ВЕРТОГРАД

АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

Встреча жизни и смерти

20 октября

Лк. 7, 11-16.

После сего Иисус пошёл в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; нёсшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мёртвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (11-16).

Из города вышли люди, сопровождавшие мёртвого. И так встретились Владыка и раб, Жизнодавец и смерть. Чудо сие произошло не по вере матери этого юноши, как в случае воскрешения дочери начальника синагоги Иаира; и никто из похоронной процессии не ожидал такого дивного чуда, как было в случае воскрешения Лазаря. Нет; чудо сие произошло исключительно по могущественному слову Господа Иисуса Христа. Услышало создание своего Творца и послушалось его заповеди.

Святитель Николай Сербский

Ради того чтобы утешить плачущую женщину, которая попала в безвыходное положение, Бог готов нарушить общий порядок вещей. Для Него инструкция гораздо меньше значит (а любой закон – это инструкция), чем милосердие. Любовь к этой женщине, потерявшей сына, больше, чем любовь к тому порядку, который Он Сам создал. Это очень для нас утешительно. Более того, мы все живём благодаря этому…

Протоиерей Димитрий Смирнов

...Пройдут годы, возможно, десятилетия. Умрёт вдова, пережив, как положено, своего единственного сына. А может быть, всё повторится. В любом случае, смерть вновь постучится в дверь их жизни. Но это уже будет другое восприятие смерти, когда однажды она вынуждена была отдать свою жертву. Исчезло ощущение безысходности, чувство безвозвратной потери. Осталась светлая печаль. Не смерть, но успение, и Христос, грядущий разбудить спящих, как однажды уже разбудил Наинского юношу, дочь Иаира, Лазаря...

Протоиерей Георгий Шмид

Что представляет сегодняшняя картина нашей российской жизни? Говорят: пир во время чумы. Когда пируют какие-то безумные «новые русские», в то время как смерть косит всех подряд, вымирает народ. Раньше на Руси был такой обычай: если кто-нибудь умирал в деревне, всякое веселье считалось неприличным. Это было оскорблением умершего человека и горя его близких. Все, так или иначе, принимали участие в этом горе. В сегодняшнем Евангелии мы видим, как народ всего города Наина идёт вместе с несчастной вдовой. Люди не развратились ещё до такого бесчувствия, чтобы уже не воспринимать чужую смерть.

Чтобы научиться милосердию, мы должны ставить себя перед лицом смерти. Господь посещает нас не только какими-то отдельными скорбями, но и смертью наших близких, для того чтобы мы увидели, что такое человеческая жизнь. Мы должны увидеть в смерти другого человека то, что Христос видит в смерти сына вдовы Наинской. Или когда Он говорит плачущей толпе: «Девица не умерла, но спит» (Мф. 9, 24), и все смеются над Ним, потому что знают, что она умерла – но Господь смерть называет сном. И подобно тому, как мы не пугаемся, когда видим спящего человека, потому что знаем, что он проснётся снова, так и не должны мы безмерно ужасаться, видя умершего человека, потому что смерть – это только сон.

Протоиерей Александр Шаргунов

Душа подобна дороге

27 октября

Лк. 8, 5-15.

Вышел сеятель сеять семя своё, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный… Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении (5-8, 11-15).

Есть слушатели слова Божия, которых сердце обременено заботами житейскими: они послушают слово Божие, поймут и как будто примут его к сердцу, но когда выйдут из церкви, то сейчас же на них нападают житейские попечения, и вот слово Божие, едва получившее себе тесное место в сердце, подавляется этим как бы свинцовым гнётом забот житейских, пристрастия к богатству и  удовольствиям временной жизни, и – увы! – нет опять плода в жизнь вечную, потому что человек силится собирать плоды в жизнь временную. Увы, возлюбленные братья, таких слушателей слова Божия в наших храмах всего больше. 

Праведный Иоанн Кронштадтский

Душа человеческая подобна дороге. По ней проходят и её топчут тысячи людей, сквозь неё непрестанным потоком идут и сменяют друг друга жизненные влияния и впечатления. Разбойник-телевизор впился в душу и держит её своей мёртвой хваткой до полного её опустошения. И нет душе отдыха, нет ей покоя. В этой сумятице в ряду общих впечатлений вдруг проскользнёт, промелькнёт и слово о Боге, и Божие слово. Но ничто не задерживается в такой душе надолго. Жажда новизны быстро стирает прошлое, и опять пуста душа.

Да, в нас горело сердце к Богу. Мы помним радость и окрылённость души, когда пронзило её великое открытие: есть, есть Бог! Но то, что недавно радовало и привлекало к Богу, стало невыносимыми веригами, путами, мешающими жить. Да, это, дорогие мои, слово Божие позвало нас на подвиг самоотречения, оно потребовало связать нашу самость, наши привязанности, потребовало от нас жертвы любви. Это оно посягнуло на идолов, гнездившихся в душе нашей. Но не всем, оказывается, по силам поднять руку на идола.

Оказывается, недостаточно только слышать слово Божие, надо ещё усилием своей воли, своих трудов принять его как единственный свет истины, единственную жизнь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга