БЕСЕДА

НА СЕВЕРНОМ ФОРПОСТЕ

Владыка, известно, что ваша жизнь связана с Военно-Морским флотом, с Североморском. Расскажите о себе.


Епископ Митрофан, Североморский и Умбский

– Начну с того, что я потомственный военный моряк. Мой прадед служил ещё с адмиралом Макаровым на императорском флоте, отец – участник Великой Отечественной войны, капитан 1-го ранга, подводник. Брат тоже офицер флота.

В 1976 году я окончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе, кузницу командирских кадров. Кстати, это бывший кадетский корпус Петра Великого, старейшее военное училище России. Предполагал, что буду строить военную карьеру – окончил Военно-морскую академию имени Кузнецова. Однако наступили 90-е, и профессионалы в армии стали не востребованы, всё начало разваливаться.

В 1997 году по сокращению я был уволен в запас в звании капитана 2-го ранга, хотя достаточно успешно служил: 12 лет провёл на должностях командира кораблей разных классов, затем на штабной работе в Североморске. Мне было печально наблюдать, что происходило в то время с флотом. Тогда казалось, что активный период моей жизни закончился, но Господу было угодно продолжить мою деятельность в другом качестве.

В 2000 году я принял монашеский постриг, священный сан и в течение последующих 14 лет служил на Терском берегу в маленьких отдалённых деревнях, где сохранились древние храмы. Там царили полное разорение и людская нищета. Село Варзуга стало моим пристанищем, и мне казалось, что я навсегда закрыл свою флотскую страницу – собственно, для этого и уходил в монашество, менял имя и образ жизни.

То, что Господь вернёт меня на флот в новом качестве, что к 60 годам мне предложат, согласно «табеля о рангах», стать адмиралом – именно этому званию соответствует сан епископа, – стало полной неожиданностью. Меня избрал Святейший Патриарх, Священный Синод, и я вернулся в Североморск – к этим улицам, людям, чтобы донести до них то, что я понял в уединении за годы монашеской жизни.

Североморск сегодняшний отличается от того, из которого я когда-то уехал. Сейчас больше порядка, внешней благоустроенности, но при этом духовная составляющая принципиально не изменилась. К сожалению, город пребывает в состоянии духовной пустоты. Крайне небольшой процент жителей нашёл для себя истинный смысл жизни, который открывается лишь верующему человеку. Я бы поспорил насчёт того, что истинным человеком является человек разумный. Думаю, что только верующий человек является истинным человеком. Это его основное отличие от животного мира, потому что довольно разумными бывают и некоторые животные, особенно если посмотреть на наших домашних любимцев.

– Владыка, чем обусловлено решение создать епархию на побережье Баренцева и Белого морей?


Карта новосозданной епархии

– Это решение созревало не просто как какая-то административная или организационная мера по улучшению деятельности Мурманской епархии РПЦ. Решение по нашей Североморской епархии стоит особняком, это особое благоволение Божье. Президент РФ Владимир Путин в своих недавних выступлениях настойчиво проводит мысль об особом стратегическом значении Арктики и Крайнего Севера в дальнейшей судьбе России. С 2014 года мы станем свидетелями масштабного возрождения стратегической роли, которую играл Северный флот, и она будет даже выше, чем раньше. И конечно, значение Североморска, в том числе всех иных форпостов и баз Северного флота, возрастёт многократно.

Ситуация складывается таким образом, что на недра Арктики сейчас активно претендуют многие страны мира и пытаются забрать то, что исконно принадлежало России. Началась борьба за шельф, за острова. В декабре Канада заявила, что подала в ООН заявку на продление своих границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане на 1,2 миллиона квадратных километров, включая хребет Ломоносова, на который претендует и Россия.

Мы подчас бываем недальновидны, беспечны. К примеру: море, исстари называвшееся сначала Скифским, а затем Ледовым и Русским, с чьей-то лёгкой руки стало именоваться Баренцевым, вроде как имеющее прямое отношение к голландцам. Столь же легкомысленно, на волне революционного куража, было упразднено историческое название нашей заполярной столицы – Романов-на-Мурмане, которое утверждало историческую державную мощь России в Арктике. Мурманск – нынешнее название города – такой нагрузки не несёт, более того, работает не на нас. Как известно, мурманы, или норманы, – старинное название народа Норвегии. Таким образом, дословно Мурманск – это Норвежск, то есть город норвегов либо нечто, принадлежащее норвежцам.

Так можно потерять Арктику в целом, а этого допустить нельзя.

Сейчас создаётся стратегическое командование Арктического района, что я считаю принципиально важным. Но эти и многие другие задачи на Севере невозможно решить без духовной составляющей, которая на сегодняшний день практически отсутствует.

В армии и на флоте – духовная пустыня. Прежняя квазидуховность и её суррогаты в виде «Морального кодекса строителя коммунизма» и прочих идеологем уже не действуют, и на этих крыльях никто не полетит, да не особо и летел. А исконного нашего патриотизма, основанного на тысячелетней традиции, на православной духовности, нет.

Существуют два отдельных и совершенно независящих друг от друга мира: мир Православной Церкви и мир армии и флота, в котором правят совершенно иные принципы взаимоотношений, морали, нравственности, даже языка. Язык в армии несовместим с языком молитвы, там он матерный. Странно, что ещё в Устав не записали, что матерный язык является командным языком Российской армии. Не соединив эти два мира, мы не решим задачу отстаивания наших интересов в Арктике. Нас просто побьют. Таким образом, образование Североморской епархии создаёт базу для решения важнейшей духовно-стратегической задачи – воссоздания нашей военно-политической мощи на этом северном рубеже.

– Какие основные проблемы сегодня стоят перед новой епархией?


Церковь во имя свв. мцц. Веры, Надежды, Любови
и матери их Софии г. Североморска

– Первоочередные проблемы носят организационный характер – нет помещений для епархиального управления. Я вот поселился в квартире, где надо бы для начала хоть обои поклеить.

Все эти бытовые вещи пытаются выйти на первый план в моих мыслях, но я стараюсь всё же отодвинуть их на второй план, а вперёд поставить задачу служения людям – работу на приходах, архиерейские службы, посещение воинских частей и кораблей.

Мне необходимо увидеть свою паству, потому что Господь говорит с нами не громом и молниями, а через встречи с людьми, через беседы с теми, кого Он нам посылает. Всё неслучайно. И нет у Господа ничего дороже человека, Его любимого творения.

В результате общения и должны появиться те люди, которых Господь называл «солью земли», которые препятствуют гниению мира, разложению общества.

Вспомним историю о том, как Господь явился Аврааму в виде трёх Ангелов, перед тем как покарать города древности Содом и Гоморру (Быт. 19). Авраам спрашивал Господа, пощадит ли он эти города ради десяти праведников. «Не истреблю ради десяти», – сказал Господь. «А ради меньшего числа?» Но, увы, не нашлось этого минимума праведников в тех развращённых городах, и ныне на месте этих городов безжизненное Мёртвое море.

Так и в нашей жизни – ради праведников, которые есть истинные христиане, которые берегутся от греха и исполняют заповеди Божьи, ради них сохраняется наш мир, сохраняется цивилизация, продолжается история.

– Будет ли под вашим началом создан совет или сообщество из священников, служащих в воинских частях и на кораблях Северного флота?

– Отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами Российской федерации существует уже давно, но пока на уровне Мурманской митрополии. Его руководителем является настоятель храма Спаса-на-водах протоиерей Андрей Амелин. Наша епархия примет самое активное – может быть, определяющее – участие в работе отдела. Уже пятеро священников нашей епархии стоят на штате во флотских соединениях, и их число будет увеличиваться. Разработан реальный и достаточно напряжённый план взаимодействия органов военного управления Северного флота с Североморской епархией на 2014 учебный год. Он будет утверждён командующим Северного флота и мной.

Буквально недавно мы были на авианосце «Адмирал Кузнецов», который готовился к небывало долгому походу и решению важных задач в неспокойном районе. На корабле 2500 человек, я прибыл туда побеседовать с матросами, офицерами. Было много индивидуальных вопросов, в основном от молодёжи. Ребята беспокоились, как всё у них получится, как перенести столь долгий отрыв от родной земли, а также делились тревогами: у одного бабушка тяжело болеет, другой волнуется, дождётся ли его девушка… Это важные внутренние переживания, которыми и должен заниматься священник. Он может дать нужные наставления, помочь духовно. И в первую очередь эта помощь должна быть от Господа, а не от человека, не от психолога. Господь согреет душу – человеку необходимо помолиться, чтобы почувствовать эту таинственную поддержку Отца нашего Небесного. Я спросил ответственных за воспитание личного состава, где молитвенная комната или церковь корабельная, мне ответили, что им подарили специальный набор походной церкви, который надо установить в отдельной каюте, но его ещё не установили.

Конечно, в подготовке к дальнему морскому походу всё важно: картошку и морковь завезти, учения провести… Однако духовная составляющая находится пока даже не на последнем месте, а вообще ни на каком. Поэтому всё будет зависеть от понимания командирами важности того, что мы собираемся делать. Пока мы в самом начале пути.


Задать вопрос настоятелю Трифоново-Печенгского монастыря о паломничестве в обитель и трудничестве можно здесь

– В каком режиме вы как правящий архиерей будете работать с североморскими верующими?

– Будет назначен приёмный день, возможно, вторник, с утра до обеда, время для решения конкретных вопросов верующих, таких как проблемы при расторжении брака, сложности крещения, венчания и прочее. Временно моя резиденция будет находиться в приходе церкви Святого Андрея Первозванного.

Более широкие площадки для диалога и встреч с североморцами, конечно, очень востребованы. Одну из них можно организовать, например, на базе Центральной городской библиотеки. Прежде я работал с библиотеками Терского берега, Кандалакшского райо­на, с Мурманской областной научной библиотекой. В последней мы провели масштабный творческий вечер, посвящённый моему 60-летию и итогам писательской деятельности по изучению края, за это я очень благодарен руководству библиотеки. У меня много исторических работ, признанных краеведами, историками, в том числе и в Центральной России, и в Москве.

Имею в своём арсенале диссертацию «Преподобный Трифон Печенгский и история Печенгского монастыря», написанную в ПСТГУ на кафедре истории Русской Церкви. Сейчас пишу докторскую, на тему «История просвещения Кольского края». Истории Кольского севера, истории просвещения края в XX веке не уделялось вообще никакого внимания. Мы сейчас едва только прикасаемся к святыням, историческим и духовным, и открываем вещи, которые просто вызывают удивление.

В селе Варзуга прошедшим летом силами карельских учёных были проведены археологические работы. Благодаря им открылись неизвестные ранее факты. Например, установлено, что первая церковь на Кольском полуострове – Никольская в селе Варзуга – была основана в 1325 году. А мы считали, что в XVI веке. Так что всё оказалось гораздо древнее. Русские люди в этих местах стали селиться ещё до начала XIII века. Заполярье – исконно Русская земля, и это вопрос опять же стратегический, эта земля принадлежит нам очень давно. История России, как ни крути, есть история православия. История нашего Севера не ограничивается советским периодом и трагедией спецпереселенцев, а уходит вглубь веков. Вот об этом я и буду говорить с североморцами.

– Владыка, как вы относитесь к существованию сект в Североморске – сайентологов, Свидетелей Иеговы?

– Православная Церковь не занимается борьбой, это не наш подход, и мы принципиально ни с кем не боремся. Верующий человек борется прежде всего с самим собой, с грехом, живущим в нашем существе. Задача Церкви – нацелить людей на сопротивление, на борьбу с греховным началом в человеке.

То, что в духовном смысле произошло с Североморском, – это ситуация общая, корни этого надо искать в тех же 90-х, когда старое ушло, а нового не появилось. В результате к нам хлынули западные миссионеры, которые решили показать, как надо правильно веровать. Сравнивать Православную Церковь и те «церкви» просто не уместно. Наша Церковь существует в том виде, в каком её даровал Своим ученикам Христос. И в течение двух тысячелетий существует в своём первоначальном виде.

Те же, кто ходит по квартирам и, хватая за руки на улицах, улавливает, уводит людей от их традиционной веры, – адепты учений, придуманных самими людьми, жившими совсем недавно. Эти искусственные учения исходят от человека, а значит, от его страстей, от гордыни, питаются всем тем, что принципиально не приемлет наша Церковь.

Но борьба с сектами – это не наш вопрос. Сейчас в стадии согласования находится федеральный закон «О противодействии тоталитарным сектам», после принятия которого наверняка появится и соответствующая практика.

– Владыка, какие необходимые изменения в жизни Североморской епархии ожидаются?

– Прежде всего должны произойти изменения в образе жизни священников Североморской епархии. Они должны стать учителями, способными взрастить вокруг себя достаточное количество новых священнослужителей и последователей.

Экипажи и воинские части запрашивают у нас священников. Другое дело, что не все военачальники понимают, что священник – это человек, у которого в части должна быть церковь, где он будет служить Господу, а не кабинет, где он будет сидеть под знаменем и портретом вождя.

Недавно Президент РФ обозначил задачу: создать мощную авиационную базу в Североморске-1. Какие же стратегические задачи можно решать в этом гарнизоне, если у лётчиков и их семей нет храма?

Потребность в священнослужителях нарастает, и нам нужны люди. Мы говорили с командующим Северного флота о том, где брать людей, которые могли бы стать «полковыми священниками». Говорили о ветеранах военной службы, об уволившихся в запас… Но есть и понимание того, что сложно заставить уже сложившихся людей, воспитанных в советский период, к концу жизни пересмотреть свои взгляды. Увещеваниями и призывами человек не становится священником, нужен сокровенный, сердечный, таинственный призыв от Господа на это трудное дело.

Сейчас священник должен быть с народом не только в храме во время богослужения, а, по сути, непрерывно. Таково требование нашего времени. Надо спасать Россию после безвременья XX века. Сколько людей мы сможем привлечь, зажечь словом, столько Господь и даст нам награды по итогам нашей земной жизни.

Беседовала Вероника ГОРПЕНЮК
(при содействии Пресс-службы епархии)

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга