ПРАЗДНИК

СИМВОЛ РОЖДЕСТВА

Вертеп возле храма стал традицией

В память о первых часах жизни Иисуса Христа у нас на Руси существует добрая традиция возводить к празднику Рождества вертепы. Слово «вертеп» образовано от старославянского «врътъпъ» и происходит от слова «рыть, вырывать». Проще говоря, это рукотворная пещера. В такой пещере, природного происхождения, но расширенной руками человека, возможно, и находился хлев, куда пустили в Вифлееме Святое Семейство переночевать и где родился Христос.


Прихожане в Давпоне строят вертеп

Впервые Пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII века игумен Даниил, в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»:

«С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения всё претерпел. Близко друг от друга находятся места те – Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти».

Наши праздничные вертепы, конечно, не могут быть точной копией вифлеемской пещеры. На Севере обычно их делают из снега. Но когда заходишь в такую снежную пещерку и зажигаешь свечку пред святым образом, то забываются все условности. Ведь мы не просто в вертеп идём, а поклониться явившемуся на земле Спасителю.

Как строятся такие вертепы, я узнал, когда приехал в сыктывкарский микрорайон Давпон, где среди высотных новостроек стоит чудный деревянный храм Смоленской иконы Божией Матери. Даст Бог, скоро здесь будет возвышаться большой каменный храм во имя Святой Троицы, фундамент которого уже готов. Почему приехал именно сюда? В Сыктывкаре давпонский приход как раз и славится умением возводить великолепные снежные вертепы со статуями ангелов.

– Вертеп символизирует пещеру для скота, в которой родился Спаситель, – говорит мне отец Михаил Химишинец, иерей Смоленского храма. – Представьте: Сам Бог, Творец всей вселенной, решивший послать людям Своего Сына, уготовил Тому родиться в кормушке для скота в пещере, куда в непогоду заводили скот. Этим Господь показывает нам пример величайшего смирения.

Другой священник, отец Сергий, добавляет:

– В этом есть и своя символика. Рождение в пещере, фактически внутри земли, даёт нам видеть связь между жизнью и смертью: в традиционном месте погребения умерших родился Тот, Кто избавит человечество от смерти…

Мастер, руководящий возведением вертепа близ храма, наотрез отказался называть имя, однако раскрыл технологию возведения снежного вертепа.

Во многом она напоминает бетонные работы, только вместо бетона – снег. Сначала его собирают в большую кучу со всей прихрамовой территории. Затем выстраивается опалубка, в которую и накидывается снег из кучи. Здесь его нужно хорошо уплотнить ногами либо деревянной бабой. Сильные морозы мешают строительству: снег тогда бесполезно приминать и утаптывать, он останется таким же рыхлым и сыпучим.

Три дня работ – и уже готовы стены. Сейчас к ним прислонены деревянные треугольные щиты. Это будет опалубка для округлой крыши, чтобы вертеп напоминал пещеру. Однако кульминация строительства ещё впереди – создание снежных скульптур двух ангелов. Они будут изваяны мастерами так же, как стены и крыша, из правильной формы снежных глыб.

– Господь всегда даёт и людей, и погоду, – заверяют меня в приходе.

Хотя настоящие мастера – большая редкость.

– Уметь лепить из снега мало, – говорит отец Михаил. – Надо ещё иметь доброе сердце. Ведь что бы ни творил художник – икону ли, картину или изображения ангелов из снега – его произведение будет отражать его собственный внутренний мир. Это видно даже в снежных скульптурах – лики у ангелов сильно отличаются, если их лепят разные люди.

Поговорил я и с трудником, который также был задействован на строительстве вертепа. Владимиру сейчас 55, несколько лет назад жизнь его круто изменилась.

– После смерти матери оправиться от горя не смог, запил, совсем на дно опустился, – рассказывает он о себе, большой лопатой сбрасывая снег внутрь опалубки. – А потом Господь привёл меня сюда, в Свято-Троицкий приход. Работаю здесь сторожем, пока держусь...

Видно, что строительство вертепа он воспринимает как праздничное действо, лицо так и светится. Да и у всех прихожан приподнятое настроение. Воз за возом прибывает к опалубке снег – его требуется много. И вертеп будет большой, красивый. В нём, как в малой церкви, зазвучит молитва.

Константин МАЙБУРОВ

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга