ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на евангельские чтения

Благая часть

21 сентября

Лк. 10, 38–42; 11, 27–28.

В продолжение пути их пришёл Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё (38–42).

В каждом из нас есть и Марфа, и Мария. Марфа – наша многопопечительность о материальном плане бытия, а Мария – это стремление нашей христианской души припасть к стопам Спасителя и слушать Его слова. К сожалению, Марфа пытается каким-то образом подавить Марию. Заботы отодвигают на задний план молитву, духовное чтение, помощь ближним. Мы всё покупаем, лечимся, копим... Так много дел, что и лоб некогда перекрестить.

Надо ли трудиться? Надо! Это повеление Господне. Наши земные старания не есть что-то богопротивное. Что же противно Богу в высказывании Марфы, почему мы слышим в словах Спасителя хотя и ласковый, но всё же укор? Потому что она пытается ущемить духовное стремление.

Но без телесного труда никакой чисто духовной жизни быть не может. В этом нам дают пример все святые, которые были величайшими тружениками. Необходимо, чтобы Марфа и Мария в нашей душе жили как родные сёстры, то есть весь обыденный труд надо стремиться превратить в духовное делание.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Была ли плохой Марфа? Нет, она была очень хорошей. Она была замечательной хозяйкой, любвеобильной, гостеприимной женщиной и свою любовь к Спасителю выражала так, как мы часто выражаем любовь, чувство дружбы или уважение к другим людям: мы приготовляем праздничную трапезу, мы убираем своё жилище, мы суетимся и печёмся о многом. И потому Господь не осудил Марфу. Но Он сказал о том, что является самым главным для людей. То же самое можно отнести ко всей нашей жизни, ко всему роду человеческому. Мы, конечно, суетимся, мы печёмся о многом: строим дороги, мосты, ремонтируем здания. Мы что, плохо поступаем? Нет, мы не поступаем плохо – мы поступаем так же, как правильно поступала Марфа, которая готовила обед и оказывала гостеприимство Спасителю. В каком же смысле вся наша работа, вся наша жизнь обращается не к тем целям, которые Бог нам определил? Это происходит тогда, когда мы заботимся только о внешнем устроении жизни.

Старшее и среднее поколение, да и некоторые молодые люди, хотя, может быть, плохо, но помнят время, когда в стране нашей запрещалось молиться, запрещалось читать или слушать слово Божие. Тогда мало кто думал о том, что есть единое на потребу, тогда всё было обращено на устроение внешних условий жизни. Мы хотели построить мощное государство и справедливое общество. Однако в полной мере эту мечту мы так и не осуществили, и многие поколения, отдав все свои силы, не увидели даже незначительной доли того, что они хотели бы увидеть.

Вот этот опыт построения богатого и справедливого общества при забвении единого на потребу учит нас, современных людей, тому, как мы должны жить и работать. Мы действительно должны хорошо трудиться, чтобы жить лучше. Но если, созидая внешнее благополучие, мы забудем о самом главном – забудем о вере, о Боге, забудем о великих нравственных ценностях, которые поддерживают человека и определяют его человеческую сущность, – тогда мы не достигнем поставленных целей. Даже создав благополучные внешние условия, мы не будем иметь полноты жизни, потому что полнота жизни – в Боге.

«Мария благую часть избрала, и это не отнимется от неё». Эти слова должны глубоко войти в наше сознание, и если мы будем сочетать духовное и материальное, веру и труд, мы действительно станем великим народом, сильным государством, справедливым обществом. 

Святейший Патриарх Кирилл

«Кто имеет, тому дано будет»

24 сентября

Мк. 4, 24–34.

И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (24–25).

Разве справедливо давать богатому и отнимать у бедного и то малое, что ещё имеет?

Если бы здесь шла речь о благах мира, то действительно было бы несправедливо взять у нищего и отдать богатому. Это противоречило бы притче о богаче и Лазаре. Следовательно, здесь не может идти речь о материальном имении.

Если и случается в жизни, что богач обогащается ещё больше, а бедный совсем нищает, то это – образ того, что происходит в духовной реальности.

Некоторые современные еретики, зажав в кулаке частичку Христовой истины, отбросили полноту её, которую содержит в себе Православная Церковь. Многие высокоумные философы не стараются познать истину, которая только от Христа исходит. Потому их мнимая истина не принесёт плода, а дар Божий отнимет Податель даров и отдаст другим, имеющим страх Божий и ревность, веру и любовь. Кто вкусил сладость истины, как дара Божия, тот жаждет её всё больше, и ему ещё приумножится, чтобы мог другим благовествовать о ней…

Святитель Николай Сербский

Каждый из нас в своё время в школе изучал какой-нибудь иностранный язык. И если потом мы ни разу не практикуемся, мы его забываем. Точно так же происходит и с некоторыми дарами Божиими нам – мы их теряем, если не используем их на пользу себе, людям и во славу Божию. Вот когда происходит то, что мы теряем и то, что, как нам кажется, мы имеем...

Протоиерей Виталий Головатенко

Смысл этих слов становится понятным, если мы припомним, что в Евангелии от Матфея они связаны с притчей о талантах. Господин – Господь, рабы – все мы, таланты – дарованные нам Богом силы и способности, торжище, где умножаются таланты, – весь мир. Господь требует, чтобы данные нам способности мы употребляли на спасение нашей души, пускали в оборот, или, как говорит Евангелие, «кто имеет, тому дано будет». Причём чем больше усердия вкладываем мы в дело, тем успешнее бывает развитие. Но раб, закопавший свой талант в землю, лишился его. В этом смысле и сказано: кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Таким образом, в словах Господа отмечается общий закон органической жизни, действующий с неумолимой обязательностью и в приложении к духовной: сила и способность во всяком живом существе при упражнении развиваются, без употребления – атрофируются.

Духовная жизнь также движется постоянно или к добру, или ко злу. Это похоже на плавание в лодке вверх по реке. Как только вы сложили вёсла, вас сейчас же начинает сносить назад. Но если вы добросовестно работаете над собой, стараясь жить по заповедям Божиим, и пытаетесь исправить свои недостатки, то незаметно для вас в душе растёт Царство Божие, то высшее состояние нравственного совершенства, когда Господь начинает безраздельно царствовать над вашими мыслями, желаниями и чувствами...

Святитель Василий Кинешемский

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга