ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

ЧТО ИСХОДИТ ОТ ЧЕЛОВЕКА

24 сентября
Мк. 7, 14-24.

Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.

Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (15, 19-23).

Это Евангелие – о внутреннем и о внешнем. «Важнее всего, – говорит нам Христос, – то, что внутри, наше сердце». В сердце всё рождается, и всё определяется им. Если сердце доброе, то всё будет добрым. Если сердце злое – всё будет злым. Если сердце чистое – всё будет чистым. Наше сердце никогда не бывает совершенно добрым или совершенно злым, кроме тех случаев, когда враг входит в нас или касается нас благодать Христова. Обыкновенно в нём намешано много всего.

Как часто мир несправедлив, жесток, безжалостен, циничен! Если не хранить своё сердце, можно, живя в мире, уподобиться ему – стать, как он, жестоким, несправедливым, равнодушным к страданиям других. Мы не должны позволять миру изменить нас к худшему, напротив, мы призваны так изменять мир, чтобы и ему через нас передавалась та чистота, которую даёт нам Господь.

Протоиерей Александр Шаргунов

Спаситель сказал: «Из сердца исходят злые помыслы». Сердце всегда считалось центром волевой и чувственной жизни, а ум – это рациональный центр мышления. Но Спаситель знал, что говорил, Он знал человека. И сердце – это гораздо больше, чем чувственный или волевой центр; это самое ядро человеческого бытия. Когда Спаситель говорит: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят», это значит, что не только чувства или воля, а весь человек очищен. Это включает, конечно, и человеческое тело, даже физическое сердце. Я был удивлён, когда мне сказал один доктор: «Знаете, в новое время мы признаём большую роль сердца в нервной жизни человека». А я говорю: «Где же вы были до сих пор? Я это знал и без вас».

Сердце – это весь человек. «Приступит человек, и сердце глубоко», – говорит псалом, так кратко, лаконично. И поэтому если молитва творится только умом, то она поверхностна, несмотря на то что ум – это глубокий орган человека, его души. Но если ум соединится с сердцем, то лишь тогда и сможет единственно функционировать.

Епископ Афанасий (Евтич)

Особенностью иудейской религии были тысячи правил и норм. Когда иудаизм и гностицизм объединялись, даже тело начинали считать нечистым, а естественные потребности тела начинали считаться пороками. Постоянно составлялись длинные списки грехов. Считалось греховным трогать то или это, есть то или это, считалось даже греховным вступать в брак и рождать детей. Осквернялись многие совершенно естественные и даже благие элементы человеческой жизни.

Человек выносит решения и приходит к заключениям, опираясь на две способности. Умом он постигает вещи, совестью он прислушивается к гласу Божьему. Как только он позволит нечистоте заразить свой ум, воображению его рисуются только картины похоти, он извращает все мотивы человеческих поступков, толкует двояко каждое высказывание. Чтобы избежать такой нечистоты, мы должны постоянно ходить и жить в очистительном присутствии Иисуса Христа.

Уильям Баркли

Сначала Господь указывает зло, имеющее основанием греховное тело и направленное на тело и имущество человека: прелюбодеяние, любодеяние, убийство, кражи, лихоимство. Потом называет зло, покоящееся на душевных движениях: злоба, коварство, непотребство, завистливое око. И заканчивает обозначением зла, пронизавшего душу до её основ и перевернувшего её нормальную природу: богохульство, гордость, безумство.

Богохульство, или вероотступничество, есть первый этап истребления души, когда у неё порываются корни питания, связь с Богом как Источником жизни. Человек себя самого, свой ум, волю делает регулятором жизни и свой эгоизм ставит в центре жизни. Это – второй этап истребления.

Но так как извращённая человеческая самость – иллюзорная опора жизни, то, конечно, банкротство жизни на этом этапе неминуемо, и человек скатывается к третьему и последнему этапу – безумству.

«Безумством» кончает человек зла. Это – полюс истребления души, когда в ней не остаётся ничего здорового, когда «омрачается несмысленное сердце» человека (Рим. 1, 21).

Епископ Григорий (Лебедев)

Слова Спасителя вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Пища скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А св. апостол Павел говорит: «Аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни». Внешним человеком он назвал тело, а внутренним – душу. Если, говорит, внешний наш человек, то есть тело, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения.

Преподобный Амвросий Оптинский

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга