ВЕРТОГРАД НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЙ СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ ПОРФИРИЙ КАВСОКАЛИВИТ27 ноября 2013 г. Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации старца Порфирия Кавсокаливита (его духовные поучения мы публиковали в №№ 619 и 648). День памяти преподобного Порфирия установлен на 2 декабря. Предлагаем вашему вниманию новые поучения и мысли святого старца (в переводе с греческого). Руководство по любви к Богу– Как нам, геронда, возлюбить Христа? – Детка, наша любовь ко Христу должна родиться следующим образом.Всё, что находится внутри нас, мы устремляем навстречу Богу и призываем Его… Но, видя природу, деревья, растения, птиц, пчёл, цветы, море, рыб, звёзды, луну, солнце и прочее великое множество прекраснейших Его творений, мы обращаем свой ум к Богу и, прославляя Его через них, пытаемся осознать, насколько они чудесны и удивительны, стараемся полюбить их. Когда же у нас это получится, тогда любовь восходит к нашему Творцу, и тогда мы действительно истинно Его любим. Любовь к творению является, таким образом, необходимой ступенью. Но ещё более важным этапом на пути стяжания любви Христовой является любовь к ближнему. Поэтому мы должны посещать больницы, тюрьмы, детские приюты, дома престарелых и т. д., имея перед собой только и только одну эту цель. Тогда наша любовь будет искренней… Изливай свою любовь на всехПусть тебя не беспокоит, любят тебя или нет. Только ты сам люби! Счастлив тот монах, который научился всех любить втайне. Он не требует любви от других, его не интересует, любят его или нет. Ты же люби всех и внимательно внутри себя тайно храни молитву, только непрестанной молитвой ты сможешь удержать эту любовь… Изливай свою любовь на всех. И придёт час, когда ты уже не будешь понуждать себя к любви. И ты почувствуешь, что все тебя любят. В одной мирской песне есть такие слова: Не ищи моей любви, Примени это к духовной жизни и не ошибёшься! А как? Ты должен так молитвой оживить своё сердце, чтобы любовь естественным образом изливалась из него. Некоторые из монашествующих, особенно монахини, говорят: – Ты любишь меня? – Почему ты меня не любишь? Как можно до такого дойти! Как это далеко от любви Христовой! Это нищета, духовная нищета, это значит – человек внутри совершенно пустой… Пусть тебя никогда не беспокоит, любят тебя или нет. Только ты сам будь преисполнен Христовой любовью ко всем. И тогда таинственно происходит перемена, всё в целом меняется. Это и есть самая лучшая миссионерская деятельность. Попробуй, а потом позвони и расскажи мне о результатах. Кто отлучит нас от любви БожиейДавайте почувствуем Христа своим Другом. Он – наш Друг. Это Он Сам подтверждает, когда говорит: Вы – друзья Мои (Ин. 15, 14). Давайте взирать на Него и приближаться к Нему как к Другу. Мы падаем? Согрешаем? Будем прибегать к Нему с любовью и доверием. Не со страхом, что Он покарает нас, но с тем дерзновением, которое даёт нам ощущение в Нём друга. Скажем Ему: «Господи, я сделал это, пал, прости меня». Но одновременно будем чувствовать, что Он нас любит, что принимает нас нежно, с любовью и прощает нас. Пусть грех не отлучает нас от Христа. Когда мы верим в то, что Он нас любит, а мы любим Его, то не чувствуем себя чужими и отделёнными от Него, даже когда согрешаем. Мы убеждены в Его любви, и, как бы ни вели себя, мы знаем, что Он любит нас. Друг – это тот, кого ты уважаешь… Если мы по-настоящему любим Христа, у нас нет страха потерять уважение к Нему. Здесь имеют силу следующие слова апостола Павла: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота... я уверен, что ни смерть, ни жизнь... ни высота, ни глубина... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим. 8, 35, 38–39). Это высшая единственная связь души с Богом, которую ничто не разрывает, ничто не устрашает, ничто не колеблет. В любви исчезает одиночествоКогда найдёшь Христа, то тебе будет всего достаточно. Больше ты ничего не хочешь, ты успокаиваешься… Ты становишься другим человеком! Везде, где есть Христос, там пребываешь и ты! Ты живёшь среди звёзд, живёшь в беспредельном пространстве, бываешь на небе с ангелами, со святыми и бываешь на земле с людьми, с растениями, с животными – со всем. Ты входишь в это живое единство.... Где есть любовь ко Христу, там исчезает одиночество. Тогда человек становится умиротворённым, исполненным радости: ни тоски, ни болезни, ни давления, ни стресса, ни угрюмости, ни мучений. Христос пребывает во всех твоих мыслях, во всех твоих делах. Тогда у тебя есть благодать, тогда ты можешь всё претерпеть ради Христа. Можешь даже пострадать несправедливо, перенести несправедливости ради Христа. Более того, ты всё это делаешь с радостью! Как страдал Он, так и ты можешь пострадать – несправедливо. Ты избрал Христа, чтобы не страдать? Что говорит апостол Павел? Радуюсь в страданиях моих (Кол. 1, 24). Вот в чём заключается наша религия: чтобы душа наша пробудилась и возлюбила Христа, чтобы стала святой, чтобы предавалась одной лишь Божественной любви. Тогда возлюбит её и Он… Как молиться о других?Часто паломники просили старца помолиться за них и за их близких, и он всегда обещал, что будет молиться. Я недоумевал: как геронда может удержать в памяти сотни имён? Однажды, когда мы беседовали с ним о молитве, он неожиданно повернулся ко мне и сказал: – Ты, наверное, хотел меня спросить, как мне удаётся на молитве не забывать столько имён? Я человек грешный и слабый, поэтому говорю: «Господи, помилуй Георгия, Николая, Марию, Катерину – сколько имён помню – и всех тех, за кого меня просили молиться, а я забыл их имена». И Бог, так как Он не отец Порфирий, чтобы забывать, но помнит все имена, немедленно распростирает Свою милость на всех. Я удивился его Божественному просвещению и спросил: – А как вы, геронда, молитесь о всех этих людях? И геронда совершенно спокойно ответил: – Да как? Очень просто... Я говорю: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя…» – Как это? Говорите только лишь «помилуй мя»? Но ведь они же просили вас молиться о них, а не о самом себе! – с недоумением возразил я. Геронда снова уловил моё непонимание и ответил: – Послушай! Разве ты не знаешь, что если Бог не помилует меня, то Он не помилует даже и тебя? Разве ты не знаешь, что ты и я – это одно?! Простые слова, но очень глубокие, более чем глубокие. А в другой нашей беседе отец Порфирий сказал, что в этом чувстве нашего единства с другим кроется таинство духовной жизни во Христе. Позднее, читая творения святых отцов, я нашёл в них, что самое большое милосердие к другим заключается в нашем личном освящении. Читая житие святого Серафима Саровского, который говорил: «Стяжи в себе мир Божий, и тысячи людей вокруг тебя спасутся», я вспомнил слова отца Порфирия. Разве не так было и с ним? Верю, что его удивительные слова «я и ты – это одно» имеют силу и мощь и действуют через старца, который своей жизнью осуществил первосвященническую молитву Господа: «чтобы они были едино». Что же касается меня, то по причине моего нерадения уповаю лишь на крепость и силу жертвы Христовой и святость старца. Это я беспокою Тебя своими молитвамиЧто касается молитвы отца Порфирия, то многие говорили, что они чувствовали, когда он молился за них, тишину и веселье, упокоение и радость, блаженство и мир. Они ощущали его молитву, как нечто, изгоняющее всякую печаль, переживания и создающее чувство защищённости и уверенности, пробуждающее желание молиться и славить Бога. Мы с одной знакомой семьёй решили провести отпуск на курорте в Эдипсосе (вспоминал один духовный сын старца. – Ред.). Прежде чем отправиться в путь, я поехал за благословением к отцу Порфирию. Между прочим я спросил его, может ли он что-нибудь сказать о том, как пройдёт мой отпуск. Он ответил, что отпуск пройдёт хорошо, потому что он будет всё время молиться за меня. Вечером того же дня мы уже были в Эдипсосе, остановились в одной фешенебельной гостинице, отправились в город и совершенно забыли о молитве и вообще обо всех христианских принципах. Вечером мы поздно легли спать. Только я уснул, как почувствовал, как моя кровать зашаталась так сильно, что я подумал, что началось землетрясение. В страхе я проснулся и громко закричал: – Землетрясение, землетрясение! – а сам продолжал лежать, крепко держась за кровать, чтобы не упасть. Тут я заметил, что никто – ни в соседних комнатах, ни на соседних этажах – не проснулся. Это меня ещё больше встревожило. Несколько часов я провёл без сна, а когда снова уснул, то всё повторилось сначала, кроме того, я почувствовал, что как будто через моё тело прошёл электрический ток. И это повторялось неоднократно. Утром я спросил своего друга, который был врачом, и его супругу, почувствовали ли они ночью землетрясение. Но они только рассмеялись. То же самое происходило каждую ночь, и мой отпуск превратился в настоящую пытку. Однажды во сне я увидел себя в церкви Святителя Николая (наверное, в Каллисии) и как от иконы святого на меня изливаются миллионы многоцветных снопов Божественных лучей невыносимо яркого света, вызывая во мне неописуемое Божественное ликование. После этого сна я уже не мог не позвонить старцу и всё ему рассказал. – Не переживай, – ответил он. – Это я беспокою тебя своими молитвами. В котором часу ты увидел во сне святителя Николая? Я сказал ему, в какое время это было. – Ну вот, в это время я как раз молился святому о тебе. Продолжай свой отпуск, но не забывай о молитве. Тогда я в шутку сказал ему: – Геронда, я прошу вас, если хотите, чтобы я продолжал свой отпуск, прекратите за меня молиться. А то мой отпуск превращается в сплошные страдания… Геронда лишь усмехнулся… как-то благостно и с большой добротой. Так он хотел направить меня к духовной жизни. Но… где мне было это понять! Этот случай напомнил мне два последних часа, проведённых с отцом Порфирием, прежде чем он в последний раз отправился на Святую Гору. Тогда мы оба громко смеялись и были очень довольны. Хорошо бы, чтобы и сейчас он молился оттуда, где он есть, с такой же силой! Я с благодарностью терпел бы такое беспокойство… Лучшее миссионерство – поменьше слов!Будем ревнителями. Ревнитель – это тот, кто от всей души любит Христа и во имя Его служит человеку. Любовь к Богу и людям – это неразлучная парочка. Горячее желание, Божественный порыв, слёзы – с умилением, а не нарочно. Всё от сердца! Фанатизм не имеет никакого отношения ко Христу. Христианин пусть будет истинным. Тогда ты ни на кого не будешь обижаться, но любовь всё будет покрывать (См. 1 Кор. 13, 7). И по отношению к иноверцу оставайся христианином. То есть ты относись к человеку вежливо, учтиво, независимо от его веры. Можно заботиться о магометанине, когда он нуждается в этом, поговорить и пообщаться с ним. Пусть будет уважение к свободе другого человека. Как Христос стоит у двери и стучит, не насилуя, но ожидая, чтобы душа сама свободно приняла Его, так и мы будем стоять перед каждой душой. При миссионерской работе надо использовать мягкие, тонкие средства, чтобы души не противодействовали и принимали то, что мы им преподносим: слова, книги. И кое-что ещё. Поменьше слов! Часто слова звучат в ушах и нервируют. Молитва и жизнь отзываются в душе. Жизнь умиляет, возрождает и изменяет человека, в то время как слова остаются бесплодными. Самая лучшая миссионерская работа – это добрый пример, наша любовь, наша кротость. Цельная любовьВ другой раз я спросил старца, какова должна быть наша любовь к Богу, и он ответил: – Наша любовь к Богу, дитя моё, должна быть беспредельной, она не должна быть раздроблена на привязанность к различным вещам… Вот тебе пример: человек, скажем, имеет в себе одну батарейку определённой энергоёмкости. Если он будет расточать эту энергию на различные дела, не имеющие отношения к любви к Богу, оставшийся в нём заряд для этой любви будет весьма небольшим, может быть, совершенно ничтожным. Когда же мы всю нашу энергию направляем к Богу, тогда наша любовь к Нему будет велика. Скажу тебе ещё вот что… Некая девушка очень сильно полюбила одного юношу, по имени Никос. Каждую ночь она просыпалась, тайно от своих родителей, босая, выпрыгивала через окно на улицу и, невзирая на боль от впивающихся в кожу колючек, через поле бегала на встречу со своим возлюбленным. Когда же она возвращалась назад в дом, то Никос всегда как бы был рядом с ней. За какую бы работу она ни бралась, её Никос был здесь, она видела его. Так же и ты, дитя моё, должен все свои силы устремлять к Богу, и твой ум всегда должен быть в Нём, потому что так Ему благоугодно. – Мы также должны, детка, – говорил мне геронда, – не идти средним путём христианина, потому что он весьма тяжёл. Мы должны преодолеть этот этап, оторваться от земли и высоко подпрыгнуть, с любовью ко Христу. Тогда всё становится лёгким! Возлюбив Христа, мы уже не впадаем в грехи, и тогда мы – вне среднего пути, тогда мы – настоящие христиане. Не будем судить по вещам поверхностнымЗнайте же ещё вот что. Страдающие души, скорбящие, которые мучаются от страстей, удостаиваются великой любви и благодати Божией. Такие люди становятся святыми, а мы часто их осуждаем. Вспомните апостола Павла, что он говорит: А когда умножился грех, стала преизобиловатъ благодать (Рим. 5, 20). Когда будете помнить это, тогда будете ощущать, что те, кто страдает от страстей, достойнее и вас, и меня. Мы видим их немощными, но когда они откроются Богу, то станут все полны любви и преисполнены Божественной любви – влечения к Богу. Хотя они привыкли к другому, но потом они всю силу души отдают Христу и от любви Христовой становятся огнём. Так происходит чудо Божие в таких душах, которые мы называем пропащими. Не будем унывать, не будем спешить, не будем судить по вещам поверхностным и внешним. Если, к примеру, вы видите женщину голую или неприлично одетую, не останавливайтесь на внешнем, но войдите в глубину, в её душу. Возможно, это очень хорошая душа и она находится в поисках смысла жизни, что и выражает своим странным внешним видом. В ней есть динамизм, демонстративная сила, она хочет привлечь взоры других людей. Но по неведению делает это нелепо. Подумайте, а если она познает Христа? Она поверит и всю свою энергию направит ко Христу. Она сделает всё, чтобы привлечь благодать Божию, и станет святой! Один из видов нашего выказывания себя, эгоизма, заключается в том, чтобы требовать от других стать хорошими. В действительности же мы сами желаем стать хорошими, но поскольку не можем, то требуем этого от других и настаиваем на том... Тем не менее, вместо того чтобы исправить положение молитвой, мы часто огорчаемся, возмущаемся и осуждаем. |