ХРОНОГРАФ ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОКУ сына в школе – последний звонок. Задолго начали готовить в школе к этому дню программу, решив гостям представить постановку на историческую тему. Один за другим идут перепевы песен первых лет советской власти: сначала на импровизированной сцене появляется Чапай, далее выпускники поют под «Белую армию, чёрный барон», младшеклассники в красных косынках и с флажками в руках исполняют номер под музыку из «Неуловимых мстителей». А учителя спели на мелодию «Генералов песчаных карьеров». Смотрел и думал: чтоб нарисовать картинку той эпохи, взяли самые яркие произведения и… случайно ли все они, так или иначе, оказались посвящены «классовой борьбе», социальной справедливости. Ведь дело не столько в запоминающейся мелодике, сколько в том, что, как сейчас говорят, именно они «бренд» того, послереволюционного, времени. Заводы – рабочим, землю – крестьянам! Заметьте: не деньги, а средства производства! «Радуюсь я. Это и мой труд вливается в труд моей республики!»... Пусть бедность, но – справедливость! И похоже, сегодня коллективное бессознательное не отвергает идеи, которые захватили народ в начале ХХ века. Много было в 20-е годы песен и идей, но остались те, что наиболее отразили дух времени – пусть и извращённую большевиками идею переустройства мира на началах справедливости, – тогда она объединила людей. Бывают такие эпохи, когда общество делает настоящие исторические рывки, и происходит это, когда оно бывает одушевлено каким-то общим смыслом. Не только воинство требовалось для собирания Русской земли в XV–XVI веках – нужны были нравственный идеал и направляющая идея. И вот фигура Сергия Радонежского и идея Москвы как Третьего Рима стали той силой, которая создала нашу державу. А в веке XIX наших предков уже вдохновляла идея славянского единства... Но от высокого и большого вернусь к последнему звонку: вот входит во взрослую жизнь очередное поколение, наши дети… Какую идею мы передаём им? Чему служить им? Во что верить? В 90-е оголтелые либералы-гайдаровцы вбросили лозунг: «Обогащайтесь!». Мечтали, как они говорили, «поменять ментальность россиянина». Затея, чуждая нашему характеру, нашему историческому опыту, провалилась. Хотя кривые ростки-грязные следы остались, запутали практически целое поколение. И по сей день молодёжь, согласно социологическим опросам, главным в своей профессиональной деятельности считает прибыток, а не содержание. Многих до сих пор подкупает идея халявы, все эти лживые «МММ», переродившиеся в современный «форекс», – займи рубль, вложи и получи десять; лишь бы не работать по-настоящему… Мы не смогли научить своих детей трудиться. Владимир Даль определяет труд как то, что «требует усилий, старанья и заботы; всякое напряжение телесных или умственных сил; всё, что утомляет». Вот этого – утомления, напряжения – дети бегут как огня. У сына не было в школе уроков труда. Не удалось толком приучить его к труду и дома, потому что выносить мусорное ведро да время от времени мыть посуду – это не дело, а так, поделье. Нам он транслировал мысль, которой его научили в школе: что учёба и есть его главный труд. Но и учёба была вдоволь сдобрена компьютерной развлекаловкой. Недавно на одной телепередаче, где обсуждался детский отдых летом, я спросил чиновника от образования, сколько трудовых лагерей будет нынче открыто. Ни одного! В школе запрещают мыть пол, как это делали мы в своё время, и это было для нас после уроков пусть утомительно, но совершенно естественно. Более того, помню, в 16-й кировской школе по инициативе директора Вл. Патрушева, энтузиаста трудового воспитания, был открыт учебный цех завода «Физприбор», где мы работали. Цех-то учебный, а плановые задания были самые настоящие, и токарные станки тоже, и «направляющие», которые мы вытачивали – дело довольно однообразное, – шли в «большое» производство для изготовления школьных верстаков. Да, навыки токарного дела мне не понадобились в жизни, как и большинству моих одноклассников, поступивших в вузы (в 70-е это была одна из лучших школ города). Но я понял, что такое интенсивный труд рабочего, и на всю жизнь пропитался уважением к нему. Наверно, не только труду я не смог научить сына. Ещё, например, молиться. Когда он был поменьше, ходил с нами, родителями, на богослужения; потом, видно стесняясь нас, стоял на ночной пасхальной службе отдельно и уже не достаивал её до конца. А нынче, сославшись на усталость от подготовки к ЕГЭ, и вовсе не пошёл… Конечно, я знал про сложный переходный возраст, но почему-то думал, что уж мой-то сын сумеет избежать отхода от Церкви. Не вышло… Но тут-то я хоть могу сослаться на то, что сам худой молитвенник, к молитве и церковной службе сызмала не приучен, и оттого научить других по-настоящему не мог. А ведь к труду-то меня именно с детства приучали… Смерть Советского Союза совпала по времени с уничтожением настоящего отношения к труду. Случайно ли это? Нет, потому что именно великая идея труда и связанного с ним справедливого распределения лежала в его основе. Всё рухнуло, когда труд перестал достойно оплачиваться (помните циничное присловье 80-х: «Государство делает вид, что платит, а я делаю вид, что работаю»?); хищники, в мгновения загребавшие целые состояния, полностью дискредитировали его созидательный смысл. И вот – такая жутковатая цифра – сегодня Отечество на заграницу готовы запросто поменять 37 % молодых россиян… Из соцопросов примечательно ещё, что именно выросшее в 90-х поколение нынешних 30-летних менее всего ценит справедливость. Если наверху ценностной пирамиды стоит не производство, а потребление, то, как результат, материальное благосостояние будет цениться гораздо выше свободы. Молодёжная среда чётко отзеркаливает то, какими идеями жило и живёт общество. Говорят, у монаха должно быть два крыла: труд и молитва. Но это и основа жизни любого мужчины. Два вектора: выстраивание жизни по горизонтали и по вертикали. Мы оставляем молодым мир гораздо более искривлённый и лживый, нежели в котором жили сами. Для нас был Бог насильно сокрыт, но Его свет, как в Луне, отражался в идеях справедливости, честного труда, служения. Теперь же Бога не «запрещают», но дело обстоит куда хуже – Он фактически изгнан из повседневной нашей жизни. Не труд, а деньги стали богом. Что же? Неужели ничего не исправить? Наверно, труду уже учить поздно, тут, как говорится, нужно было начинать, когда ребёнок поперёк лавки лежал. Теперь уже, если что, только жизнь научит. Да, может, и подальше надобно таких учителей держать. Ведь, согласно всем опросам, хоть старшее поколение и считает, что для страны всего нужнее рабочие профессии (так считает 37 процентов), строители, учителя, итнженеры, однако своих детей мы готовы прежде всего видеть юристами, чиновниками, банкирами… Но есть то, что я могу передать детям – драгоценное, – это какой-никакой свой опыт взаимоотношений с Богом. На этом пути у меня немало было ошибок, но именно в них – наше главное богатство. Ну и, конечно же, ведь были и такие счастливые минуты, ради которых стоит жить. Мы знаем, что такое Его милость. Так что, хоть и прозвучал последний звонок, рано нам уходить в запас. Есть ещё чему детей научить – вот только найти бы правильную интонацию и нужные слова… Этот звонок на самом деле – не об окончании, а на перемену. Самые главные уроки ещё впереди. Игорь ИВАНОВ |