ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на евангельские чтения

Богач ради Лазаря

3 ноября
     (Лк. 16, 19-31)

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое, ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят (19-31).

Умирает Лазарь, и попадает на лоно Авраамово. Было такое место, куда попадали праведники, страдальцы, это не было раем – до Воскресения Христова все люди попадали в ад. Там, на лоне Авраама, находились все ветхозаветные праведники, ожидая, когда придёт время и явится обещанный Мессия. Понятно, почему сначала умер Лазарь и только после этого – богач. Ведь для богача Лазарь и был тем человеком, ради которого он жил, ради которого его терпел Господь!.. Но вот умер тот, благодаря которому жил богач. Некого теперь было облагодетельствовать, даже если бы он захотел. Тогда умирает и богач. Господь есть Податель жизни, Он же и распоряжается жизнью и смертью. Да, смерть расставила всё по своим местам. Только там, за дверьми этого мира, стало ясно, кто из них находится на истинной высоте.

Протоиерей Святослав Зулин

Чтобы будущая жизнь человека проходила во свете, нужно иметь этот свет в себе, неважно – богат ли ты, здоров ли. Лазарь имел в себе свет Божий и хранил его несмотря ни на что. Он мог в своей болезни и нищете хулить Бога, поносить роскошную жизнь богача, завидовать. Но тогда не отнесли бы его ангелы на лоно Авраамово.

И не в богатстве наша погибель, а в том, что мы живём большей частью ради себя, любимых. Не для Бога, как Лазарь, который приносил свой плод в терпении, и не для других людей, как мог бы жить тот богач, если бы умел думать о ком-то, кроме себя.

Священник Михаил Немнонов

Как часто, в молитве ли, во всей нашей внутренней и внешней жизни хотели бы мы, чтобы прозвучало нам лично какое-то животворное слово от Бога. Слово, от которого я не могу отвернуться, потому что оно обращено только ко мне и входит в мою жизнь не как общее провозглашение истины, всем доступное, а как чудо, врывающееся в мою жизнь. И Господь нам говорит: у вас всё Евангелие – не только Моисей и пророки, не только Ветхий Завет, не только древнее законодательство, – живое слово, не от Бога только, но слово Самого Бога, пришедшего на землю. Исполните то, что вам уже сказано, исполните то, что Я вам сказал и чем Я открыл пред вами путь жизни. И когда вы это исполните или хоть начнёте исполнять доброй совестью, всем умом, всем сердцем, всей жизнью, тогда Дух Святой откроет неведомые в данное время вам глубины этого Божьего слова, провозглашённого Мной.

Митрополит Антоний Сурожский

Кто держит обещания

6 ноября
     (Лк. 11, 9-13)

И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (9-13).

Эти слова Господа прямо говорят о возможности, а часто и необходимости повторения молитвенных прошений. Эти наставления касаются молитвы вообще, независимо от того, к кому она направлена: Богу, Богородице или святым угодникам Божьим.

Протоиерей Игорь Рябко

Папа был для меня героем, самым удивительным человеком, которого я знала. Я верила каждому его слову. Он много и напряжённо трудился. Однажды он сказал мне: «Малышка, у тебя будет всё, если ты будешь прилежно трудиться». И он заработал много-много денег.

У меня есть нечто, чем я ни с кем в мире не поделилась бы. Это долларовая купюра. Я храню её в Библии. Изредка я достаю её оттуда и разглядываю, но это бывает только в исключительных случаях. Это наследство, которое мне досталось после того, как папино имущество было распродано. Человек, бывший когда-то самым богатым в округе Лафейетт, потерял абсолютно всё. Он верил, что если работаешь много и старательно, то у тебя будет всё, что нужно. Папа работал с утра до ночи. Но, хотя и был готов отдать мне всё, в наследство оставил лишь один доллар.

Божье наследие во много раз превосходит папино и чьё бы то ни было ещё. Бог всегда держит свои обещания. Наследство, которого ни один человек не мог бы мне гарантировать, уже ожидает меня в вечности, завещанное Богом.

Катрин Кульман

Не должно, убеждает нас Спаситель, смущаться, если мы тотчас не получаем просимого. Происходит это по нашему маловерию и по невнимательности нашей молитвы, перемешанной с житейскими, а иногда – откровенно греховными помыслами, и потому, что иногда просим неразумно, того, что не соответствует нашему духовному возрасту. Не даёт иногда Господь нам сразу, потому что и принять-то мы не готовы, но тотчас бы потеряли, если бы Господь вложил в наше сердце просимое. Не даёт сразу, потому что высшее благо для нас – всегда пребывать просящим. Ибо всякий, просящий у Бога, поневоле смиряется, чувствуя свою недостаточность, но, взывая к Богу, обретает незаметно высшее духовное благо – самое моление, самый союз с Господом, осуществляемый чрез всегдашнюю молитву.

Протоиерей Артемий Владимиров

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга