ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ ХРАНИТЕЛЬНИЦА ТУРОВЦАНад речкой ТуровихойЕсть на юге Архангельской области известное святое место: восемь огороженных гектаров земли. Называется этот погост – Туровец. До ближайшего города Котласа отсюда 30 км, до ближайшего посёлка Шипицыно – 10. А до Архангельска – почти полтысячи километров. Когда-то Туровцом называлось село – может быть, и не очень большое, но, во всяком случае, до революции здесь действовала своя церковно-приходская школа. А до конца 80-х годов прошлого века в селе ещё работала средняя школа, были магазины... Место – красивейшее, над чистейшей лесной рекой Туровихой (воду сдавали на анализы в СЭС, и там признали, что её можно пить без кипячения). Но сейчас здесь живёт только одна семья – священника Василия Яворского. И именно об этом я давно хотел спросить его: – Что вас, отец Василий, заставляет жить в Туровце вместе с семьёй, ведь там сейчас никого?.. – Вера в Бога и послушание священноначалию. Да и куда мы поедем? Я родился в Туровце, мои родители большую часть жизни прожили здесь. Мама и сейчас живёт с нами, помогает при храме. Бывший епископ Архангельский Тихон не раз уговаривал папу переехать на городской приход – в Котлас предлагал, в Коряжму. Но папа всегда отвечал: «Разве я от Божьей Матери могу уехать?!» И владыка, видя, как папа почитает Богородицу и заботится об этом дивном месте, оставлял его на приходе в Туровце. Ещё в 1979 году, когда папа был назначен сюда владыкой Исидором, на Архангельскую, Мурманскую области и Коми республику было всего 14 приходов. При отце здесь полвека жила инокиня Евгения. Она ухаживала за храмом, была алтарницей, выпекала просфоры. Девять лет назад умерла. В советское время при храме и другие монахини спасались, потому что каменная Успенская церковь никогда не закрывалась. – Как вы считаете, ваше село возродится? – Если на это есть благословение Божие, то, безусловно, Господь пошлёт сюда людей. Но хранительница этого святого места – Сама Богородица, и мы просим Её помощи и заступничества о нас, немощных… Двинская Одигитрия
Отец Василий не раз в разговоре подчёркивал, что хранительница Туровца – Сама Божия Матерь. Верующие приезжают к чудотворной Туровецкой иконе Божьей Матери со всех уголков России, прикладываются к ней, купаются в святом источнике и по молитвам Царицы Небесной получают исцеления и помощь в своих житейских нуждах. К сожалению, не сохранилось документальных свидетельств о точном времени явления этой иконы на высокой живописной горе близ впадения Туровихи в Северную Двину. Но дошедшая до нашего времени рукопись «Сказание об иконе Богоматери на Туровецком погосте» – список с неизвестной более древней летописи – сообщает о строительстве на том месте городка с крепостными стенами и башнями для защиты торгового пути по Северной Двине ещё в начале XVI века. В рукописи говорится: «Во времена Великого князя Иоанна Васильевича Московского и всея России, в лето 7040 (1532) егда были на Двине неверные люди казанские, именуемы черемиса, и по указу Великого князя и по приказу Устюга Великого Тиуна, на том Туровецком погосте, на крутой прекрасной горе построен был городок деревянной, рубленой, в середине же поставлен был однодневно храм во имя Богоявления Господня. Стены и башни построены были на уготовление брани от безбожных». Сколько набегов было на Туровецкий городок – неизвестно, но эта же летопись сообщает о чудесном спасении Божьей Матерью жителей городка от нападения черемисов уже в царствование Иоанна Грозного. Татарские племена черемисов приплыли от Казани. Они встали напротив Туровца на своих карбасах и хотели разорить святое место. Стрелами с горящей паклей была подожжена Богоявленская церковь. Тогда православные стали слёзно молиться Пресвятой Богородице, вынесли чудотворную икону из горящего храма и подняли её на крепостную стену. Множество стрел обрушилось на икону. Одна попала в бровь над правым глазом Богородицы, и произошло чудо: из Её глаза выкатилась кровавая слеза. Тотчас все нападавшие были ослеплены, и они, поражённые слепотой, в смятении три дня простояли на Двине. Наконец, поняв свою вину, испросили прощения у Божьей Матери, дав обет никогда не нападать на святое место, написать точную копию с чудотворного образа и, обложив его золотом, прислать на Туровец. Тогда же они были прощены Царицей Небесной и прозрели. Вскоре они исполнили обещанное: на Туровецкую гору из Казани была принесена точная копия иконы, украшенная золотой ризой. Эта копия по настоящий день находится в Туровце в каменном храме Успения Божьей Матери, построенном в 1815 году. Это шестой по счёту храм, воздвигнутый на святом месте. Рядом с ним сохранилась деревянная Богоявленская церковь, построенная в 1780 году из лиственницы. Предыдущие храмы горели или разрушались от старости, но наши боголюбивые предки отстраивали их снова. Молитва на святом месте не прекращалась даже в советские годы богоборчества, хотя с 80-х годов прошлого века рядом с храмами находились только дом настоятеля да сторожка для паломников. С 1979 года в Успенском храме нёс служение протоиерей Василий Яворский. Беседой с его сыном, тоже отцом Василием, мы и начали выше этот рассказ о Туровце. Богородица пришла с востока– В летописи не говорится о том, как появилась чудотворная икона в Туровце, – обращаюсь я к отцу Василию. – Об этом что-то известно? – Документальных сведений об этом нет, но, по преданию, Сама Пресвятая Богородица пришла на это место с востока, перешла речку, поднялась на угор и присела отдохнуть на лесном холме. Затем обошла его и на дереве оставила Свой нерукотворный иконописный образ. Случилось это в первой половине XVII века. На этом холме была построена первая Богоявленская церковь. После того как она сгорела, там устанавливали деревянную часовню. В последний раз она была уничтожена в 1970-м: в одну из ночей её распилили безбожники и сбросили с горы. Новая часовня в честь чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери была построена всем миром. 26 октября 1996 года в её основание заложили первый камень, и менее чем за год – в 1997-м, когда служил мой отец – её освятил владыка Тихон. – Ваши прихожане из Котласа и посёлка Шипицыно рассказывали о явлениях Божьей Матери уже в наше время. Несколько лет назад на 10 августа больше сотни паломников во время чтения акафиста видели, как над часовней в розовом сиянии проявился образ Богородицы с Богомладенцем на руках. Это явление продолжалось несколько минут. А незадолго до кончины вашего отца во время молитвы одна верующая женщина видела, как Матерь Божия в чёрном одеянии прошла по воздуху до Поклонного креста возле канавки, где, по древнему преданию, много столетий назад Сама же остановилась отдохнуть. Мне рассказывали и о чудесных случаях исцелений после купания в святом источнике... – О таких случаях я действительно знаю. Порой мы просто не замечаем чудес, принимаем их как должное. Но стоит человеку серьёзно заболеть – и он на всё готов, чтобы излечиться. Некоторые сначала ходят к бабкам, потом, видя, что от них никакой помощи нет, идут в храм, исповедуются, просят о помощи перед образами. Кто-то, приезжая в следующий раз, сообщает, что, слава Богу, Господь услышал... Всё по вере даётся. Сохраняя преемство– Лично вам Божья Матерь по обращению к этой чудотворной иконе помогала? – спрашиваю я у отца Василия.
– Любая молитва помогает, тем более молитва к Божьей Матери. Кто с чистым сердцем обращается к Ней, получает просимое. В семинарии была добрая традиция: перед занятиями, зачётами, тем более перед экзаменами, молиться Фёдоровской. Учиться-то в семинарии непросто; на наш курс 32 человека поступило, а закончили менее половины… – У Фёдоровской иконы Божьей Матери обычно просят хорошего жениха или супругу... – В Костромскую семинарию на очное отделение поступают в основном холостые ребята. Каждое утро и по окончании занятий мне не раз приходилось видеть, как семинаристы молятся в кафедральном соборе около Фёдоровской иконы Божьей Матери. Просили, конечно, и о счастливом браке, и об устроении жизненного пути. Со своей супругой я познакомился, именно учась в семинарии. По окончании третьего курса мы поженились. Но я молился и нашей – Туровецкой – иконе... К ней, Путеводительнице, тоже обращаются за этим, и Она даёт просимое. – Как давно вы служите настоятелем в Туровце? – С января 2009 года, а в сане я пять лет. Мой отец прослужил там 27 лет, а в 2005 году преставился ко Господу. После смерти отца ныне покойный владыка Тихон благословил сохранить преемственность и стал готовить меня к священству, чтобы потом назначить на Туровец. Тогда я был ещё только первокурсником семинарии. На третьем курсе владыка Тихон рукоположил меня, и я стал служить на приходе в Туровце, а оставшиеся два года семинарии оканчивал заочно. – Вы из священнической семьи, кроме того, и все братья вашего отца стали священниками. Как сложилась их судьба на сегодняшний день? – У папы в семье было пятеро братьев и две сестры. Два брата умерли в раннем возрасте. Папа – самый старший – похоронен около храма в Туровце. Следующая по возрасту – сестра, матушка Екатерина, ныне здравствует. За ней – отец Михаил. Он восстановил Коряжемский монастырь и трагически погиб в аварии в 2004 году («Вера» рассказывала об этом в № 471); похоронен около храма в Коряжме. Отец Антоний долгие годы служил на разных приходах, был благочинным в Вельске. Он игумен, сейчас служит на Кубани. Младший брат – отец Николай – служит в п. Приводино Котласского района. Есть ещё младшая сестра Мария… – Сохраняются ли старинные традиции в Туровце? – У нас два больших праздника летом. Первый – «Туровецкая конная» – празднуется в первое воскресенье после Прокопия Великоустюжского. Раньше сельское население кормилось за счёт лошадей и крупного рогатого скота. Однажды случился мор, и народ пришёл в храм за помощью. Священники отслужили литургию, водосвятный молебен, окропили лошадей освящённой водой, и Господь отвёл беду. С этого времени началась ярмарка, которая после прекращения мора стала называться «Туровецкой конной». Уже четыре года, как мы её возобновили. После литургии идём крестным ходом на полянку перед храмом, где уже стоят кони. Их пригоняют для освящения из двух детских конно-спортивных школ Котласа. Верующие со всего района тоже приводят своих лошадей. Мы служим молебен и кропим лошадей освящённой водой… Второй праздник отмечается 10 августа, в день явления иконы Одигитрии. Перед литургией мы служим водосвятный молебен на Туровихе. Потом все желающие окунаются в реку. По окончании литургии идём крестным ходом на место явления иконы, к часовне. Там после молебна обходим часовню и читаем акафист празднику. – Много народу приезжает в праздничные дни? – В день празднования Туровецкой иконы – до двух тысяч человек. Едут из столиц, соседних областей. И архиереи любят Туровец. Вологодский владыка Максимилиан приезжал дважды, владыка Тихон был несколько раз, недавно назначенный Котласский епископ Василий уже четырежды служил в Туровце литургию. …Лето – это время Туровца. Уже пять веков не оскудевает людской поток к его святыням, к чудотворной иконе Путеводительницы. Пока будет она пребывать здесь, будет жить этот малый погост над Северной Двиной. Записал Евгений СУВОРОВ | ||