ХРОНОГРАФ ВНУТРИ ЧАСОВКанул в Лету год 2013-й. Все подводят его итоги – государственные мужи, политологи, финансисты, спортивные обозреватели... Столько написано и сказано, что не по себе становится: может, я что-то пропустил? Прожил год и не заметил чего-то важного? Среди различных статей натыкаюсь на обзор кинокартин, снятых в 2013 году. Тоже ведь аналитика. Со стыдом вспоминаю, что за год в кинотеатр сходил, кажется, один раз. С дочкой. Без неё бы и не пошёл. Смотрели премьеру – фильм «Лучшее предложение», весьма концептуальный для нашего времени, показывающий слом западной цивилизации. Главный герой с «говорящей» фамилией Олдман (старик) собирает картины великих художников, он буквально живёт культурой Старой Европы. Тут появляется некий молодой проходимец, представитель нового – пост-модернистского – духа и обводит старика вокруг пальца, оставив его без картин. Занавес, грустный конец. В финале Олдман сидит в пражском кафе «Ночь и день», устроенном как бы внутри огромного часового механизма. Вокруг старика на стенах с тиканьем поворачиваются огромные шестерёнки, и понимаешь: вот неумолимый ход времени, «закат Европы» неизбежен. Дочка впечатлилась: «Посидеть бы в этом кафе, внутри времени!» И нынче в декабре довелось ей побывать в Праге. Там уже встречали Рождество – наряженные ёлки, музыка и смех, простые человеческие радости. От дочери приходит эсэмеска: «А кафе того не существует!» Оказалось, что в здании, показанном в кино, находится какое-то другое учреждение. Киношники всё придумали, построив декорации часового механизма. Вот те раз! Не слишком ли мы доверяемся своим фантазиям о времени, в котором живём, о его бедах? С умным видом рассуждаем, философски обобщаем, анализируем «тенденции». А люди ведь просто живут. В той же Европе, «рассаднике сатанизма» (встретил такую характеристику в одном обзоре), в большинстве своём живут вполне нормальные люди. Никому – ни модернистам, ни мультикультуралистам, ни адептам сексуальных «свобод» – не дано порушить образ Божий в человеке. Случается, что дичают целые поколения, но последующие человеческое достоинство восстанавливают. Ибо всё песок, а Божии дары непреходящи. В конце года очень много говорили об Украине. Тоже своеобразный итог: «Перемога! Бандеровцев загнали обратно в схроны». Совсем недавно ехал я из Москвы на воркутинском поезде и видел этих «бандеровцев». В вагон завалилось двадцать заробитчан из Ивано-Франковской области, державших путь в Усинск, на вахту. Всю дорогу они что-то обсуждали на своей мове, то и дело мелькало слово «майдан». Не выдержал, вступил с ними в спор, доказывая экономическую пагубность ассоциации Украины с ЕС. К моему удивлению, «западенцы» согласились: «Да, так и есть. Но хуже уже не будет. Хоть что-то в нашем бардаке надо менять!» А когда я в разговоре признал, что боксёр Кличко сильнее Поветкина, а Киев – мать городов русских, то один из них воскликнул: «Так чого ми сперечаемося?!» И всё – теперь я пёрший друг, протягивает руку, чтобы крепко пожать. Селяне. Простые люди. Если к ним с любовью, то и они с тем же. Умилила меня одна сценка. С нами в вагоне ехал коми парень, демобилизованный из армии. В разукрашенной парадке, с аксельбантом, как и положено дембелю. Душа компании: с юмором рассказывал, как первый раз прыгал с парашютом, как умирал на маршброске. Один из украинцев, явно прежде не выезжавший из своей деревни, зачарованно смотрел на красавца-десантника. «А це твій прапор?» – показал он на расстеленный на полке кусок ткани с эмблемой ВДВ. Парнишка, рассмеявшись, объяснил: «Не, це не флаг. Це парашют. Видишь, здесь верёвки пришиты? Вот я сейчас домой приеду, а там меня встречают. И я с этим парашютиком из тамбура вагона на перрон прыгать буду. Традиция у нас, понимаешь?» Селянин был вконец очарован. Когда в окошке показался перрон, он подхватил сумку десантника: «Дозволь допоможу до тамбура донести?» Вот такие добрые картинки почему-то вспоминаются в связи с «итогами года». Может, это предрождественское настроение? У нас ведь не Европа – Рождество за Новым годом следует, и пока Христос не родился, какие могут быть разговоры? Впрочем, не хотелось бы бездумно благодушествовать. Наш северный писатель Владимир Николаевич Крупин в интервью «Русской народной линии» хорошо сказал: «Обычно, когда подводят итоги года, то делят, что было хорошо, а что плохо, все надеются, что мы идём по пути какого-то роста экономической, социальной, нравственной жизни. Всё это не так, конечно. Прожили год – и слава Богу! Не померли, войны не было, и это уже хорошо. Надеяться на какое-то улучшение жизни уже и не нужно. Мы понимаем, что чем дальше, тем тяжелее будет жизнь, потому что злу не положено предела. Нет предела и злу, которое идёт словно нашествие по всему фронту на Россию, особенно на её нравственное состояние. Всё, что делается в мире, это делается против Христа. История делится по отношению ко Христу: или ты за Него, или против. Вот это ощущение, что Россия – последняя страна в мире, идущая за Христом, не должно нас оставлять. А то, что живём тяжело, так как же иначе? Не бежать же за границу к харчам, когда твоей стране тяжело, как кинулись всякие либералы, демократы, актёры и прочие, которых вроде бы здесь не оценили. Это же дикость какая-то. Да, России тяжело, а когда было легко? Я видел за этот год много-много городов и местностей нашей любимой России. Вот только что вернулся с Камчатки. Удивительная страна, удивительные люди! Как там тяжело живут, при этом как они любят свою землю! Вот оно, определяющее слово, – любовь. Любовь к Отечеству определяла нашу жизнь в прошедшем году и будет определять в 2014 году и впредь... Дай Бог нам прожить и новый год в здравии и любви к Отечеству и ко Христу». Что к этому добавить? В молитве, которую принято читать в новогодний день, говорится: «Сам благослови начинающийся сего дня новый год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения». То есть время «считается от воплощения» – от Рождества Спасителя этого мира. Поэтому время – не металлические шестерёнки, в которых перемалывается отпущенный срок жизни. Наоборот, оно даёт возможность обрести жизнь вечную. И как часто это забывается за разными шумными событиями, якобы меняющими мир. Михаил СИЗОВ |