ВЕРНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ «ВЕРА»Осенью в Петербурге в Свято-Владимирской школе при Новодевичьем монастыре (игуменья София (Силина)) прошла встреча учащихся с главным редактором газеты «Вера» И. В. Ивановым. Беседу помогла провести внештатный корреспондент газеты в Петербурге А. И. Измайлова, она же и подготовила этот отчёт. Анна Измайлова: Многие из присутствовавших на встрече уже знакомы с газетой «Вера», она продаётся в монастырской лавке. Однако с главным редактором мы встречаемся впервые. В наше время выходит достаточно много православных изданий, и среди них «Вера» – одна из самых популярных. Время рождения газеты бурное – год 1991-й. Начало возрождения православной печати. С чего начиналась газета? Что подвигло вас лично из светской журналистики перейти в православную? Игорь Иванов: Аудитория здесь, я вижу, молодая, потому вряд ли помнит предшествующие 80-е годы. О них вы можете судить по фильмам: малиновые пиджаки в сочетании с золотой цепью – гротескные символы той эпохи и обязательный атрибут успешности «новых русских». Это тогда распространилась отвратительная поговорка: «Если ты такой умный, тогда почему такой бедный?» В общем, формирующиеся новые идеалы были черны, а прежние, советские, рушились на глазах, а вместе с ними рушилось и государство. Было огромное разочарование и брожение умов. Нужно было выбирать, что делать, как жить. Всё-таки погоня за деньгами на Руси – дело не для всех. Многие в поисках новых смыслов обратились к духовности. Некоторые попытались соединить «духовность» с зарабатыванием денег. Так явилась армия целителей и магов, которые собирали стадионы слушателей, не подозревавших, что пред ними просто-напросто жулики. Гораздо больший ущерб потерпели те, кто попался в лапы настоящих оккультистов: пострадали не только кошельки, но и души. Вот в эту пору часть русского общества обратилась к ценностям православия. У всех это происходило по-разному. Кто-то приходил через чтение русских философов, как, например, я. Кто-то через христианские кружки, а кто-то – через церковное искусство, восстановление святынь и т. д. Это был, можно сказать, такой первый массовый призыв русских людей в Церковь. И мне посчастливилось оказаться в нём. А. И.: В ту пору многие были на площадях, а у вас – тишь библиотек и русские философы… Почему так получилось? И. И.: Я совсем не был, как сейчас выражается молодёжь, «ботаником». Скорее, даже наоборот, человеком страстным. И вот этой страстью стали книги. В ту пору я учился в Ленинградском университете, библиотека которого, если вы знаете, находится в главном здании 12 коллегий. И вот туда я навык ходить читать литературу Серебряного века, труды русских религиозных философов: Соловьёва, Флоренского, Булгакова – спустя годы они были опубликованы огромными тиражами. А тогда находились в так называемом спецхране, где была спрятана неуничтоженная «антисоветская» литература, выдававшаяся не всем, а только по заявкам в «научных целях». У меня с библиотекарями сложились добрые отношения, так что, бывало, напишешь заявочку, а её уже не несут каждый раз на подпись к директору, а даже ещё и присоветуют, что прочитать дополнительно: в каталогах-то этой литературы не было… И вот выносят тебе пожелтевшую от времени, но на вид совсем новую книгу. Сто лет она пролежала – и ни одна рука не прикасалась к ней! Она даже неразрезанная! Раньше так выпускали книги: нужно было самим разрезать страницы сверху и сбоку. Со временем я даже стал носить с собой перочинный ножик. Разрезаешь с таким душевным трепетом, запах такой от неё – необыкновенное чувство, словно клад нашёл. Дай Бог вам испытать что-то подобное! И вот сидишь, читаешь – до самого закрытия библиотеки, до 9 часов вечера. А потом, пошатываясь, выходишь в знаменитый коридор: тусклое освещение, запах паркетной мастики и ещё чего-то особенного, за окнами темень. Думаешь о прочитанном, о том, что точно так же этот пол скрипел под ногами знаменитых профессоров и безвестных студентов сто лет назад, и чувствуешь себя счастливым. О, это совершенно особенное, интеллектуальное, наслаждение, которое мало с чем в жизни можно сравнить! Наверно, эти мгновения и дали направление моей душе. Читая философов русского религиозного возрождения, мне удалось приблизиться к миру православия – через разум, через анализ нашей духовной традиции. А. И.: А как вы пережили 90-е, когда газеты как во множестве возникали, так и закрывались из-за отсутствия