ВЕРТОГРАД

МЛАДЕНЕЦ ДО РОЖДЕНИЯ

Соблазны и дурные привычки весьма заразительны и часто закладываются в подсознание человека ещё до рождения. Впрочем, и добрые навыки укореняются в душе прежде появления на свет. Восхваляя премудрость Божию, пророк Давид восклицает: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои…» В ХХ столетии учёные смогли приблизиться к научному пониманию этого библейского прозрения. Действительно, то, что происходит внутри матери, иначе как чудом не назовёшь.

По мысли выдающегося хирурга, архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, духовная энергия, энергия любви Божией является прародительницей всех форм физической энергии и самой материи. Благодать Святого Духа действует по неписанным божественным законам, вне нашего пространства и времени. Поскольку «дух направляет развитие тел человеческих в соответствующих себе формах», то дети перенимают от родителей как физические и психические, так и духовные свойства. «Врождённые внешние формы становятся всё более ярко выраженными в постэмбриональной жизни по мере развития духа в том или ином направлении», – заключает святой врач.

Его позицию интересно сопоставить с новейшими научными гипотезами. В середине XX в. отечественный учёный

А. Г. Гурвич предположил, что геном несёт особую смысловую информацию обо всех наших предках. Она закодирована в ДНК в виде биологического поля и материального вещества. Современные исследования доказали, что это биополе задаёт генам программу их работы и, таким образом, направляет рост и развитие органов и тканей. Волновой образ, созданный биополем, постепенно «заполняется» делящимися клетками, подобно тому как литейная форма заполняется сталью.

Не исключено, что биологические поля участвуют и в наследовании духовной информации при зачатии. Однако целиком и полностью духовные явления нельзя объяснить с помощью материальных полей. Как справедливо напоминает архимандрит Иоанн (Крестьянкин), «душа есть некий вид энергии, ещё не познанный людьми науки… Она дышит Духом Божиим».

Жизненный путь человека в большой степени обусловлен мотивами и обстоятельствами его зачатия, особенностями протекания беременности и родов, а также условиями, которые созданы новорождённому. Известный в Великобритании психотерапевт Джеоф Грэхэм считает, что опыт, переживаемый человеком во время внутриутробной жизни, в момент рождения и первые несколько часов после него, абсолютно уникален. Американский психотерапевт Эрик Берн в своей монографии «Люди, которые играют в игры» также утверждает, что основа будущей жизни формируется во многом под влиянием отношений родителей к ребёнку и возникает ещё до рождения. Согласно данной теории «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его будущую судьбу». Планировалось ли оно? Если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, с темпераментом, разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии? В жизненном сценарии будущего ребёнка могут отразиться все эти качества.

Как правило, существует несколько мотивов, следуя которым, родители сознательно принимают решение зачать младенца. Конструктивные способствуют укреплению семьи, благополучному рождению и развитию ребёнка. Отрицательно сказываются на семье, здоровье и развитии ребёнка деструктивные или относительно деструктивные мотивы его зачатия:

– укрепить отношения в семье («привязать» к себе мужа, предотвратить его уход и т. п.);

– заставить партнёра жениться;

– родить, «чтобы был хоть один близкий человек», о котором надо заботиться;

– показать родственникам, что стал(а) взрослым и независимым человеком;

– вынудить родителей смириться с браком;

– родить «для здоровья»;

– получить иные материальные выгоды;

– изменить социальный статус в свою пользу.

Интересное мнение высказывает президент Французской ассоциации пренатального воспитания Андрэ Бертин. По её словам, в момент зачатия сильнейшие, глубоко личностные переживания и чувства родителей генерируют мощное биологическое поле. Оно влияет на каждую клеточку их тел, включая те, из которых образуется зародыш. Недаром народная мудрость гласит, что самые прекрасные и счастливые дети – это дети настоящей супружеской любви.

Как желание или нежелание родителей иметь ребёнка отражается на его судьбе и здоровье? Это огромная и, к сожалению, очень острая тема. Реакция отца и особенно матери на беременность оказывает сильнейшее влияние на ребёночка.

Допустим, ребёнок «не ко времени», «не к месту». Первые признаки беременности мама воспринимает с ужасом, а папа – с раздражением. У малыша подсознательно возникает чувство отверженности. После рождения такие дети часто задают вопрос: «Мама (папа), а ты меня любишь?» Нежеланный, «случайный» ребёнок на протяжении всей своей жизни будет отстаивать своё право на существование.

Дети от нежеланной беременности нередко становятся преступниками, испытывают трудности в общении с другими людьми. Анализ медицинских карт группы детей и подростков с плохим состоянием здоровья показывает: большинство из них родилось от незамужних женщин или от матерей, испытывавших стрессы по поводу семейных неурядиц. Тот, кто прошёл «первую школу ненависти и отвержения ещё в лоне матери», может носить эти чувства в своём сердце и «пользоваться» ими.

Однажды я консультировал пациентку, назову её Валентиной. Перед зачатием своего младшего сына она по настоянию мужа сделала аборт. Но ей очень хотелось родить ещё. И вот беременность наступила. Валентина четыре месяца не сообщала мужу: боялась, что опять придётся её прервать. А когда супруг узнал, то страшно рассердился. Но главное, что недовольны были мать и свекровь Валентины. Её поддержал только родной отец. «Помню день, который никогда не сотрётся из памяти, – рассказала мне Валентина. – У нас гостила моя свекровь, пришла моя мать, и вместе с моим мужем они втроём стали ругать меня за упрямство. Я плакала у окна, и мне казалось, что он там, внутри меня, тоже плакал. Я думаю, именно в тот день у сына чётко сложилось отношение к отцу и двум своим бабушкам. Он всегда почтительно-холоден к ним. А своего деда он искренне любил и находил с ним общий язык. Мой супруг любит сына, но душевной, сердечной близости у них нет. Даже когда отец хочет его поцеловать, тот вежливо уклоняется от объятий.

Во время беременности я часто оставалась дома одна, ласково беседовала со своим маленьким. И в ответ он легонько толкался, словно давая понять, что услышал меня. Эта нежность и внутренняя связь сохраняются до сих пор. До чего же схожи наши натуры, реакции, интересы и предпочтения! Надо быть очень внимательным и очень искренним, когда носишь ребёнка под сердцем».

Дети ещё до рождения «чувствуют», как к ним относятся близкие, ждут ли их, любят ли. Уже во чреве матери они «догадываются» о предательстве, злобе или лукавстве тех, кто решает их судьбу. Посеянные семена дают всходы не сразу. Что же мы сеем: пшеницу или плевелы?

В мае 2007 года в Москве проходил Всемирный конгресс «Внутриутробный ребёнок и общество». Был принят Московский манифест пре- и перинатальной психологии и медицины. Вот ряд его положений:

1. Неродившийся ребёнок является человеком с его собственными эмоциями, восприятием и функционирующей памятью. Его жизнь начинается с зачатия, а предварительные условия появляются даже раньше.

2. Условия пренатальной жизни содействуют или препятствуют проявлению генетических способностей и талантов.

3. Стресс беременной матери может иметь в будущем длительное воздействие на ребёнка и взрослого и способствовать возникновению депрессии, аутизма, психосоматических симптомов, предрасположенности к гиперактивности и т. п.

4. Пренатальная (дородовая) и ранняя постнатальная (послеродовая) стадии развития в большой степени определяют нашу биологическую и психологическую структуру. Дородовый опыт влияет на формирование структуры мозга.

5. Семья и общество играют главную роль в создании достаточных условий для развития человека с момента зачатия…

6. Все родители, включая беременных, должны иметь доступ к медицинской и психологической заботе и знаниям.

7. Пренатальная и ранняя постнатальная стадии развития обеспечивают уникальную возможность для улучшения условий жизни человека в обществе.

К сожалению, теория и практика некоторых альтернативных центров пренатальной подготовки явно противоречат христианству (например, идея перевоплощения душ, применение гипноза, наркотиков). Всё это сопряжено с языческими культами, восточно-мистическими учениями и поэтому крайне опасно для духовного здоровья человека.

Очень много нареканий экспертов вызывает трансперсональная психология Станислава Грофа. Его теорию и практику напрямую связывают с бесовщиной, справедливо обвиняя в духовной неразборчивости и всеядности. По мысли видного представителя отечественной христианской психологии Б. С. Братуся, «методы трансперсональной психологии рассчитаны на то, чтобы фактически вломиться с чёрного хода в духовное пространство, сломив естественные защитные силы, получить доступ к его богатствам… Но духовное пространство не однородно. В нём присутствуют силы разных оттенков, есть Свет и тьма. И, беря что попадя, лишь бы это было "духовным", мы можем нанести непоправимый вред своему развитию».

