ВЕРТОГРАД РУССКИЙ АПРАКОСРазмышления на Евангельские чтения СЕЙТЕ ЩЕДРО 6 октября Лк. 5, 1-11 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Пётр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб... И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним (1-11). Сегодняшнее апостольское послание нам говорит, что сеющий скудостью – скудостью и пожнёт, а сеющий богато – соберёт богатую жатву. И вот нам кажется иногда: что мне сеять, я так убог: как я могу сеять, когда у меня нет ничего, что я мог бы посеять в жизнь вечную, не временное, а вечное?.. И тогда мы должны помнить, что и сеятель земной, который сеет семя в поле, не своё сеет; не он создавал семя, не ему оно принадлежит. Господь дал силу, Господь раскрыл поле перед ним, и это семя – Господне семя; оно принесёт плод не потому, что сеятель богат, не потому, что он умеет сеять, а потому, что он щедро расточает по всему полю то, что Господь ему даёт из часа в час. Здесь как будто притча: Христос сеял слово, и никто не замечал, какое это богатство. Но когда Пётр извлёк множество рыб, он вдруг обнаружил богатство, которое даёт Господь, словно семя процвело. И ему стало страшно… Митрополит Антоний Сурожский Как из рога изобилия, эта рыба хлынула из бездны, и сети прорывались, и лодки начали тонуть... Этот рог изобилия может по воле Божией открыться в любое время, в любом месте. Ведь Бог среди нас. Многие могли бы рассказать и о чудесах в своей жизни, и о том, как щедро посеянное приносило богатые плоды. Так что, если хочешь пожать богатую жатву, сей щедро. А когда будет богатая жатва, то поступи хоть в какой-то мере, как Пётр, посвяти Богу начатки твоих доходов, чтобы рука Божья не оскудевала для тебя и чтобы ты всегда со священным ужасом чувствовал её рядом. Протоиерей Вячеслав Резников Почему мы не слышим Его слова? Что происходит с нашим сердцем? У нас не хватает ни любви, чтобы припасть к коленам, ни честности… Всё дело в страхе и недоверии. Бог же силён обогатить всякою благодатью, как написано: «Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей». Священник Константин Камышанов Иногда бывает так, что человек и в храм ходит регулярно, и молится по утрам, но этим ограничивает своё общение с Богом. Даже за благочестивыми делами может стоять подспудное желание сказать Богу: «Это я Тебе отдал, а вот теперь я позволю себе пожить для себя». И как бы он ни трудился, подобно апостолам, которые всю ночь трудились и ничего не поймали, если человек сознательно скуп по отношению к Богу, жизнь его помрачается. И вот Симон говорит: «По слову Твоему я заброшу сеть». Когда апостол поверил, тогда совершилось чудо. Вот знак того, что Господь отвечает просто на решимость человека, просто на желание быть с Богом. Если человек идёт этим путём, как бы ни было это абсурдно по отношению к собственной жизни, в ответ он получает милость Божию… Протоиерей Алексей Уминский Для нашей немощи это Евангелие является ободряющим. Если ты трудишься, а успеха не видишь, то не унывай, а помни, что Господь делает так, чтобы ты не надеялся на свои силы и познания, а понял бы свою полную немощь и бессилие без помощи Божией. Всякий раз, когда видишь неуспешность своих трудов, никогда не падай духом, а призывай Бога на помощь и продолжай трудиться; сам удивишься, каким многоплодным, творческим и успешным станет твоё делание. Привлечь Божию милость можно именно только смиренной верой и сознанием своего недостоинства. Митрополит Филарет (Вознесенский) Мы становимся на молитву – и тут же ожидаем глубоких религиозных переживаний; мы приходим в храм – и как бы требуем от Бога, чтобы Он нам дал молитвенное настроение. Часто Бог не приближается к нам потому, что встреча с Ним была бы для нас судом, перед которым мы не могли бы устоять. Когда мы молим Бога, чтобы Он скорее отозвался на наш вопль или просто желание встречи, мы делаем ошибку: мы должны искать Бога, но ждать трепетно того момента, когда Он захочет явиться нам. Протоиерей Евгений Кляхин САМЫЕ ПРОСТЫЕ СЛОВА 13 октября Лк. 6, 31-36 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (31-36). Просты слова Спасителя нашего, просто и всё Его учение, ибо оно было обращено не к гордым учёным, мнящим, что они знают истину, а к тем ничего не знающим, которые чужды гордости. Просты слова Христовы, но ими предъявляются к нам требования самые высокие. Какое поразительное требование предъявляет Он нам! Мир не слышал такого требования до Христа. Ибо легко ли любить врагов наших; легко ли благотворить обидящим нас; легко ли давать без оглядки всякому просящему... От нас требует Господь, чтобы мы давали взаймы, не рассчитывая получить обратно, не требуя совсем того, чтобы отдавали. Это правильно, глубоко правильно: так и надлежит нам поступать. Когда приходит несчастный человек, попавший в тяжелые обстоятельства, и просит помощи материальной, и хотя знает, что не сумеет возвратить, в смущении, в стыде просит взаймы, только взаймы, то если и знаете, что так, не отвергайте уверений его, чтобы не было ему больно, и отдайте просимое с чистым сердцем, не ожидая получить обратно. Тогда будет великая благодать вам от Бога, ибо то, что сделали, есть великое доброе дело. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) «Золотое» правило жизни, сформулированное в Евангелии: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними». Эти слова можно также перефразировать и сказать: «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступил Господь, так и ты поступай с людьми», — потому что именно в образе ближнего нам является Господь. А если мы безразличны к скорбям других людей, если сердце наше глухо и неотзывчиво на человеческую скорбь, на человеческую нужду, то напрасно мы будем молиться, напрасно будем плакать — то будут крокодиловы слезы, то будут слезы о самих себе, слезы, которые Богу неугодны. Наша молитва должна сопровождаться помощью нашим ближним, любовью к ним. На этой зависимости основывается вся тайна духовной жизни человека. Не может быть молитвы без добрых дел, не может быть надежды на спасение без добрых дел, потому что без добрых дел вера мертва. Святейший Патриарх Кирилл Святые отцы говорят: «Нет в тебе какой-то добродетели, но хочешь, чтоб была? Веди себя каждый день так, словно она у тебя есть. Тебе будет поначалу казаться это глупостью, даже лицемерием – но прояви упорство и продолжай. И она появится, с Божьей помощью». Бог ждёт нас, примет от нас всё, что сможем сделать в честном предельном напряжении нашей слабенькой веры и не очень-то горячей любви, и Сам восполнит остальное. Священник Сергий Круглов |