ВЕРТОГРАД РУССКИЙ АПРАКОСРазмышления на Евангельские чтения Чтобы никто не узнал27 июля Мф. 9, 27-35 Когда Иисус шёл оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нём по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле (27-33). Обращает на себя внимание запрещение, сделанное Господом прозревшим слепцам, чтобы они никому не говорили о том, какое чудо сотворил Он с ними. Этим Господь научает и нас не трубить пред людьми об оказанных нами кому-то благодеяниях, не искать прославления за свои добрые дела от людей, а быть скромными и смиренными, относя всю славу к единому Богу, Которому по праву принадлежит похвала, честь и прославление. Архимандрит Кирилл (Павлов) Конечно, было бы лучше для исцелённых, если бы они в простоте сердца исполнили заповедь Господа буквально, сохраняя чудо Его милости в молчании за послушание к Нему. Дело Божие стало бы известным всем и без них; но, видно, радость их просилась наружу, и от избытка сердца говорили их уста... Слепых, конечно, знали соседи и не могли не спросить их: как они стали зрячими? И исцелённые не молчали «не по ослушанию, говорит блаж. Феофилакт, но по чувству благодарности». И милосердный Целитель покрыл это их непослушание Своим бесконечным снисхождением. Епископ Мефодий (Кульман) Когда Христос вошёл в дом, слепые последовали за Ним и там подошли к Нему. Оттого что Он не ответил им на улице, они вынуждены были войти за Ним в дом. Святые отцы видят в этом особый смысл. Рано или поздно каждый из нас должен встретить Христа наедине. Хорошо молиться в храме со всеми, при большом стечении народа, когда великий праздник и общее торжество невольно захватывают нас. Но в конце концов каждый должен встретиться лично со Христом, и это имеет решающее значение. Будет ли это в храме, или в домашней нашей молитве, или когда нас посетит беда. Сам Господь ищет, чтобы это с нами произошло. Двери Христовы всегда открыты для тех, кто неотступно следует за Ним. Но эта встреча со Христом должна быть сокровенной. Потому-то, когда слепые прозрели, Христос строго сказал им: «Смотрите, чтобы никто не узнал». Протоиерей Александр Шаргунов Отшельники и аскеты добровольно отказывались от дара речи, принимали на себя подвиг безмолвия, проходили жизненное поприще, опустив очи долу, чтобы не осквернить сердце своё даже невольным осуждением. Они, не в пример нам, знали, что невинный греха не увидит. Им было ведомо, что подозревать любую гнусность в другом человеке я могу только тогда, когда такая же гнусность есть и во мне. Каждый из нас знавал времена, когда с языка его срывались только слова благословения и благодарности. Потому что каждый из нас хоть раз в жизни был влюблён. То есть хотя бы однажды каждый из нас смотрел на другого, до тех пор чужого, человека как на ангела. Ибо для влюблённого нет изъянов в предмете его любви. И если, не дай Бог, влюблённость умирала, тогда – будто «розовые очки» падали с глаз: человек видел бывший предмет своей любви, как ему казалось, в «истинном свете». То есть, говоря проще, все грехи и недостатки, все изъяны и пороки из мрачных подземелий души вылезали наружу и представлялись истиной, подлинной правдой о человеке. Прав ли я, когда вижу в человеке только одни достоинства? Или на самом деле правда о человеке – это точное знание его грехов и падений? И сам человек в сумме своей не ангел, а зверь? А если это так, то неужели Христос принял страшную смерть на Кресте за жестокое и коварное животное? Душа отказывается верить в это. Разум не может принять эту так называемую «истину». И что бы ни говорил мне мой жизненный опыт, я лучше вновь надену «розовые очки», я скорее приму мечту за реальность, чем стану вслед за сатаной утверждать, что грех человеческий, что подлость людская обессмысливают Великую Голгофскую Жертву. То, что видят глаза наши, открывается им в меру нашей веры. Если мы веруем, что Бог сотворил мир для блаженства человеческого, для радости своего любимого творения, то и глаза наши видят всё в свете этой верующей любви. Священник Сергий Ганьковский Смиренная сила1 августа Лк. 6, 17-23 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого (17-22). Бог, призывая нас в Своё Царство, возвестил: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его». Поэтому Иисус заповедал и Своим ученикам: «Оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше». Для любой войны нужны совет и сила. «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силён ли он». Царь Давид знал силу Божию. Он говорит: «Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь». Проявление силы может совершаться даже при наличии физической немощи и болезни в человеке, как это было одно время с апостолом Павлом. Господь и ныне ждёт, чтобы мы понуждались в Нём, ибо только в общении с Ним секрет нашей силы и победы. Дух Святой – это сверхъестественная сила, которая проявляется в действиях знамений, чудес и исцелений, в изгнании бесов, в силе Слова, способного полностью изменять жизнь человека, в пророчестве, иных языках. Дух Святой – это сила любви, преобразующая людей, делающая малодушных мужественными, робких дерзновенными, сомневающихся уверенными, вдохновляя их на подвиги лишений и страданий, на жертвы для исполнения воли Божьей. А. Гула Блаженнымим в античности, прежде всего, характеризовались боги. Считалось, что только боги блаженны, поскольку в человеческой жизни счастье всегда сменяется скорбью. Святой Григорий Нисский блаженство определяет следующим образом: «Блаженство есть совокупность и полнота всего, что желается как благо, без единого недостатка и препятствия. Последователи Христа не только ждут блаженства как будущего, но оно присуще их душе как настоящее, поскольку в них присутствует Сам Христос». Другими словами, блаженство – это та внутренняя, неэмоциональная радость, которую человек обретает в этой жизни и которая переходит с ним в вечность. Протоиерей Александр Глебов Первыми словами Христа к народу на горе были слова о блаженствах. Блаженны те, сказал Он, кто признаёт свою духовную бедность и чувствует нужду в искуплении. Евангелие открывается не гордым духом, не тем, кто считает себя богатым, ни в чём не нуждающимся, но смиренным и кающимся. Для очищения греха был открыт только один источник, к нему могли припасть лишь нищие духом. Гордый сердцем пытается заработать спасение, но Господь не может исцелить человека до тех пор, пока тот не убедится в своей слабости, не освободится от всякого самодовольства и не вверит себя Божьему водительству. Только тогда он может принять дар, который Господь хочет дать ему. Душе, сознающей свою нужду, ни в чём не будет отказано. Если нам присуще смирение нашего Господа, мы сможем подняться выше обид, резких выпадов в наш адрес, каждодневных неприятностей – всё это перестаёт омрачать наш дух. Высшим доказательством великодушия христианина является самообладание. Тот, кто, подвергаясь оскорблениям или жестокости, теряет спокойствие и доверие, лишает Бога возможности явить в нём Свои совершенства. Смирение – это сила, благодаря которой последователи Христа одерживают победу; она является признаком их принадлежности к Небесному Царству. Е. Г. Уайт Благодать даётся в раздаянии3 августа Мф. 14, 14-22 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей (14-21). Мы читаем то и дело о чудесах Христовых и ставим перед собой вопрос: почему в те времена такое было возможно и так мало чудесного видим мы в наши дни? На это можно ответить три вещи. Первое – что мы не видим тех чудес, которые нас окружают; всё принимаем как должное. Мир, дружба, любовь – это же всё сплошное чудо! Купить их – нельзя; принудить кого бы то ни было дать нам своё сердце – невозможно; а столько любви, столько дружбы вокруг нас! И другое, к чему призывает Господь Своих учеников: дайте всё, что у вас есть... Ученики не оставили себе отдельного хлеба или отдельной рыбы. И, потому что они всё отдали, водворилось Царство любви, Царство, где Бог может действовать неограниченно, свободно, и все насытились. И к нам обращён этот призыв: когда мы увидим нужду – отдадим всё, и всё будет хорошо... Митрополит Антоний Сурожский Господь напитал пять тысяч, а может, были среди них такие, которые потом кричали: «Распни его!» Этим Иисус Христос показывает нам, что любовь его безгранична, и Он пришёл спасти не только душу, но и тело. А для этого нужна апостольская вера, потому что именно апостолы нам подали яркий пример, когда последовали за Христом, не имеющим ни жилья, ни богатства. И можем видеть другую «веру» – тех, кто, насытившись, ушли от Христа навсегда. Следовательно, вера не есть плод чудесных видений и исцелений. Но как творилось чудо? Не так, чтобы вдруг возникли горы еды, но по мере того, как совершалось раздаяние. Как пламя от одной свечи умножается, когда раздаётся тысячам другим свечам, так и благодать и то, что по благодати растёт, когда раздаётся. Иеромонах Руфин (Баранников) Он внушал ученикам, чтобы насытили народ словом истины, потому что ученики не имели вещественного хлеба и никак не могли накормить пять тысяч народа. Словами «дайте им есть» напоминает, что апостолы прежде всего должны позаботиться о духовном насыщении, это – первая забота о душе. Вторая забота – о теле. Господь указывает, что она должна быть удовлетворена около Него. Смысл чуда насыщения тот, что человек в трудах, радости, печали должен жить через Него и в Нём. Все подробности порядка насыщения приводятся затем, чтобы показать, что Господь и в земном устроении жизни всё предусмотрит, как мудрый Созидатель, и удовлетворит потребное, как любящий Отец. Святитель Василий Кинешемский Число хлебов и рыб и число коробов имеет ещё и свой таинственный, внутренний смысл. Пред Своею смертью Господь назвал благословлённый хлеб Телом Своим. Пять телесных чувств представляют всё тело. Рыба означает жизнь. В первые века существования Церкви Христос изображался в виде рыбы. Итак, Христос отдаст Тело Своё и жизнь Свою в снедь людям. Но почему рыб было две? Потому что Господь и в Своей земной жизни принёс Себя в жертву, и после воскресения приносит в Церкви Своей доныне. То, что Он лично преломил хлебы, означает, что Он добровольно приносит Себя в жертву ради спасения людей. Почему Он дал хлебы и рыб ученикам? Потому что они воистину будут разносить Христа по всему миру. Что означает именно двенадцать коробов кусков? Обилие жатвы с трудов апостольских… Святитель Николай Сербский (Велимирович) |