ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

ВЕРА ФОМЫ

5 мая. Светлое Христово Воскресение (Ин. 1, 1-17)

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю (1-17).

Все чудеса Господа нашего Иисуса Христа целесообразны и рассчитаны на то, чтобы принести пользу людям – таково и это чудо. Он появился среди Своих учеников таким образом, во-первых, чтобы не испугать их стуком в двери. Они были уже достаточно напуганы от иудеев, и человеколюбивый Господь не хотел даже на мгновение усиливать их страх. А во-вторых, и это намного важнее, Он желал показать Своё возвращённое всемогущество после мнимой немощи и мнимого поражения последних двух-трёх дней.

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Неужели Фома мог не поверить другим одиннадцати апостолам? Ведь всю проповедническую жизнь Христову они пережили вместе, и вот теперь этой радостью, которую все испытали, они хотят поделиться с ним… Но Тот, Кого они видели, был ли действительно Тот же Христос? Не было ли это видение? А он боялся потерять то, что имел. Что же он имел? А вот что: за эти годы общения со Христом он впитал в себя Его учение, весь строй Его жизни и уже не мог жить по-другому. Ему было больно не общаться больше лично со Христом, но он уже понимал, что Христос пришёл на землю, чтобы научить нас главной заповеди Божией: любви. Фома знал заповеди Христовы, он знал, где черпать силы для исполнения их. Он жил, хоть и без человеческого присутствия Христа, но во Христе. И он боялся ошибиться: вдруг ученикам явился другой Христос, не Тот, Которым он жил и продолжал жить. Вот что значит его «не поверю»!

Архиепископ Андрей (Рымаренко)

Фома просил уверения не потому, что не верил, а потому, что хотел веры не смутной, ибо жаждал воскресения и понимал его значение. У Фомы сердце преданное. А сколько их смутилось, когда узнали, что нет и не будет внешнего успеха! Отрекающийся знает, от чего он отрёкся, но он знает и к чему вернуться. У полувера же нет такой ясности, и он привыкает жить, руководясь полуправдой и намёками на какую-то якобы истину.

Митрополит Антоний (Храповицкий)

«А МЫ-ТО БЫЛО НАДЕЯЛИСЬ!»

7 мая (Лк. 24, 12-35).

Но Пётр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошёл назад, дивясь сам в себе происшедшему. В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошёл с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чём это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нём в эти дни? И сказал им: о чём? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля... Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошёл и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим... (12-21, 25-34).

В этом рассказе – два ключевых момента. Первый – изъяснение Иисусом Писания. Второй – преломление хлеба. Сердце учеников возгорается, когда их таинственный Спутник говорит с ними. А когда он преломляет с ними хлеб, уже не остаётся сомнений – это Он, их воскресший Учитель.

Первым читателям Евангелия от Луки этот рассказ должен был красноречиво говорить о том, что они (тоже путники, рассеянные в результате Иудейской войны) должны научиться узнавать Господа Иисуса в этих вещах – Писании и Евхаристии. То же должно происходить с нами, современными последователями Христа. Чтение Евангелия и его истолкование всегда предшествуют Евхаристии, составляя вместе с ней единое богослужение – Божественную литургию, совершая которую, мы, подобно эммаусским путникам, узнаём воскресшего Христа.

Игумен Арсений (Соколов)

Иисус после Воскресения изменился. Его Тело, Его реальность была абсолютно другого порядка. Иисус, с одной стороны, был настоящий человек, не призрак, с другой – Он стал совершенно иным. Мог быть не узнанным, мог исчезать и появляться. Рассказ о Воскресении Христовом убеждает нас в том, что человек, который пройдёт путь от смерти к жизни, приобретает новое духоносное тело, которое выходит из-под власти законов этого мироздания.

Священник Константин Пархоменко

Чтобы принять новость о воскресшем Христе, эти двое учеников должны были сначала оплакать утраченные мечты и надежды и пройти через «тёмную ночь души» – чем, собственно, и был их уход из Иерусалима… В начале третьего тысячелетия миллионы наших современников идут той же дорогой. Наш мир полон людей, в отчаянии идущих прочь от Иерусалима со словами: «А мы-то было надеялись!» Посчитав Бога мёртвым и выйдя из Иерусалима, гуманисты думали, что дорога впереди наконец-то даёт человечеству шанс по-настоящему повзрослеть и принять на себя всю полноту ответственности за мир. Сейчас всё это кажется далёким прошлым. Солнце над дорогой из Иерусалима быстро закатилось, и сейчас вокруг немало гуманистов, оплакивающих горькую судьбу своих мечтаний о новом, преображённом, мире. «После нескольких столетий роста и развития Просвещения мы неожиданно проснулись в умственном и культурном беспорядке; нас всё более и более страшит мир, теряющий своё религиозное наследие, и страхи наши более чем оправданны. Место утраченных мифов занял не столько просвещённый разум, сколько жуткие светские карикатуры и суррогаты».

Что это значит: «приблизиться и пойти» с теми, кто идёт прочь от Иерусалима? В рассказе Луки таинственный незнакомец просто спрашивает: «О чём это вы, идя, рассуждаете между собою?» – тем самым предоставляя своим собеседникам возможность излить душу. Первый шаг к осмысленной проповеди христианской веры сегодня требует, чтобы церкви стали местом, где люди могли бы свободно выразить свою обеспокоенность бессмысленностью и пустотой, не потеряв при этом силы и способности действовать...

Дэвид Смит

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга