ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

ВЫСОТА ЕМЕЦКОЙ КОЛОКОЛЬНИ

На родине Рубцова

Но моя родимая землица
Надо мной удерживает власть, –
Память возвращается, как птица,
В то гнездо, в котором родилась…

Так писал Николай Рубцов о своей малой родине... Давно я мечтал здесь побывать – в архангельском селе Емецк, где родился мой любимый поэт. И наконец-то иду по его улочкам. Видно, что благодарные емчане с любовью берегут память о земляке: вот памятник ему, вот улица его имени. Даже школа названа именем Рубцова, хотя поучиться в ней будущий поэт не успел – был ещё слишком маленьким, когда родители переехали сначала в Няндому, а затем в Вологду.

Ежегодно зимой, ближе к датам рождения (3 января) и смерти поэта (19 января), здесь проводятся Рубцовские чтения, на которые съезжаются школьники и любители поэзии не только с Поморья, но и со всей России. Читают стихи великого уроженца Емецка, поют песни, написанные на его простые и такие лиричные слова. На этих чтениях вручается премия Николая Рубцова, учреждённая комитетом по культуре администрации Архангельской области.

Но всё же я приехал в Емецк не просто «к Рубцову», а в русское село со своей историей, неотделимой от православия. И эта история словно поджидала... Как только зашёл в местный храм во имя преподобного Феодосия Сийского, сразу познакомился с замечательным краеведом и сельским библиотекарем Антониной Ивановной Трофимовой. До службы ещё было время, и прихожанка стала рассказывать мне об основных, так сказать, вехах истории Емецка.

– Хотя чего я вам рассказываю, – спохватилась библиотекарь, – вам бы с Татьяной Васильевной Мининой поговорить. Только не знаю, сможет ли она... Нынче в январе ей исполнится 95 лет. Человек очень заслуженный. Всю жизнь она проработала школьным учителем и много занималась с детьми краеведческой работой, писала в газеты о своих открытиях и находках, несколько книг выпустила: «Записки сельской учительницы», «Тихая моя родина», «Емчане», «Емецкая земля» и другие. До сих пор редактирует альманах наших писателей и поэтов «Родничок».

– А вы с ней сотрудничаете?

– Давно уж, я ведь её ученица. Помогала Татьяне Васильевне, когда она вместе со школьниками создавала наш краеведческий музей имени Николая Рубцова. Ездили мы в экспедиции, собирая сведения об интересных людях, храмах и монастырях, находили старинные вещи. Своим ученикам Татьяна Васильевна через эти занятия привила любовь к малой родине, сделала их настоящими людьми. Поначалу было трудно, музей не раз выгоняли из одного помещения в другое, пока наконец не выделили для него отдельное двухэтажное здание, а потом и вовсе сделали муниципальным с собственным штатом сотрудников. Сегодня многие гости Емецка своё знакомство с селом начинают с нашего музея – это у нас теперь главная достопримечательность.

– Памятник Рубцову также появился благодаря Татьяне Васильевне, – продолжает моя собеседница. – Она первой в Емецке начала собирать материалы о знаменитом уроженце села, организовала литературное объединение. Вместе с его участниками и школьниками выезжала на рубцовские мероприятия в Вологду. Там памятник поэту уже был, и Татьяна Васильевна решила, что и в Емецке надо поставить, ведь поэт сам сказал в одном из стихотворений: «Мне поставят памятник на селе...». Деньги собирали всем селом, но, к сожалению, они обесценились во время денежной реформы. Татьяна Васильевна много раз обращалась за помощью в администрацию района, ездила в Архангельск, и в конце концов средства выделили. На открытие памятника приезжали из Петербурга дочь Рубцова Елена и внучка Маша...

Православные скульпторы

Памятник Рубцову я уже видел. Как мне глянулось, получился он душевным, на лице поэта запечатлелась свойственная ему светлая грусть. Шея закутана в знаменитый рубцовский шарфик. Монумент создал архангельский скульптор Николай Овчинников, но все в Емецке считают соавтором и его супругу – тоже скульптора Надежду Капитоновну Шек. На открытии она сказала про замысел своего мужа: «Шарф символизирует сломанное крыло. Это напоминание о трагической судьбе поэта, о его жизни трудной, мучительной, особенно в ту эпоху, в которой он жил...» Емчане Николая и Надежду Овчинниковых называют земляками, поскольку большую часть своей жизни они проводили в деревне недалеко от Емецка, где была у них дача. Сейчас там живёт одна Надежда Капитоновна, потому что семь лет назад стала вдовой. После службы нас познакомили – оказалось, что она постоянная прихожанка этого храма.

Признаться, я не сразу понял, что передо мной... кореянка. Восточные черты Надежды Капитоновны как-то растворялись в той освящённости ликов, какая бывает у братьев и сестёр на церковной службе. Православный – значит русский. И только православный может понять русскую рубцовскую душу.

Вот что Надежда Капитоновна рассказала о себе:

– Дед мой эмигрировал из Кореи в Россию ещё в царское время, узнав, что здесь дают много земли. А моего отца Капитона Тимофеевича, уже крещённого в православие, в советское время репрессировали и с Дальнего Востока сослали в Среднюю Азию. Там я жила до поступления в институт. Поступила в Москву в художественный. После окончания Суриковского института в 80-м году переехала к мужу в Архангельск. Он коренной архангелогородец. Вместе мы пришли к Богу, вместе ходили в церковь. Десять лет назад обвенчались, и я поняла, что главный в семье – мужчина, так что все женские амбиции должны отойти в сторону. А сделать памятник Рубцову нас попросила Татьяна Васильевна Минина. Мы с мужем параллельно создавали каждый свой вариант, но я видела, как Николай дорожит этой работой, и в конечном итоге уступила ему. Николай много душевных и физических сил вложил в этот памятник, при обработке гранита наглотался каменной пыли и заболел. Перед смертью он исповедовался, соборовался. Очень хорошо, мирно отошёл ко Господу. Случилось это 12 апреля, сороковой день пришёлся на его 65-летие...

Чувствуется, какая безмерная печаль наполняет душу женщины, когда она вспоминает о муже. Работа над памятником их и сблизила, и разделила. Они вместе изучали биографию поэта, долгими вечерами читали его стихи. Для обоих Рубцов за это время стал родным. Надежда Капитоновна сделала три эскизных варианта скульптуры, вылепила их вначале в глине. Показывала любителям поэзии Рубцова – тем, кто знал поэта лично. Получала восторженные отзывы. Но не жалеет, что уступила работу Николаю Анатольевичу, который вложил в памятник всю жизнь, без остатка. Памятник нужно было сделать в кратчайшие сроки, к определённой дате, поэтому Николай Анатольевич круглые сутки пропадал в холодной мастерской – специально ему в Емецке выделили гараж жилкомхоза. Сперва он ездил туда из дома за семь километров на велосипеде. Потом его стали возить на машине, чтобы смог закончить к сроку. От огромной глыбы гранита требовалось отсечь всё лишнее. В этом ему помогала жена, но свой творческий замысел Овчинников воплотил сам.

– Работал очень много, – вздыхает супруга. – Всё лето и осень. До холодов нужно было успеть. И успел – на Казанскую памятник поставили.

...Я, как могу, пытаюсь сказать слова утешения: ведь теперь к этому памятнику идут люди. Имя Рубцова принесло Емецку всероссийскую известность, а памятник стал как бы лицом села.

По крупицам

В храме познакомился я и с председателем приходского совета Романом Петровым – довольно ещё молодым (32 года), крепким мужчиной. Оказалось, что он тоже краевед. С самого детства Роман увлёкся местной историей, много узнал о православии и ещё школьником стал ходить в открывшийся в 1999 году храм Феодосия Сийского. Под него было тогда выделено здание магазина хозтоваров, и вместе с другими прихожанами Роман помогал сийским монахам в его обустройстве. Затем он долгие годы добивался передачи старинного Богоявленского собора, а теперь руководит его восстановлением.

Во время богослужения Роман и за чтеца, и за певчего, и за алтарника. Бабушки-прихожанки о нём да ещё об игумене Варсонофии (Чугунове), настоятеле Антониево-Сийского подворья, к которому приписан храм, заботятся по-особенному: кормят, ухаживают – словно за собственными внуками.


Татьяна Николаевна Фенёва

Казначей Татьяна Николаевна Фенёва рассказывает, как они на протяжении многих лет вместе с о. Варсонофием и Романом колесили по окрестным деревням:

– Ох уж сколько мы поездили! Отец Варсонофий служил, Роман ему помогал, а я иконки и свечи продавала. Сколько лет здесь жила, а ни разу во многих деревнях не бывала. Роман все старинные храмы обследовал, обмеривал, фотографировал. Везде и про батюшек расспросит, которые раньше служили, и про историю. Он ведь у нас Свято-Тихоновский университет закончил, много всего знает. Собирал старинные иконы, потом сам реставрировал их, помещал в уцелевшие оклады и украшал ими храм. Когда Богоявленский собор нам передали, мы стали собирать деньги на его восстановление. Роман целыми сутками пропадал в нём, сам везде первый: и убирает, и по крыше лазит. Больше половины уже покрыли железом. В основном ему женщины помогают.

Разговоры затянулись, время приближалось уже к полуночи, но Роман согласился для нас с Надеждой Капитоновной провести экскурсию по собору, благо тот находится через дорогу от храма Феодосия Сийского.

– Когда появилось ваше село? – спрашиваю по пути.

– Точная дата неизвестна, – говорит Роман, – а первое письменное упоминание относится к 1137 году.

– То есть, получается, ваше село старше Москвы и вообще одно из самых древних селений не только в Архангельской области, но и в России?

– Получается, что так. Сколько тогда жителей было, мы пока не знаем. В ту пору здесь жили язычники, чудские племена. В XIII веке это была вотчина новгородский князей, но Емецкое поселение было столь значимым среди других, что в 1294 году его жители не побоялись убить сына новгородского посадника Луки, грабившего Заволочье. Летописи очень лаконичны, и вот по таким отдельным фактам приходится восстанавливать картину прошлого.

От пожара до пожара

– А Богоявленский собор когда построен? – спрашиваю Романа.


Роман Петров

– Через два года ему исполнится двести лет. Согласно записи в писцовой книге уже в 1513 году в Емецком была церковь во имя Богоявления Господня, в которой служил приходской священник Никита Ильин. И ещё были две приходские церкви для крестьян Зачачьевской волости: Никольская и Зосимо-Савватиевская. В то же самое время здесь действовали два монастыря – женский Иоанно-Предтеченский и мужской Покровский. Женский монастырь до 1616 года был приписан к Сийскому монастырю, а Покровский считался самостоятельным и довольно влиятельным. Он даже спорил за территории с Сийской обителью.

Но в Смутное время, чтобы защититься от польско-литовских захватчиков, на месте Иоанно-Предтеченского монастыря был построен острог. Как память об этих событиях в парке на берегу Емцы стоит старинная пушка. Её нашли совсем недавно, она была в земле. Монастырские здания в Смутное время разобрали, построили из них укрепления и крепостные стены, а монахинь переселили в Покровский монастырь, который находился в полуверсте от Ивановской обители. Иноков же Покровского монастыря перевели в Сийский монастырь. После этого Иоанно-Предтеченский монастырь не возобновлялся, а мужской Покровский был обращён в женский.

– Как долго он просуществовал?

– До 1760 года, когда полностью сгорел вместе с острогом и приходской Богоявленской церковью. После этого монахини были переведены в Холмогорский монастырь, а крестьяне, бывшие прихожанами Богоявленского храма, построили для себя новую деревянную церковь, которую и освятили во имя Богоявления Господня. Крестьяне же, приписанные к Покровскому монастырю, возвели ещё три церкви, но спустя 13 лет всё село опять сгорело вместе с храмами. И тогда была построена лишь одна деревянная церковь – во имя Богоявления Господня с Покровским приделом. Ну а потом рядом с ней заложили каменный двухэтажный храм – вот этот самый.

Строителем его был богатый емчанин Василий Иванович Перевозников. Возводили церковь шестнадцать лет. Но злоключения продолжали преследовать емчан. Только построили храм – и новый пожар, село снова выгорело вместе с деревянной церковью. Остался стоять только каменный. У него обгорели лишь деревянные купола и ставни на окнах. Хорошо ещё, что его не успели отделать внутри. К сожалению, в этих многочисленных пожарах сгорели и все документы: переписные книги, летописи, различные архивы, поэтому у нас так мало сведений о древнем Емецком поселении.

Примечательно, что в начале XIX века наш емецкий Богоявленский храм был самым большим зданием в Архангельской губернии, его колокольня поднималась на высоту 59,7 метра. Среди местного населения даже бытовала поговорка: «Передавай поклон с емецкую колокольню».

– Монастырские храмы восстановили?

– На месте сгоревшего Покровского монастыря было образовано приходское кладбище, и там на средства лесопромышленников Вальневых в 1888 году построили кладбищенскую церковь во имя Сошествия Святого Духа. Она очень пригодилась православным, когда советская власть закрыла Богоявленский собор. Но просуществовала тоже недолго. В 1930-е годы её отобрали у верующих, и в разное время в ней располагались столовая, больничная кухня, флюорография, процедурный и зубопротезный кабинеты. Хоть и без куполов, но само здание, к счастью, уцелело. Хорошо сохранились фрески, недавно их отреставрировали специалисты из Эрмитажа.

Подходим к Богоявленскому собору. Он и вправду поражает своими размерами. Удивляюсь:

– Это ж где народу столько взять, чтобы его заполнить?

– А раньше он не пустовал. Перед революцией к Емецкому приходу было приписано 27 деревень, прихожан насчитывалось более двух тысяч человек. Народу было... с емецкую колокольню!

Крест с голубем

Роман открывает большие деревянные ворота, которые держатся на внушительных кованых петлях. Ключ от замка – как от средневековой крепости. На полу песок, низкие закопчённые своды словно придавливают к земле.

– Когда храм закрыли, – продолжает Роман, – сразу же скинули купола с крестами, потом стали разбирать колокольню и барабаны у куполов. Колокольню полностью разобрали к 1938 году. В Покровском храме на втором этаже устроили клуб, а при нём кинотеатр «Ударник». На первом этаже разместили склады и магазины. В алтаре, например, находился торгсин, куда принимали в обмен на дефицитные товары и продукты изделия из драгоценных металлов. Ещё там располагался емецкий кооператив – старожилы вспоминают, что покупали в нём валенки. В 40-е годы в верхнем храме сделали общежитие работников лесосплава, для чего помещение разделили на три этажа – эти перекрытия мы ещё не разобрали. После, уже при Хрущёве, здание полностью перепрофилировали под хлебозавод, который размещался здесь 48 лет. В 2003 году завод перешёл в частные руки и, просуществовав несколько лет, закрылся. Одиннадцать лет мы добивались возвращения храма верующим, пока с помощью главы сельской администрации Валентина Викторовича Андреева не отвоевали. Помогло то, что у прежних хозяев не оказалось никаких документов на здание. С осени 2011-го занимаемся восстановлением.

– Что удалось сделать за это время?

– Пока больше мусор выгребаем, чем восстанавливаем. Здесь же было всё раскурочено, как после бомбёжки. Занимаемся консервацией храма, перекрываем кровлю. Третий год долбим бетон на первом этаже, который был залит на глубину до метра под тестомесительное оборудование. В прошлом году накануне Пасхальной службы вывезли девять больших телег с бетонными обломками.

В полумраке я брожу по храму. Перегороженный двумя рядами толстенных квадратных колонн, размерами он напоминает футбольное поле. Поражает и огромный алтарь. По шаткой деревянной лестнице поднимаемся на второй этаж, где находится Покровский храм. Это помещение более светлое и просторное, пол покрыт красивой керамической плиткой. Повсюду висят иконы и установлены подсвечники. В обоих храмах уже совершаются службы, миряне сами собираются в них на молитвы.

– Это знаменитая метлахская керамическая плитка из Франции, с изразцами, – показывает Роман на пол в храме. – Практически весь пол на втором этаже сохранился с этим покрытием. Обратите внимание, пол с уклоном – от алтаря он поднимается ко входу. Это чтобы прихожане, стоявшие далеко от Царских врат, могли видеть, как идёт служба. Такие вот пространства...

Стоим, прислушиваясь к храмовой тишине...

Ближе к алтарю в углу стоит большой деревянный крест.

– Поклонный? – спрашиваю у Романа.

– Да. В старину такие кресты обычно ставили на выходе из деревни, на полях, на источниках. В нашем Емецком приходе было шестнадцать таких крестов, и только один сохранился, хотя тоже пострадал в советское время: и рубили его, и костёр под ним разводили, одна перекладина обгорела.

– Необычно как... трость и копьё пересекаются, – разглядываю рисунок на кресте. – А вверху, на месте надписи «І.Н.Ц.І.», изображён Святой Дух в виде голубя.

Надежда Капитоновна также с большим интересом, в мельчайших подробностях изучает древнюю святыню. Она ведь скульптор, и через всё её творчество проходит тема Распятия Христова. Как раз сейчас она создаёт большой Голгофский крест. Также её заинтересовала уникальная лепнина на сводах. Всё-таки не всё смогли порушить в храме в годы безбожия.

Мы прошли по всем этажам, и под самым куполом Роман показал большое окно, прорубленное в несущей стене в те времена, когда здесь располагалось общежитие. Из-за этого по стене сверху вниз пошла большая трещина. Глядя на неё, Роман вспомнил:

– А ведь когда в 1806 году собор почти построили – стены уже до крыши были подняты, – вдруг обнаружилась трещина в кладке. Как думаете, чем её строители замазали? Да ничем. Все стены разобрали до основания, укрепили фундамент под столбами и за два года отстроили церковь снова. Предки на века строили. А как мы этим распорядились?

...Идём на ночлег, храм растворяется в ночи. Даст Бог, он будет восстановлен. Жаль только, что не зазвенит над селом емецкая колокольня, которой мерили земные молитвенные поклоны – до такой духовной высоты нам ещё расти и расти.

Евгений СУВОРОВ