ХРОНОГРАФ РАЗДЕЛЁННАЯ КРОВЬТолько что вернулся с Украины. С Игорем Ивановым, главным редактором, решили проехать от Ужгорода, что на самом западе, до Донецка через Львов, Почаев и Киев. Отправились 13 февраля, когда там было ещё спокойно, и неожиданно попали в «революцию». Было много встреч, событий, и поначалу мы жалели, что не успеем написать на злобу дня – публикация путевых очерков растянется, наверное, до лета. Но когда произошёл государственный переворот и начались судилища, задержка оказалась промыслительной. Ведь иначе могли бы подставить тех священников и мирян, которые откровенно делились с нами своим отношением к «майдану». Общее впечатление от увиденного – запад Украины чужд востоку ещё в большей степени, чем можно было представить. И дело тут не в различии экономических укладов, не в разной степени «советизации», а в самой глубинной, исторически сложившейся ментальности. Запад преимущественно униатский, и не всегда мы можем понять друг друга. Одного священника, много лет служившего в греко-католической церкви и перешедшего в православие, спросил я, чем ему не понравилось униатство. Он не стал критиканствовать, а сказал, что православие привлекло его вселенской любовью ко всем людям – без оговорок, что этого можно любить, а тот как бы и не достоин. Примерно то же самое говорила нам и монахиня, которая прежде была не последним человеком в большом благоустроенном греко-католическом монастыре, а теперь подвизается в православной обители, расположенной в тесной двухкомнатной квартире. Трудно передать словами, какая намоленность царит в той квартирке с храмом в одной из комнат, какой любовью светятся лики (иначе не скажешь) сестёр-подвижниц, украинок и русских... Воистину во вселенской Церкви нет эллинов и иудеев. На западе чёткое деление на своих-чужих и вправду чувствуется. Во Львове заглянули мы в греко-католической храм и попали на проповедь священника. В переводе с западноукраинского смысл её был таков: «В Интернете прочитал я комментарий на российской мове одной девушки. Пишет, что беркутовцы стоят в оцеплении без оружия, истекая невинной кровью, как Христос. Это не так! Кровь их вовсе не за Христа!» Можно было так понять, что кровь боевиков майдана более христианская, чем у беркутовцев. Что меня поразило: православный с виду батюшка (в таком же облачении, как у нас в храмах), ничтоже сумняшеся, взялся разделять кровь убиенных – какая из них «правильная», а какая нет. Умом логику его понять можно, а душой... В тот же вечер 18 февраля, выйдя из униатского храма, пошли мы дальше по городу и близ памятника Шевченко наткнулись на местный «евромайдан». В присутствии униатских священников и монахинь кто-то со сцены скандировал: «Слава нації!», а толпа отвечала: «Смерть ворогам!!» Затем звучало: «Кров на руках Януковича. Господь ні йому, ні його дітям, ні його роду не пробачит цієї крові...» Услышав это, вздрогнул. Вспомнилось, что рассказывал мне отец про бандеровцев. В начале 50-х его призвали на срочную в ВВ, отправили в Карпаты. И на привалах замполит показывал фотографии казнённых бандеровцами людей, в том числе детей, – поймав «москальского запроданца», они вырезали всю семью, чтоб «не було його роду». Узнай толпа, что среди них стоит сын «краснопогонника», воевавшего с «героями Украины»... То, что мой отец всего лишь выполнял приказ, тут явно никого бы не тронуло. Спустя шесть дней на эту же сцену приведут военнослужащих из львовского подразделения «Беркут» и поставят на колени под унизительные выкрики и бросание предметов из толпы. А ведь они тоже выполняли приказ, защищая законность. Конечно, «майдан», националистический УНА-УНСО – это далеко не весь народ. В тот вечер, миновав толпу у памятника Шевченко, мы пошли дальше – и увидели: город живёт своей жизнью, по улочкам гуляют люди, в кафешках сидят влюблённые парочки. Но когда город заснул, отряд боевиков захватил обладминистрацию, здание МВД с оружейным складом, и в Киев отправились автобусы с вооружёнными «революционерами». Как мне видится, трагедия заключена в том, что уверенные в своей исключительности люди на первых порах легко побеждают тех, кто нравственно не может ответить кровью на кровь. Уже в Киеве был у нас разговор с одним церковным человеком, коренным киевлянином. Прежде он воевал в Афганистане в одном из подразделений ГРУ. На вопрос, пойдёт ли он защищать Печерскую лавру от захвата боевиками, бывший грушник ответил: «Смерти я не боюсь. Пуля, предназначенная мне, давно уже пущена... Но глупо умирать не хочу. Посмотрите сами, как налажена охрана Лавры. Стоят старушки. А нужны караулы у каждого входа, отряд быстрого реагирования, оперативный штаб, видеонаблюдение, дозоры на уличных перекрёстках... Это же элементарно!» По-своему он, конечно, прав. Ведь монастырь и вправду защищается, по сути, одной только молитвой. О том, что происходило 24 февраля, рассказала мне раба Божья Раиса, которая с другими пожилыми женщинами по очереди дежурила у ворот Киево-Печерской лавры: – Подъехала машина, вышли молодчики, стали облачаться в военную бронь. Я встала на колени, уговариваю: «Мальчики, это ведь Божья обитель, а вы сюда с оружием! Побойтесь Бога!» А ихний старший меня – в сторону, чтобы я с этими парнишками не могла говорить... Вместе с Раисой у ворот дежурит и читает акафисты раба Божья Любовь. В Лавру она ходит уже двадцать лет. И тоже видела, как явились боевики, а потом ушли. И успокаивала меня: – Не бойтесь, Бог поругаем не бывает. Когда монголо-татары шли, их главный хан говорил: «Не разрушайте русских святынь, потому что ихний Бог вас накажет». И они не покушались. А когда хан Батый пошёл против православия, тут же их иго и прекратилось. Если даже Господь попустит им победу, всё равно она продлится не так долго. Старец сказал, что сейчас идёт очищение. Это как нарыв. Вот прорвался он, грязь вышла, а потом-то зарастёт. Конечно, жалко всех людей, особенно тех, кто на майдане. Они не понимают, что делают. Упиваются бунтарством, как вином. А первый революционер кто? Денница-Люцифер. Прости нас, Господи... Может, права эта православная женщина? Ведь зло всегда пожирает само себя. И нужно выстоять то время, что отведено ему. Выстоять самому и суметь защитить свои святыни. У СВЯТЫХ ВРАТВо время поездки по Украине на два дня остановились мы в Почаевской лавре. Ходили на службы, прикладывались к святыням. Молились об убиенных в Киеве. Каждый день в 21.00 по местному времени читался акафист Казанской Божией Матери о спасении Украины – по призыву афонских монахов и благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского. За толстыми стенами этого форпоста православия в Западной Украине мы не знали, что происходит вокруг. Наконец 21 февраля я не выдержал и, включив смартфон, заглянул в Интернет, а там на всех сайтах пишут: «Евроинтеграторы заблокировали подъезды к воротам Почаевской лавры и скита Святого Духа. Дорога, ведущая в обитель, завалена горящими шинами. У них греется около сотни боевиков с битами и огнестрельным оружием...» Странно. Иду в городок – никаких боевиков. Один прохожий объяснил: рано утром шины жгли ребята из местной самообороны, на въезде в Почаев, чтобы не допустить боевиков из Тернополя. «Гостей» ждали и монахи. Когда мы пошли на автобус, чтобы отправиться дальше, в Киев, напротив монастырских ворот увидели погрузчик, приготовленный для блокировки прохода. Двое отцов, используя сварочный аппарат, укрепляли ворота. Как нам сказали, «на всякий случай». Ведь попытки захвата обители греко-католиками были и прежде. Идём к остановке и над одним из домов, как раз напротив Лавры, видим поднятый чёрно-красный бандеровский флаг. На крылечко выходит парень спортивного вида. Хозяин дома? Он достаёт телефон и... фотографирует Лавру. Нет, приезжий, местный бы не стал фотографировать. Штаб у них, что ли, в этом доме? Значит, штурм всё-таки будет? Спустя несколько дней, 25 февраля, провокация случилась. Из Тернополя приехало шесть автобусов с раскольниками-«филаретовцами». Святые врата Лавры были уже заранее закрыты, в церковке над ними служился акафист. Братия, паломники и приехавшие по зову защитники-добровольцы образовали плотную живую стену, стояли молитвенно на коленях. Поняв, что в этот день ничего не удастся, приехавшие помолились у памятника Степану Бендере, что поставлен в сквере недалеко от Лавры, и уехали восвояси. Давая интервью, насельник Лавры, иеромонах Захария (Кимлач) нам сказал: «Недавно наш владыка и братия с чудотворной иконой «Почаевская» и другими святынями летали на самолёте вокруг Украины крестным ходом, читали акафисты. Если мы бы знали, что всё нам попускается за грехи, если бы все помолились соборно, то Господь остановил бы преступления. Всё зависит от каждого из нас, нашей молитвы. Матерь Божия тоже молится, здесь удел Её, и Она не допустит. Как бы ни хотелось тёмным силам, с Божьей помощью в Великий пост люди начнут каяться, и пройдёт это...» Пресвятая Богородице, моли Бога о нас! Михаил СИЗОВ |