СОБЫТИЕ ВОДЫ «ЧЁРНОГО ДРАКОНА»: |
|
Многие в дни потопа пришли в храмы, крестились, другие же, никогда не задумывавшиеся о заповедях Христовых, поступали по Евангелию. В одном из эвакуационных пунктов, в котором мне удалось побывать, стала свидетелем такого разговора: «Да нет, нам хватит четырёх яблок, вы лучше в 18-ю комнату передайте, там мама с двумя детьми, их сейчас дома нет».
Что есть человек перед лицом неумолимой стихии? Экстремальные ситуации выявляют и обнажают лучшие и худшие качества, которые есть в каждом из нас…
Мощные амурские воды размыли не только берега, фундаменты домов, плохенький городской асфальт и сельские дороги, но и на время социальные и иные барьеры, когда митрополит и чиновник, подполковник и рядовой, директор и школьник вставали плечом к плечу, чтобы укрепить дамбы. Не для пиара, не для галочки, а действительно по зову души.
Естественно, что на одного человека с лопатой было два, а то и три с фотокамерой, что в пункты по выдаче гуманитарной помощи многие приходили по три, а то и по шесть раз, перепродавая потом вещи, что в эвакуационных пунктах сотрудниками полиции составлялись протоколы за распитие алкогольных напитков, за хулиганство и даже кражи... Но были и иные примеры, когда простые пенсионерки приносили банки с огурцами-помидорами «мальчикам», державшим дамбу близ Комсомольска-на-Амуре собственными телами, отстоявшим город от затопления, когда тринадцатилетние школьники орудовали лопатой, насыпая песок в мешки наравне со взрослыми мужчинами. На одном из таких укрепрайонов (терминология вполне себе военная) я встретила паренька, усердно волочащего мешок с песком – из таких сооружали дамбу на центральной набережной Амура. Тащил он его одной рукой, вторая висела – она была, что называется, «сухой», то есть неразвитой.
|
Картина, в которой явно вырисовался дальневосточный характер во всей его полноте, складывалась у меня из эпизодов, мелких деталей и осколочков, как мозаика.
Затопленный остров Большой Уссурийский: не просто дальневосточная Венеция, а жуткая иллюстрация к некрасовскому произведению про дедушку Мазая, только на лодках – спасатели и добровольцы, женщины из поселковой школы. Их помощь незаменима, поскольку лучше учителя жителей небольшого населённого пункта никто не знает. Подавленные и напуганные люди с трудом называют рост и размеры собственных детей и других членов семьи – списки составляются индивидуально для каждого. Проплывая мимо затопленных сараев, замечаем пару кошек. «Саша, – обращается завуч школы к спасателю, – завершим обход – надо будет приехать покормить кошек». Спасатель Саша, молодой парень из Новосибирска, не возражает, между делом рассказывая о том, как на днях спасли зайца со сломанной лапой, отчаянно пытавшегося залезть на забор. Милость к братьям наши меньшим – ещё вопрос, для кого она более спасительна: для зверей или душ человеческих…
Конечно, в этот сложный период большое количество людей пришло в храмы, пожелало креститься и крестило своих детей. Многие переосмыслили прошлую жизнь, сетуя, что, поглощённым суетой или рутиной, им некогда было остановиться, оценить важные вещи, подумать о духовном. Многие в эти дни, потеряв материальное, вспоминали именно о душе, но не все… «А Маше вы микроволновку дали, а мне – нет! Я на вас в прокуратуру заявление напишу!» Что только не выслушивали священники, терпеливо объясняя, что у той самой Маши семеро детей и дом снесло течением, поэтому и помощь ей немного больше, чем иным… Впрочем, стоит ли удивляться – с благодарностью зачастую было именно по Евангелию: из десяти прокажённых возвращался отблагодарить один.
Пригород Хабаровска: пожилая пара приглашает в затопленный частный дом, показывая кур на чердаке и утонувший подвал. На прощание получаем выращенный на собственных пятнадцати сотках, которые ушли под воду, арбуз. Отказываться бесполезно: люди, потерявшие почти всё, делятся последним.
А вот национальное нанайское село Дада. Амур, кормивший местное население, затопил большую часть населённого пункта. Во дворе одной из семей умные лайки, одна из которых трётся о мои ноги, оставляя шерсть. Вдоль дома – юкола – сушёно-вяленое мясо рыб, традиционная пища местного населения. «Наших друзей, семью из Еврейской области, затопило. Они фермеры, и у них погиб урожай, – рассказывает Бальжин Зангеев, местный житель, хозяин умных лаек и юколы. – Мы поделились с ними и рыбой, и даже картошкой, хотя обычно картофель растёт именно у них. Надо помогать друг другу, разве бывает иначе?»
Глядя на добрые глаза Бальжина, внутренне соглашаюсь с ним, несмотря ни на что. Пусть иначе никогда и не будет.
Этот дальневосточный паводок 2013 года, в общем-то, ужасная драма для многих людей, притом не закончившаяся с отступлением воды, и эти маленькие штрихи из жизни маленьких людей никогда не станут основой кассового фильма. Хотя как знать… В коммерческий оборот нынче пускается абсолютно всё. Но не это важно. Большую картину того, что происходило в эти дни, нам увидеть пока не дано – слишком мало прошло времени. Но ясно одно: эта большая картина преодоления большой общей беды писалась небольшими мазками, и мазки этой кисти были сильными, яркими… разными. Как и все мы. Я видела это и могу подтвердить.
Юлия ШУТОВА
г. Хабаровск