Приверженцы нетрадиционного пренатального воспитания отстаивают необходимость «постоянного контакта» матери и плода. Женщину вводят в изменённое состояние сознания, иногда эйфорию или гипноз, что категорически противопоказано при беременности.

Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов, вместо того чтобы самим спеть песню и насладиться любимой музыкой. Рисуя световым лучом буквы и цифры на своём животе, они надеются, что смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребёнок нуждается во впечатлениях, которые получает в материнской утробе. Но оправданны ли столь изощрённые мероприятия? Природа не приемлет насилия. Воздействие с целью ускорить психическое развитие дитя в утробе разрушает его нервную систему. Специалисты резонно возражают, что не надо путать стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием.

Любые воздействия на беременную женщину и её ребёнка обязаны подчиняться основному принципу медицины «не навреди». Значит, из огромного арсенала предлагаемых манипуляций следует выбирать безвредные, полезные. И здесь требуется совет не только опытного врача, но и пастыря. Будущие родители должны заранее определиться, как именно готовиться к рождению ребёнка.

Если же что-то вызывает внутренний протест, сомнения и опасения, доверьтесь своей интуиции. Помните: ответственность за благополучие и здоровье ребёнка несёте именно вы!

Слава Богу, сейчас открыты семейные школы и курсы для супружеских пар, где трудятся православные священники, педагоги и психологи. Что же советуют делать будущей матери? «Если носящая в чреве мать волнуется и расстраивается, то зародыш в её утробе тоже беспокоится, – напоминает старец Паисий Святогорец. – А если мать молится и живёт духовно, то младенец в её чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должна творить Иисусову молитву, читать Евангелие, петь церковные песнопения. Но и близкие тоже должны быть внимательными, чтобы не расстраивать её».

Созвучно мыслит и митрополит Антоний Сурожский. По его словам, чрезвычайно важно, чтобы беременная женщина читала или пела молитвы про себя и вслух. То же следует делать и после рождения ребёнка. Это питает его духовную жизнь.

Итак, если до и после зачатия женщина исполняет предписания Православной Церкви, её младенец некоторым образом уже получает освящение. Очень важно, чтобы накануне родов священник отслужил молебен «О женщине перед рождением ребёнка». Какие чудные молитвы сложены к Господу и Божией Матери на «разрешение от бремени»! Пресвятая Богородица не требовала посторонней помощи, но безболезненно родила Сына Божия. Она знает немощь естества людского, и пастырь просит Её помочь беременной женщине благополучно родить, а потом принять дитя и мать под Свой покров, оградить Ангелами сияющими и сподобить младенца, которому надлежит родиться, Таинства святого крещения.

Забота Церкви не ограничивается одной молитвенной поддержкой. По благословению духовника беременные и кормящие постятся не так строго. Послабления в телесном посте желательно восполнять усердием в иных добрых делах (молитве, милостыне, чтении духовной литературы и т. д.). В период беременности одни мамочки часто исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин. Другие мамы, убоявшись духоты и скопления людей, гуляют по бульвару или сидят в палисаднике. И дети потом ведут себя по-разному. Одни младенцы чувствуют себя в церкви спокойно: пространство храма для них «своё», хотя они никогда и не видели его. Другие – беспокоятся, капризничают, тяготятся… Что их так пугает? Это кричат родительские грехи, отворачивают от благодати малютку. У крохи ещё нет ничего своего, есть лишь маленькие семена грехов родителей. И если родители сами не каются на исповеди и не желают жить с Богом, то и дитя их будет бояться Господа, бояться Чаши.

Итак, если родители хотят, чтобы Бог благословил и освятил их дитя, они сами должны горячо молиться за него. Будем же стараться вести себя достойно звания христианина, и тогда на чадах наших сбудется то, что сказал Господь о Своём пророке Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…».

К. В. ЗОРИН,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии МГМСУ,
бакалавр религиоведения, медицинский психолог, врач-терапевт
Журнал «Церковь и медицина», 2010 г.

(Печатается в сокращении)