ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на евангельские чтения

Где царство Божие?

2 декабря
Лк. 17, 20-25.

Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: «не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Сказал также ученикам: «придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: «вот, здесь», или: «вот, там», – не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» (20-24).

Кому ответил Господь, что «Царствие Божие внутрь вас есть»? Не ученикам, а врагам, фарисеям. Потому что оно есть в каждом и для каждого. Надо только протянуть руку и взять. И напрасно будем ожидать, что река времени сама по себе принесёт нечто доброе. Даже если где-то по этой реке и плывёт к тебе счастье, то одновременно и тебя, заснувшего и бездействующего, эта же река с такой же скоростью сносит по течению вниз.

Протоиерей Вячеслав Резников

Царствие Небесное – это не значит, что мы сядем где-то на облаке и будем по воздуху летать. Нет, оно здесь находится, но оно духовное и увидеть его можно только духовными очами. А для этого надо их открыть, надо промыть их от греха. «Царствие Божие внутрь вас есть», – сказал Господь. Божественная жизнь, спасение, бессмертие, вечность раскрываются уже здесь, сейчас. К чему только мы ни пристрастны! А сердце нужно очистить настолько, чтоб оно прилепилось только к одному Богу. Мы должны постоянно прорываться сквозь пелену грехов, которая окутывает наше сердце, потому что от состояния нашего сердца зависит, видим ли мы Бога или нет. Видеть Бога можно только сердцем, а не телесными глазами. Мы должны искать Бога в молитве, прорываться сквозь сонливость, сквозь свою косность, свою лень, рассеянность.

Протоиерей Дмитрий Смирнов

У нас, современных православных, к сожалению, выражение «Царство Небесное» обозначает нередко что угодно, только не то, что имел в виду Сам Христос. Кто-то считает, что это синоним «жизни загробной», этакая подсвеченная пустота, в которой висят бесплотные призраки, мол, недаром мы желаем «Царство ему Небесное» только умершим, попробуй пожелать такое живому человеку! Кто-то – что Царство Небесное находится в небе и его можно достичь, если долго лететь ввысь. Кто-то – что это такой аналог утраченного Эдема. А кто-то думает, что Царство Небесное придёт со Вторым Пришествием Христовым, забывая слова Спасителя: Царствие Божие внутрь вас есть. Первоначальное значение этих слов позволяет их трактовать не в духе привычного всем пиитического психологизма, мол, «всё ценное внутри человека», но и по-другому: Христос сказал ученикам, что Царство Божие между них есть, их общность в любви и во Христе и есть явленный признак пришедшего Царства…

Священник Сергий Круглов

«Имеющему дано будет»

6 декабря
Лк. 19, 12-28.

Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: «употребляйте их в оборот, пока я возвращусь». И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрёл. Пришёл первый и сказал: «господин! мина твоя принесла десять мин». И сказал ему: «хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов». Пришёл второй и сказал: «господин! мина твоя принесла пять мин». Сказал и этому: «и ты будь над пятью городами». Пришёл третий и сказал: «господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял». Господин сказал ему: «твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» И сказал предстоящим: «возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин». И сказали ему: «господин! у него есть десять мин». «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет; а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (12-13, 15-26).

Господь даёт каждому дарование в меру его сил: нам даётся ум – но этот ум мы не обогащаем ничем; нам даётся чуткое сердце – но это сердце остаётся только как возможность чуткости, а на деле дремлет в себялюбии, коснеет; даётся нам воля, порой сильная, которая остаётся бесплодно-бесцельной. Много нам даётся, что мы храним в том виде, как Бог дал, а плода – никакого. Почему? Не всегда по беспечности, а порой потому, что нами овладело малодушие, трусливость. Нам кажется, что – и так оно и есть – чтобы чего-то достичь, надо всем рискнуть: покоем, обеспеченностью, отношениями, жизнью – всем или хотя бы чем-нибудь; и мы думаем: нет, верну я Господу то, что Он мне дал, но рискнуть потерять себя и ответить перед Богом – нет... А когда суд приходит, оказывается, что когда-то нам данное нашим никогда не было, а всё время оставалось Господним. И Господь часто вернёт это Себе и отдаст тому, кто был готов рисковать жизнью, покоем, обеспеченностью и всем телом и душой, чтобы принести плод, чтобы не быть заживо мёртвым, но быть живым и животворящим. Вот – малодушие.

Митрополит Антоний Сурожский

Нынче большинство людей дар Божий закапывают в землю; кто чем ни рад, ни богат, пристрастия и помыслы только одни – о земном. Вера остаётся только в пределах храма, вне храма мы живём совершенно как неверующие и детей своих так воспитываем. И тогда возникает ситуация, когда ребёнка, которого мы воспитывали для земного, этот Божий Дар, мы, по сути, зарыли в землю. Те, кто это сделал, начинают оправдываться – это поразительно! – жестокостью Бога. Они говорят: «Ну, где этот Бог? А может, Его вообще нет? Как Он жесток! Смотрите, детей убивают, войны идут. Нет, какой там Бог? Мы уж будем жить по-своему. Зачем Он нам, когда Он такой жестокий и злой, ваш Бог?!» Вот всегдашнее оправдание тех, кто зарыл дар Божий в землю и не приумножил его для Господа: «Господи! Я знал Тебя, что Ты человек жестокий…» Жизнь, которая была посвящена земным целям, превращается в ничто, и, как сказано в псалмах, «собираешь и не знаешь, кому оставишь». Копи американские деньги – американские обесценятся, копи русские – и они обесценятся; золото копи – потом бандиты придут, отнимут это золото; дома строй – они сгорят. Единственное, что мы можем скопить и умножить, – это любовь Божию, которая действительно приумножается как Божий дар. Господь дал нам этот дар, и мы можем его приумножить, в первую очередь в своих детях.

Протоиерей Олег Чекрыгин

Если понаблюдать за окружающими людьми, можно заметить: когда человек талантлив в чём-то одном, у него часто находятся и другие дарования. Например, поэт может писать превосходные картины. Это те самые люди, «кто имеет» и кому «дано будет». Если человек «не имеет талантов», это не значит, что Господь его обделил. Речь идёт о том, что человек, который не развивает свои дарования, теряет искру, которую в него заложил Бог. При этом те, кто по собственной вине растерял свои «таланты», как правило, обвиняют в этом всех вокруг. У подобных людей отнимаются и другие дарования, точнее, они сами лишают себя того, что могли получить трудом и искренним стремлением души.

Священник Игорь Фомин

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга