРОФЕЙ
ПРОЩАТЬ НАДОКаждый год отец Симеон ездил в паломничество по святым местам, находя в них отраду и утешение. В этот раз с ним попросилась поехать одна из прихожанок – добрая, но очень болтливая баба Глаша. Приехали на станцию, и она отправилась разыскивать каких-то старых знакомых. Священник взял билеты и, волнуясь, стал поджидать её: скоро должна подойти электричка, которая увезёт их в город, а оттуда они поедут поездом до Москвы. Электричка прибыла. Священник взял вещи и вышел на перрон, всё ещё надеясь, что баба Глаша подойдёт. Люди зашли в вагон, двери с шипением закрылись, и большая железная гусеница с воем поползла дальше. Священник растерянно посмотрел ей вслед, поднял свой рюкзак и Глашину сумку и пошёл к вокзалу. Вскоре подошла опоздавшая баба Глаша: – А чё, уже уехала электричка? Надо же, опоздала я. Сдержанно-холодным тоном отец Симеон вразумлял виновницу: – Надо укорачивать язык, а то, видите, от него одни убытки несём. – Ой, простите меня, батюшка, заговорилась и не слышала, как объявляли. – Уехали наши денежки, тю-тю. Пойдёте теперь на поезд билет брать. Через два часа отправляется, будем сидеть теперь, ждать. Взяли билеты на поезд. Болтливая баба Глаша осталась с вещами на вокзале, а священник вышел прогуляться. Он прошёл несколько раз туда и обратно по освещённому перрону, прячась в воротник от холодного ветра. Продрогнув, повернул к дверям вокзала. Неожиданно перед ним возникла фигура в кожаной чёрной куртке и фуражке. – Так, ты куда едешь? – грубо спросила фигура. Остановленный священник задумался от неожиданного вопроса постороннего человека, а затем, кивнув головой в западном направлении, спокойно сказал: – Туда. Подождав немного дополнительного вопроса и не дождавшись, пошёл к дверям вокзала. Сзади ему грубо закричали: – Стой, чучело! Окрик грубияна относился к священнику, и он, догадавшись об этом, решил не реагировать, продолжив идти. Сзади послышался топот тяжёлых сапог по асфальту. У батюшки быстрее застучал пульс, но он продолжал идти ровным шагом к спасительным дверям, за которыми были живые свидетели – люди, ожидавшие поезда. Фигура обогнала его и встала в дверях вокзала: – Я не пущу тебя, уходи отсюда. – Вы не имеете права так поступать. – Имею. Я тебя спросил: «Куда ты едешь?» А ты мне не ответил. – Я еду в Москву. – Почему не уехал на электричке? Я видел тебя на платформе. – Бабуля опоздала, на поезде теперь поедем. Разрешите мне пройти… – Бери свои вещи и проходи в дежурную часть, будем разбираться. – А зачем вам мои вещи? Давайте поговорим, если вам нужно. – Документы есть? – Да. – Следуй за мной. Они вошли в вокзал и спустились в дежурную часть. Испуганные глаза пассажиров смотрели вслед священнику, сопровождаемому злобным милиционером. – Батюшку забрали, – зашептали люди. – Значит, есть за что… В комнате, окрашенной в казённый серо-зелёный цвет, было сильно накурено. Двое молодых милиционеров с интересом смотрели на человека в подряснике – такой задержанный, видимо, у них оказался впервые. – За что взяли? – Сейчас документы проверим, паспорт давайте. Приведший священника в дежурной части стал называть его на «вы». Священник подал паспорт. Прокуренные пальцы небрежно зашелестели страницами документа. – Тут у вас печать о прописке нечётко поставлена. – Не я её ставил, а такие же, как вы, люди в форме, – ответил священник. – На какой улице проживаете? – На Заводской. Прокуренные пальцы продолжили листать документ. – Вот ребёнок у вас есть, а с женой вы развелись. Это разве хорошо? Милиционер уколол отца Симеона в самое больное место. – Это было её желание, другого себе нашла… Все сочувственно помолчали. – А снова вам жениться нельзя? – наконец прервали паузу молодые. – Нет. – А как Церковь относится к тому, что у мужчин много женщин бывает? – Господь запрещает блуд, есть такая заповедь: «Не прелюбодействуй». – А я много их потоптал, – нагло улыбнувшись, сказал один их них. – В ад можете попасть и мучиться будете тысячелетиями. – Как это, тысячелетиями? – Вы разве не знаете, что душа у человека бессмертна и за все