ВЕРТОГРАД РУССКИЙ АПРАКОСРазмышления на Евангельские чтения Заповедь для первых6 апреля Мк. 10, Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (35-45). Господь предостерегал от возношения и от самообольщения. Считающие себя духовно здоровыми и праведными сразу выпадают из числа тех, к кому пришёл Господь. Но как трудно победить желание быть первым! Даже узнав о предстоящей катастрофе, ученики протискиваются поближе к Господу, чтобы сесть одному по правую сторону, а другому по левую в славе Его. И Господь снова напоминает главное правило, которое никогда не подведёт: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою…» Протоиерей Вячеслав Резников Когда мы читаем эти евангельские строки, мы как бы в зеркале узнаём себя, ибо Господь говорит нам о кресте, а мы думаем только о своём. Он нам говорит о Божеском, а мы думаем о человеческом. Мы хотим, чтобы вера, как лекарство, которое дают от боли, нас успокаивала и умиротворяла. Господь нам говорит: «Если кто хочет быть рядом со Мной, тот должен быть готов пить чашу скорби, страданий, служения». Это значит принимать крест, на котором мы распинаем господство греха в человеческом сердце. Вот тогда-то мы узнаем, что вера наша – не тёплое место за печкой, а трудный путь, который Господь назвал узким. Протоиерей Александр Мень До конца земной жизни Спасителя Его ученики так и не смогли избавиться от фарисейских представлений о Мессии как о политическом вожде, который избавит еврейский народ от римского ига и подчинит ему весь мир. Желание славы даже в Царстве Небесном соединено с желанием господствовать над другими. В миру большую славу имеет тот, кто больше властвует. Законом жизни в Царстве Небесном является смирение по примеру Самого Христа. Кто хочет быть большим, должен быть всем слугой, а кто хочет быть первым (т. е. самым большим), должен быть уже рабом, т. е. принадлежать другим. Монах Константин (Сабельников) Господь восходит в Иерусалим. Мы сегодня представляем собою ту же самую картину, как некогда ученики Его. То же несовершенство владеет нами, те же страсти обуревают, мы ужасаемся и мятемся, друг другу завидуем, а иные просят себе каких-то несуществующих почестей… Не хотим принять ту силу, которую Он нам дарует каждый день, ибо мы становимся христианами не для того, чтобы выделиться друг от друга или от остального мира! Мы приходим ко Христу для того, чтобы испросить и получить у Него силу служить другим. Быть последними, быть рабами среди этого мира, для того чтобы некоторые спаслись. Иеромонах Василий (Росляков) Иисус, постоянно находившийся среди толпы, был одинок. Его не понимали ни родственники, ни друзья. В сходном положении хотя бы раз в жизни оказывался любой человек: вокруг тебя – хорошие, добрые люди, но они не слышат тебя, а их попытки утешить причиняют ещё большие душевные муки. И когда мы окажемся в такой ситуации, будем помнить: Христос прошёл и через это, у нас нет права упрекать Его в том, что Он оставил нас. Священник Феодор Людоговский Демократические правители переживают своё избрание как всенародное признание собственной исключительности. Во всеобщем поклонении, восхищении и заискивании они находят подтверждение своего права на власть, господство и личные привилегии. Актом избрания «власть народа» исчерпывается. Взяв в свои руки власть, избранник выходит из-под контроля избирателей и может не соблюдать данных им обязательств, поскольку обратного хода нет. Власть, данная «на время», берётся «навсегда». Происходит переворот: избранник становится узурпатором. Его ответственность декларируется, но не осуществляется. Инструменты общественного контроля и протеста оказываются мнимыми. Жёсткая вертикаль власти работает только в одном направлении – сверху вниз. Демократия сбрасывает кожу, порождая касту бюрократии, известную под названием «номенклатура». Христос никому не завещал обладания человеком, его личностью, его жизнью и судьбой, его совестью и свободой. Такое господство ведёт к подавлению и насилию. Такую власть Бог не оставил Себе Самому, даровав человеку абсолютную свободу выбора: свободу нравственного выбора, свободу жить или умереть. Он ценил человеческую свободу и запретил Своим ученикам власть обладания. Христос заповедал иную природу власти: не формальную власть, возвеличивающую большего над меньшим, а реальную власть, смиряющую себя жертвенным служением меньшему с любовью и ответственностью за того, кого любишь. Апостол Павел не признавал божественность кесарей. Религиозно-нравственное оправдание власти он указывает не в божественности власти, а в её служении: «Архонты – служители Божии». Такое понимание власти закрепилось в терминах христианской государственности. Царь – помазанник Божий, министр – слуга, депутат – посланный и т. д. Такое понимание власти, чуждое дохристианскому Риму, было воспринято сознанием Церкви: «Пастырей ваших умоляю я... пасите Божие стадо... не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду». Священник Павел Адельгейм |