средств? И. И.: Так сложилось… Видно, Богу зачем-то мы были нужны. Но о двух главных вещах скажу. Первое – то, что о преуспеянии нашего общего дела всегда возносилась молитва Господу. Важно, что с самого начала у нас появился духовный попечитель отец Трифон (Плотников), который отвёз меня за благословением к отцу Кириллу (Павлову) в Троице-Сергиеву лавру – тогда батюшка был ещё в здравии, дай Бог ему долгих лет жизни. Это благословение, молитвы отцов и мирян по всему Северу: от Соловков до молитвенного дома в какой-нибудь глухой деревушки, – они держали нас, и эту незримую духовную помощь я ощущал порой физически. А второе – это команда. Без неё ничего бы не вышло, давно бы газета закрылась. Фактически с самого начала мы работали с однокашником Михаилом Сизовым, потом присоединились к нам Владимир и Елена Григоряны, тоже приехавшие из Питера, чуть позже в газету пришёл Евгений Суворов… Мы были ещё совсем молоды, хотелось делать в жизни что-то действительно нужное людям. Душа была горяча. Что печально: с середины 90-х к нашему отряду так и не пришло творческое пополнение. Мне не раз знакомые священники говорили, что теперь такого горения, желания посвятить себя служению на ниве Божией, как в начале 90-х, у молодых нет. Но, глядя на вас, этого не скажешь. Сдаётся мне, что мы просто не умеем искать… Отец Антоний Прилипко, духовник Свято-Владимирской школы при Новодевичьем монастыре: То есть у вас в коллективе работают профессионалы? И. И.: Работают в штате – да, но пишут нам авторы, зачастую далёкие не только от журналистики, но и вообще от бумаги и компьютера, то есть своими мыслями в письмах, которые мы охотно публикуем, делятся люди самых разных профессий и возраста. Некоторым нашим корреспондентам, среди которых есть многодетные мамы, нравится писать в рубрику «На лавочке», это просто картинки жизни или размышления о произошедшем. Настоящая, невыдуманная жизнь очень богата ситуациями, по которым можно проверить, насколько мы по жизни христиане, – это и читателям интересно примерить к себе. А. И.: Скажу о себе, почему мне нравится эта газета. Когда читаешь «Веру», такое ощущение, будто общаешься с живым собеседником. Нет официальности, формальности какой-то, поучительности, это живая газета. Наверное, в этом её успех. И. И.: Успех – вещь относительная. Сколько раз бывало: сегодня что-то получилось, прозвучало издание громкой публикацией, а назавтра, чтоб привлечь внимание, приходится публиковать «желтизну». Главное для газеты, как и для человека, – найти себя в этом мире. Ещё лет 20 назад любая газета была основным источником информации. Сейчас по каналам Интернета и телевидения информация доходит гораздо быстрее, чем ползущая почтой порой неделю газета. Значит, печати нужно искать другую нишу для себя. Можно попробовать аналитику. Но и её уже перехватывают сетевые издания, потому что всё равно оперативная аналитика лучше черепашьей. К тому же в провинции, вдалеке от центров принятия решений, производить её сложно. А вот что читатель бы не прочитал, глядя на страницу Интернета? Наверное, очерковые материалы о жизни, неспешные рассказы о людях и судьбах. Узнавать, что ты не один на путях поиска веры, что рядом – люди, которых волнуют те же вопросы, что ты не одинок духом, – это очень важно. Газета, я считаю, должна становиться всё более явлением культуры. Когда тебя закручивают дела, работа и хочется просто сесть в тишине: отключить телевизор, остановиться, подумать о душе, почитать… – тут и приходит на помощь «Вера». О. Антоний: Можно написать материалы на одну и ту же тему, один читать будет интересно, а другой – нет. Важен вопрос качества. И. И.: В газету присылают много материалов, неплохих, но зачастую просто не подходящих нам, – приходится извиняться и отказывать... Пишут и графоманы, конечно. Но даже если прислали красиво, эмоционально написанную заметку – это не всегда залог её качества. Наши дни лукавы, и нужно быть очень осторожным в выборе источников информации. Кто-то из вас спрашивал сегодня об информационной войне. В чём её особенность? Мы, как правило, не знаем ни истинных целей этой войны, ни заказчика, ни потенциальных жертв. На ней всегда ложь смешана с правдой, чаще всего так: снаружи вроде правда, а в глубине – ложь. Поразило меня, сколь многие православные подключились несколько месяцев назад к одному из сражений этой информационной войны на стороне противника – против Церкви, начав обсуждать вбросы про «часы Патриарха», «квартиру Патриарха», «дачу Патриарха». Знаете, для себя я взял за правило: узнал о каком-то возмутительном вроде бы факте – помолись, сосчитай до ста и, если нет возможности дождаться, когда информация сама начнёт кристаллизоваться, начинай собирать по крупицам всё, что есть на эту тему. Разделяй факты и мнения, особенно обращай внимание, кто это говорит. В одну сторону складывай «плюсы», в другую – «минусы». И смотри, что перевешивает… И только после этого формируй свою позицию. А. И.: Игорь Владимирович, поскольку аудитория у нас сегодня – это юноши и девушки, хочется задать вопрос о выборе профессии. Есть такое мнение, что надо состояться в первую очередь как христианин, а профессия – только подспорье... И. И.: В этом есть зерно. Но я не склонен к таким формулировкам… Существует ли такой момент, когда человек может сказать о себе: вот, я теперь состоялся как христианин! Это же труд до последнего дыхания. Конечно, стать человеком важнее, чем стать профессионалом. Но одно совсем не мешает другому, даже напротив. Вот чиновник растёт по карьерной лестнице, общается со всё большим кругом, от его решений зависят судьбы всё большего числа людей. И в своей работе он, помимо профессионального роста, может совершенствоваться как христианин – если в этом общении не ограничится бюрократическими закорючками, а станет вникать в трудные ситуации просителей, стараться неформально им помочь. Нельзя быть в церкви христианином, а потом прийти на работу и забыть об этом. Часто профессия – это место, которое выявляет глубину твоей веры. Ради того мы и живём, чтобы свидетельствовать о Христе всюду, куда нас направил Господь на служение. Вспомним, что благоверные князья, по сути, те же высокопоставленные управленцы. И так во всём, до самых мелочей: даже в спорте, не ругаясь матом на тренировках, ты тем самым совершаешь дело веры. То же и в работе журналиста. На Севере ещё много заброшенных деревень, где живут старики. Заезжаешь в деревню сфотографировать старинную церквь, например, но если есть душевные силы – не спеши, постарайся побеседовать со стариками, пусть даже и «не в тему». Им так не хватает живого общения. Пусть это будет твоё христианское делание. Порой разговариваешь, а они плачут: им дорого, что к ним пришли по любви, просто так и интересуются их жизнью. И услышишь иногда такие истории, каких в книгах не прочитаешь. Прекрасная возможность духовно обогатиться, много уроков вынести. А. И.: Как здорово, что редакция газеты «Вера» – это не кабинетные работники с компьютерами, а готовы в любое время, как доктор Айболит, выехать – порой, знаю, с большими трудностями в дороге – в любой уголок нашего Русского Севера. Оттого и материалы газеты интересные, в них есть душа. И в заключение нашей встречи: что бы вы, Игорь Владимирович, пожелали нашей молодёжи? И. И.: Если относительно православной журналистики – а ею, как я понял, кое-кто из вас хочет заняться, – я призываю всегда помнить замечательные слова Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся...» Слово – это такое же дело. Ищите своё, но всегда нужно думать о последствиях сказанного. На горе Народной, на главной вершине Урала, уже много лет назад редакция установила крест. Мы воздвигли его и ушли. С тех пор крест стал одной из достопримечательностей Приполярного Урала, многие экспедиции так и планируют: «Поднимемся ко кресту…» Никто из них не знает, кто устанавливал крест, да это и неважно: он живёт теперь своей жизнью, свидетельствуя о Христе. Так и слово написанное: его не воротишь, не перепишешь – отправившись в путь к читателю, оно начинает жить собственной жизнью. Ещё я хочу обратиться к вам, как тем, кто унаследует наше любимое Отечество, когда уйдёт наше поколение. Сейчас много кричат, что Россия – страна чиновников-казнокрадов, жуликоватых предпринимателей и пьяных мужиков, что у неё нет будущего. Не верьте. Жить в России – большое счастье, её есть за что любить. Только чтоб понять её по-настоящему, постарайтесь почаще выезжать из мегаполиса в глубинку, там страна откроется вам во всей своей красоте и напитает вас своими живительными силами. …Встреча закончилась, но молодёжь не спешила расходиться. Они подходили к столику, на котором были разложены экземпляры газеты «Вера», обращались к ней как давней знакомой, задавали острые вопросы редактору, спорили, смеялись... Прекрасно, когда любимая газета приходит в гости. Я думаю, что после этой встречи молитвенников у газеты «Вера» ещё прибавилось. Слава Богу! |