поступки придётся отвечать? – Вы нам расскажите, а мы послушаем, может, и вправду Бог есть. Отец Симеон, решив, что молодые люди искренне желают разузнать о Боге, стал посвящать их в доселе неведомые им тайны. Приведший его милиционер с недоверчивой гримасой слушал, а потом скептически пробурчал: – Пусть молодёжь верит во что хочет, а я уже 50 лет прожил, насмотрелся всякого. Каждый только и желает, чтоб друг друга… – милиционер грязно выругался. – Бог никого не обманывает, Он Тот же во веки веков, а священники служат Ему и людям помогают дорогу к Истине найти. Тем, кто уверовал в Господа и жизнь свою старается изменить, приблизить её максимально к заповедям, Бог дарует блаженную вечность, бессмертие, Царство Небесное. – Детям можете рассказывать про Бога, а мне уже поздно. – И вы можете раскаяться и жить по-другому. – Мне не в чем каяться. – А в грубости вашей? – Я обязан знать, кто у меня на вокзале, куда едет. – Мне много приходилось ездить по стране, но нигде и никто не подходил ко мне и не спрашивал в такой грубой форме. – Плохо, значит, работают. – А вы, значит, хорошо? – Пока никто не жаловался. – Выходит, я буду первым. – Заберите свой паспорт. – Я хотел бы узнать вашу фамилию. – Можете идти, – сказал он священнику, возвращая паспорт. – Назовите вашу фамилию. – Старшина Мешалкин. – Заходите к нам, ещё поговорим, – сказал молодой сотрудник. – К вам добровольно не ходят. Вы лучше в храм приходите, мы с вами и помолимся, и поговорим. – Счастливого пути. – И вам счастливо оставаться… Вскоре объявили прибытие поезда. Батюшка с бабой Глашей сели в вагон и поехали в своё паломничество. Баба Глаша всё вопрошала священника: «Где вы были?» Но отец Симеон, зная неумение её хранить тайны, уклонялся от прямого ответа. Пребывание в прокуренной дежурке оставило неприятный осадок в душе священника, и он долго молчал, слушая мерный стук колёс. Соседка по плацкартному вагону заговорила с батюшкой, и он ей в конце беседы всё-таки решился рассказать о своём приключении. – Надо обязательно заявить в милицию, зло должно быть наказано. Этого нельзя оставлять, иначе он с другими людьми будет поступать так же. – А как его накажут? Объявят выговор? От работы-то его всё равно не отстранят. Свидетелей у меня нет, а он человек скользкий, выкрутится. Да и настраивать его против себя, против Церкви – только увеличивать зло. – Меня один гад изнасиловал и получил за это срок. – У вас другой случай, а я должен смириться и простить. Видно, есть у меня грехи, раз Господь через этого милиционера меня смиряет. Было уже поздно, священник заснул и увидел сон. Он что-то долго объясняет непонятливым милиционерам о происшествии. Потом что-то говорит в суде о чести и достоинстве каждого человека. Наконец судья его спрашивает: «Какую денежную компенсацию вы хотите получить за моральный ущерб?» – «Какую назначит суд. И я хотел бы, чтоб деньги были направлены не мне, а Церкви». – «Вы хотите, чтобы обвиняемый перечислил деньги на церковный счёт, то есть пожертвовал средства на восстановление храма?» – «В общем-то, да. А впрочем, нехорошо это будет – принудительное пожертвование, пусть лучше людям раздаст на вокзале с добрыми словами. Вот это будет епитимия». – «Что вы сказали?» – «Я говорю "епитимия". Наказание, значит, по-вашему». Судья собирался что-то сказать про епитимью, но тут кто-то, проходя по вагону, задел плечом далеко выставленную отцом Симеоном ногу, и тот проснулся на самом интересном месте. Глубоко вздохнул, открыл глаза и услышал: – С добрым утром, батюшка! Как поспали? – Да, поспал маленько… Он протёр глаза и посмотрел за окно. «Мне отмщение, Я воздам», – вспомнил он евангельские слова. Священник твёрдо решил не писать никаких заявлений, обидчика простить и принять горькое лекарство от Бога со смирением, без ропота – и успокоился. Вновь радостно светило солнце, равномерно стучали колёсные пары на стыках рельсов. Священник, лёжа на верхней полке, думал: «Если Богу угодно будет, Он милиционера Сам вразумит и к Себе приведёт, а я ему мстить не буду. Прощать надо». Инок ДОРОФЕЙ |