НАСЛЕДИЕ «ПОТЕШНЫЕ ЛИСТЫ» С СЕРЬЁЗНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
Накануне Пасхи в Санкт-Петербурге в Музее истории религии открылась выставка «Алфавит духовный: Старообрядческий рисованный лубок». Что удивительно: эти лубки в прямом смысле рисованные – техника типографской печати была недоступна старообрядцам вплоть до начала XX века, поэтому их целиком делали от руки. На вопросы нашего корреспондента ответил организатор выставки, старший научный сотрудник ГМИР Александр Анатольевич БУРОВ. Вот его рассказ: – Некоторые по привычке до сих пор называют нас «музеем атеизма», но это вдвойне неправильно. Изначально Государственный музей истории религии был основан в 1932 году как учреждение Академии наук. А прибавка «и атеизма» появилась в его названии лишь вначале 1960-х, с переходом в ведение Министерства культуры. Конечно, в советское время музей, как и любое гуманитарное учреждение, не мог быть свободен от идеологии. Но его сотрудникам удалось спасти от уничтожения и разграбления многие произведения религиозного искусства народов нашей страны, в том числе искусства старообрядцев. В 90-е годы миссия музея естественным образом освободилась от антирелигиозности и вернулась к первоначальной цели – рассказывать о религии максимально полно и объективно. Вся экспозиционно-выставочная работа подчинена достижению этой цели. В том числе и нынешняя выставка «Алфавит духовный: старообрядческий рисованный лубок». Она продлится все пасхальные дни и закроется уже летом, 26 июня. Можно ли назвать выставку уникальной? Вполне! Абсолютное большинство экспонатов на ней представлены впервые. Несмотря на то, что петербургская публика избалована многочисленными выставками и вернисажами, «Алфавит духовный» активно посещается горожанами и гостями Петербурга. У нас, конечно, не Эрмитаж и не Русский музей, но по выходным дням бывает несколько сот человек. Для такой специфической выставки это очень неплохо. Основу экспозиции составляет коллекция выдающегося исследователя истории старообрядчества, археографа, члена-корреспондента АН СССР Василия Григорьевича Дружинина (1859 – 1936). Он первым сумел увидеть в изделиях отдалённых северных скитов произведения искусства.
Более 150 лубков из его коллекции поступили в музей в 1939 году. Среди них преобладают работы мастеров Выговской поморской пустыни – одного из крупнейших центров старообрядцев Поморского согласия. Монастырь был расположен на реке Выг в Повенецком уезде Олонецкой губернии. Это и сейчас-то 200 километров до ближайшего крупного населённого пункта, а тогда и подумать страшно. Возникший в конце XVII – начале XVIII веков, он стал идейным и культурным центром старообрядцев Поморского согласия – «поморским Иерусалимом». Именно здесь в первой четверти XVIII века и зародилось искусство рисованного лубка.
Вообще-то, нельзя сказать, что наши поморцы стали первопроходцами в этом деле. Как таковой лубок был известен ещё в Китае в первые века нашей эры. В Европе же он появился вместе с книгопечатанием – в XV веке. Особое распространение получил в эпоху Реформации в Германии. Протестанты широко его использовали – как эффективное средство наглядной агитации. У русских староверов не было печатных станков, но у них также была настоятельная потребность в популяризации своих взглядов. Как? Здесь было два пути: переписка от руки старообрядческих сочинений и изобразительное искусство. И здесь как нельзя лучше подходили лубочные картинки, соединяющие на одном листе текст и изображения. Их обычно вешали внутри домов или молелен. Наибольшего расцвета искусство рисованных картинок на Выге достигло к 30-м годам XIX века. Основная масса лубков из собрания ГМИР была выполнена именно в этот период. В 1840–1850-е годы изготовление картинок резко снизилось из-за преследований со стороны правительства. Окончательный разгром монастыря в 1855 году привёл к тому, что изготовление рисованных картинок временно прекратилось. Позднее появлялись только единичные листы или подражания поморским образцам. Надо сказать, лубочные картинки изготавливались и в других центрах старообрядчества – в Усть-Цилемском монастыре на Печоре (на территории нынешней Республики Коми), в некоторых районах по Северной Двине, в Вологодской губернии, в подмосковном селе Гуслицы. Рисовальщики, как правило, происходили из выговских иконописцев, художников-миниатюристов и переписчиков книг. Осваивая новое для себя искусство, эти мастера привносили в него традиционные, хорошо известные им приёмы. Художники работали жидкой темперой (никакой акварели или масла!) по предварительно нанесённому лёгкому карандашному рисунку. Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати – он целиком исполнялся мастерами с начала и до конца от руки. Нанесение рисунка, его раскраска, написание заглавий и пояснительных текстов – всё производилось самим художником. Тематика рисованных картинок весьма разнообразна. Среди них есть листы, посвящённые истории старообрядческого движения, портреты деятелей старообрядчества, топографически точные изображения Выговского монастыря, иллюстрации к рассказам и притчам из литературных сборников, настенные календари-святцы, картинки, предназначенные для чтения и песнопения. Некоторые лубки – настоящие сюжетные рассказы как о библейской истории, так и о современности. В деревенских избах на стенах соседствовали, например, лубок с рассказом о сотворении человека и его грехопадении, а также картинка «Разорение Соловецкого монастыря» – о монахах, которые восемь лет выдерживали осаду царских войск. Среди рисованных лубков много и картинок с рассказами и притчами из различных литературных сборников. В них раскрываются темы добродетельных и порочных поступков людей, нравственного поведения, смысла человеческой жизни, обличаются грехи и пороки. Самыми распространёнными были сюжеты с назидательными изречениями, полезными советами – так называемыми добрыми друзьями человека. Все изречения этой группы картинок («О добрых друзьях двенадцати», «Древо разума») заключены в орнаментированные круги и помещены на изображении древа. Духовные стихи и песнопения также часто размещались в овалах, в обрамлении гирлянды цветов.
Чем-то лубки, конечно, напоминают современному человеку комиксы. Они схожи своей простотой и доступностью и выполняют одну социальную функцию. Неслучайно лубки называли «потешными листами», а комиксы на Западе первоначально имели преимущественно религиозную тематику. Но есть и существенное отличие. Главный герой комикса – зритель, который легко может отождествиться с его персонажами. Отождествиться же с персонажами лубка невозможно – между ними и зрителем всегда сохраняется дистанция. Те, кто посетит нашу выставку, не только узнают что-то новое о старообрядцах и русском народном искусстве, но и получат подлинное удовольствие от созерцания этих живописных работ. Выставка «Алфавит духовный» – пасхальный подарок музея городу и его гостям. Чистые светлые краски, выразительная композиция радуют и вдохновляют любого человека. Изображения лубков предоставлены редакции «Вера» А. А. Буровым | ||||