СВЯТЫНИ ГЛАВНАЯ ИКОНА СИБИРИВ поисках пропавшего образа Скажешь про чудотворную Абалакскую икону Божией Матери – и всякий русский православный человек, а в особенности если он сибиряк, что-то о ней слыхал. По крайней мере, что она из Тобольска, самого старинного, если не сказать, древнего города Западной Сибири. Слава о ней гремела в своё время далеко за пределами Тобольской губернии. Но мало кто знает, что в начале XX века икона исчезла. Куда? При каких обстоятельствах? До сих пор никто не может дать точного ответа.
Эту загадку пытаются разгадать историки, не чуждые интереса ко всяким историческим тайнам, но прежде всего в этом заинтересованы православные люди – чтобы вернуть образ и снова начать использовать этот мощный источник Божественной благодати. По счастливому совпадению сегодняшний наш собеседник – одновременно представитель и первой, и второй групп. Надежда Ивановна Загороднюк – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории освоения Сибири Тобольской комплексной научной станции УрО РАН. С Надеждой Ивановной я встретился в её лаборатории, которая находится в самом центре Тобольска, в нагорной его части, в старинном деревянном доме-памятнике. В минуте ходьбы отсюда – Тобольский кремль, сейчас это музей-заповедник, в котором располагается и епархиальное управление. Храмы, колокольни, древние стены кремля – всё отреставрировано, купола сияют. Весь центр Тобольска прибран будто к празднику, при этом день-то обычный, будничный.
С высокого берега открывается живописнейший вид на подгорную часть: дома и пожелтевшие деревья сливаются в единое полотно, на котором выделяются очертания тобольских церквей, коих нынче немало. А дальше Иртыш, дивная река, по которой и дошли в XVI веке до этих краёв первые русские – удалые казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем. А в тридцати километрах от города, в селе Абалак, находится тихая обитель – Свято-Знаменский монастырь. Чтобы читателя не запутать, следует отметить, что в самом городе тоже был Знаменский монастырь, видимо, настолько здесь почитали Знаменскую – первоикону Абалакской. Н. И. Загороднюк рассказала мне об истории края, города. Но остановимся на теме чудотворной иконы. Обстоятельства исчезновения её – один из исследуемых Надеждой Ивановной вопросов. – Уже более 30 лет я занимаюсь темой репрессивной политики советского государства, – рассказывает Надежда Ивановна. – Когда-то мой дед, Георгиевский кавалер, бывший звонарь, потерялся в безбрежных просторах страны. Его судьба, судьбы других моих родственников – многие сюжеты из истории нашей семьи переплетены с историей Церкви. По папиной линии, кстати, моя родня жила в Верхнем Любаже Курской области. И я горжусь тем, что дядя мой был заведующим ожоговым отделением в больнице, где как раз начинал святитель Лука (Войно-Ясенецкий). – К Абалакской иконе интерес огромный, – продолжает моя собеседница. – Пресса, учёные, даже программа «Искатели» на «Культуре» выходили на эту тему. Копии иконы были распространены не только по всей Сибири, но и за её пределами. Списки нашлись и в Москве, и даже в Австралии – в одном из православных храмов недалеко от Сиднея. Журналисты много сделали, чтобы выявить среди копий оригинал. Порой и меня они приглашают в качестве эксперта. Результат моего скромного труда – несколько публикаций об истории Абалакской иконы и собственно о её поисках. Краткая суть моей версии – она не исчезла и не была никуда увезена. А если не уничтожена, то находится где-то в Тобольске... ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ
Абалакская икона, по сути, является списком известной новгородской иконы XII века «Знамение». Поэтому и празднование ей совершается 10 декабря (27 ноября ст. ст.). В основе сюжета явления образа – событие 1636 года, произошедшее с жительницей татарского села Абалак. Тогда вдовица Мария во сне услышала повеление построить на Абалакском погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя преподобной Марии Египетской и святителя Николая. В 1636-м началось строительство церкви, и протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем Mapтыновым была написана икона. Сказание об Абалакской иконе сохранилось в двух редакциях и дошло не менее чем в десяти списках. Древнейшая редакция написана в 1641 году на основании расспросных речей вдовицы Марии – в подлиннике она хранится в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Автором этой редакции предположительно был Савва Есипов, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской летописи. В середине 1640-х годов «Сказание» было продолжено записью чудес священником П. Стефановым; при епископе Корнилии текст был дополнен новыми чудесами. Новые факты чудес приводились и в XIX веке. Первое исцеление связано с моментом замысла самой иконы. Парализованный крестьянин Евфимий Кока дал твёрдое обещание найти иконописца, который бы мог написать икону Божией Матери «Знамение», и «того дня после полудня он начал владеть правой стороною своего тела». Случайность? В историографии первочуда закрепился другой сюжет – о прозрении девицы Анны во время крестного хода в деревне Шанталык. А. Сулоцкий обращает внимание не только на количество фактов чудодейственного исцеления – сотни и тысячи, но и на географию происходящего: к иконе шли со всех уголков губернии, с Урала, Сибири и Европейской части. Однако разногласия присутствуют во всём – от описания иконы до её таинственного исчезновения. К примеру, путаются даже в том, как в точности она выглядела. Одни описывают Абалакскую, другие – не подозревая, что в этих краях была ещё одна чудотворная икона, – Тобольскую (Казанскую) Божию Матерь. Уже в XVII веке появляются первые списки чудотворной иконы, и многие из них, в свою очередь, прославились исцелениями. Наиболее известны Семипалатинский, Боровской (Ишимский), Курганский списки. В Томске хранились два списка, один из них – рубежа XVII – XVIII веков. Иркутский список известен тем, что был подарен собору самим митрополитом Тобольским Иоанном (Максимовичем), прославленным затем в лике святых. И в Москве поклонялись Абалакской иконе. История столичного списка XVII – начала XVIII веков особо примечательна. Складень большого размера, с иконой Знамения Божией Матери на средней доске, а на створках – во весь рост святитель Николай и преподобная Мария Египетская, «хорошего старинного греческого письма и богато украшена». Она принадлежала семье Корнильевых – владельцам стекольной фабрики в селе Аремзянском Тобольской губернии. В то время, когда хозяином был Василий Дмитриевич Корнильев, живший в Москве, на месте управляли заводом Менделеевы, родители знаменитого химика: сначала его отец – Иван Павлович, назначенный позже директором Тобольской гимназии, а затем мать Мария Дмитриевна, приходившаяся Василию сестрой. Ей-то и досталась фамильная реликвия Корнильевых – Абалакская икона. В 1847 году после смерти Ивана Павловича Менделеева супруга и сын переезжают в Петербург, икону же отвозят Василию Дмитриевичу Корнильеву в Москву. После его смерти икона была передана в одну из часовен, а затем в женский Алексеевский монастырь. Так что чтимых образов иконы в России было немало. ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ Мы привыкли к тому, что иконы «хранятся», то есть пребывание их статично. Мы видим их в храмах, музеях, домашних собраниях. Трудно поверить, что естественная жизнь икон – движение. В первую очередь это крестные ходы, выносы по случаю особых событий, и не только празднеств, «встречи» икон, «посещения», «временный обмен» и прочее. Постоянное движение соответствовало христианской концепции мира, где всё происходящее – это цепочка чудес, а идти навстречу чуду – естественное стремление человека.
Первый крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери состоялся после известных событий 1665 года. Здесь имеется в виду случай, послуживший установлению обычая каждый год приносить икону из Абалака в Тобольск на две недели. Летом того года в Тобольске и во всех окрестностях его непрестанно шёл проливной дождь, от которого затапливались поля и всё вокруг. Гибли хлеб, овощи, трава, народ приходил в отчаяние. За помощью тогда решили обратиться к Царице Небесной: Тобольский архиепископ Корнилий велел принести из села Абалакского икону Богородицы, что и было сделано. По окончании молебна на площади икону внесли в собор, после чего начали служить литургию. Служба ещё не кончилась, когда тучи стали исчезать, и многодневное бедствие прекратилось. На следующий год в память о прекращении дождей по молитвам перед иконой тем же архиепископом был учреждён ежегодный крестный ход из села Абалакского в Тобольск. Это событие совпадало с днём празднования чудотворной Тобольской (Казанской) иконы Божией Матери (21 июля). К тому же это была «встреча» икон, от которой страждущие ожидали чуда вдвойне. С тех пор у Абалакской иконы появился ещё один знаменательный день. Из источников узнаём, что была попытка запретить крестные ходы. Тот же Корнилий как-то разгневался на прихожан: в дни крестного хода его в Москве назначали митрополитом. По приезде митрополиту доложили, что прихожане неблагоговейно встретили чудотворную икону (это оказалось наветом). Архиепископ Корнилий, поверив клеветникам, а не прихожанам, на следующий год запретил выносить икону из монастыря. За что и был наказан – занемог. Хворал он до самого времени очередного крестного хода – только после снятия запрета и принесения иконы в город недуг его прошёл. С тех пор на протяжении 300 лет традиция выноса иконы из монастыря и крестного хода в Тобольск и обратно закрепилась в жизни иконы, монастыря и Православной Церкви в Сибири. История крестных ходов также необходима для разгадки тайны исчезновения иконы. Для поиска её важен факт самого выноса, а также случаи нарушения сроков выноса и возвращения иконы. При этом следует учитывать, что такие «вольности» в дореволюционный период проходили с разрешения Синода. В годы Гражданской войны и последующее десятилетие выносы иконы совершались по нескольку раз в год. ВОЙНА ВСЁ СПИШЕТ – Понятно, что любая война, особенно гражданская, – это чёрное пятно в исторической памяти, связанное с гибелью соотечественников и подобными ужасными вещами, в том числе с исчезновением святынь, – продолжает Надежда Ивановна. – В рассказах о святынях Русской Церкви пестрит такая формулировка: «исчезла (разрушена, уничтожена) в годы Гражданской войны». И всё же тут правильнее действовать по принципу «Доверяй, но проверяй». И я решила сначала разобраться в документах. С Москвой у Тобольска связи были тесные, и множество икон в конечном итоге оказывались в столице, о чём свидетельствуют акты и пресса. С другой стороны, в начале XX века местной монахиней был написан список с чудотворной иконы. Эта икона стала выносной, оригинал же, возможно, не покидал стен Знаменского храма. Все версии пропажи чудотворного образа, за исключением одной, относятся к событиям Гражданской войны. В публикациях называют конкретные даты и конкретных участников. Попробуем разобраться. Во всей истории пропажи иконы есть несколько моментов, которые требуют особого внимания. Во-первых, отсутствуют документы о пропаже реликвии. Молчат газеты. А ведь такое событие не должно было остаться незамеченным. Ни до, ни после 1917 года в прессе – ни слова. И архивы молчат. Обратимся к документам Гражданской войны. Каждый из сюжетов, приведённых ниже, заслуживает внимания, так как вписывается в цепочку версий и выпадает, уводит в сторону. 1917 год. Во главе губернии с марта – Комитет общественного спокойствия. Крестный ход состоялся как обычно. Местные власти были озадачены сохранением порядка во время массового шествия. Накануне, 6 июля, уездный комиссар обращался к председателю Тобольского окружного суда с предложением командировать мирового судью в уезд: «В пятницу, 7 сего июля в селе Ивановском будет большое скопление публики по поводу приноса Абалакской иконы Божией Матери. При таком скоплении публики будут и пьяные. Мера воздействия на них может послужить хорошим уроком для других». С августа 1917 года в городе Тобольске находится семья Романовых. В литературе чаще всего можно прочитать, что семья Романовых бывала в Абалакском монастыре и молилась у чудотворной иконы, что маловероятно. Скорее, икону приносили в город. Из периодической печати того времени узнаём, что к Рождеству в Благовещенскую церковь, которую посещала Семья, по инициативе диакона о. Александра Евдокимова и священника Алексея Васильева была привезена Абалакская икона. Во время богослужения произошло событие, повлекшее за собой судебное разбирательство: диакон титуловал бывших царя и царицу «их величествами», а детей – «высочествами». На общем собрании отряда особого назначения было принято решение об аресте священников и возбуждении дела. Касательно же иконы в этом сюжете важно то, что епископ Тобольский и Сибирский Ермоген во время разбирательства дал следующее объяснение: «Святая чудотворная Абалакская икона взята на несколько недель, не более трёх, исключительно ради некоторых болящих и опять-таки без всякой партийно-политической цели. Пример привоза этой святыни зимою был прежде неоднократно. Теперь святую икону вскоре отвезут обратно в Абалак. Я желаю лишь отслужить перед нею молебен или просто приложиться к ней; доселе же не имел свободного времени…» По общеизвестной версии, в 1919 году, опасаясь за чудотворную икону Абалакской Божией Матери, епископ Мефодий с адмиралом А. В. Колчаком увозят её на теплоходе из Тобольска в Омск, а далее через Дальний Восток в Шанхай. Тогда о какой иконе идёт речь в 1920-е годы? Последующие события, подкреплённые документально, позволяют утверждать, что в 1919 году икона оставалась в монастыре. В 1919-м, в связи со стремительным наступлением Красной Армии и угрозой очередной смены власти, решено было по какой-то причине перенести вынос иконы из Тобольска на более поздний срок, 15 августа. В конце августа город опустел. Эвакуированы были губернские учреждения, учебные заведения, церковные ценности Софийско-Успенского собора. Ризницы были частично вывезены за пределы города, часть, в том числе мощи Иоанна Тобольского, спрятаны в подвалах Покровского собора. Этот факт является серьёзным аргументом к тому, чтобы искать икону в городе. Один из вариантов – в тайниках Знаменского монастыря города Тобольска, находившегося в подгорной части города, на территории которого были духовная семинария и резиденция архиепископов. Стены его строений имеют в некоторых местах специально оборудованные под тайники ниши. Однако периодическая печать и документы говорят нам об иконе и после этих событий. В период крестьянского восстания, в феврале 1921 года, икона была внесена в город. О событиях того времени читаем в газете повстанцев «Голос народной армии»: «В воскресенье 27 февраля состоялось в соборе торжественное молебствование по случаю освобождения города Тобольска от коммунистов. После молебствования был совершён крестный ход в подгорную часть города. Перед штабом народной армии был отслужен краткий молебен, и архиепископом Николаем была вручена штабу икона "Знамение Божией Матери"». А уже в номере за 5 марта читаем: «На первом заседании крестьянско-городского правительства А. Е. Коряков передаёт новому Совету икону Абалакской Божией Матери, поднесённую им местным архиепископом». В апреле, за несколько дней до занятия города частями Красной Армии, вновь состоялся внос иконы в Тобольск. То есть в годы Гражданской войны чудотворная икона стала неотъемлемым атрибутом политических манипуляций. Факты дарения иконы политическим лидерам подводит к мысли, что подносились копии, списки иконы. ОБНОВЛЕНЧЕСКАЯ ИЛИ «ТИХОНОВСКАЯ»? После Гражданской войны Абалакский монастырь не принял обновленческую политику, стал оплотом «тихоновского» движения Церкви. Ликвидация Абалакского монастыря проходила на протяжении нескольких лет, причём для этого власти прибегли к методу целенаправленной травли, компрометации, организовав несколько показательных процессов. В 1922 году монастырь был разграблен. Сбор ценностей для нужд советской экономики бойкотировался насельниками монастыря. Вероятно, именно тогда монастырские иконы, в том числе чудотворная, лишились дорогих окладов. Но совершение крестных ходов продолжалось. В 1923 году против монастырской братии было выдвинуто обвинение в сокрытии ценностей и антисоветской агитации. На полтора года был осуждён настоятель Абалакского Знаменского монастыря архимандрит Аркадий (Гусев), а 19 августа 1924 года монастырь был закрыт. В 1925-м против монахов были сфабрикованы уголовные дела, закончившие обвинительными приговорами. В эти сложные годы крестные ходы проводились уже с согласия окружных властей. О крестном ходе 1924 года читаем в сводках ОГПУ: «Под влиянием конфронтации двух течений крестный ход двигался по правой стороне улицы. Сторонников обновленцев практически не было: в дер. Анисимовой в крестном ходе участвовало только 4 чел.». В сентябре 1924-го начальник административного отдела докладывал в районный отдел милиции: «Ввиду окончательной ликвидации Абалакского монастыря заключённый с Абалакской религиозной общиной на монастырь и религиозное имущество договор считается расторгнутым…» В акте поверки имущества значилось, что всё имущество в целости, «пожертвований и поступлений не оказалось». В 1925 году Знаменский храм монастыря вместе со святыней, хранившейся в ней, был передан обновленческой общине. Надежда Ивановна приводит выдержки из сводок ОГПУ: «19 июля 1925 года начался праздник выноса Абалакской иконы Божией Матери. На пути следования икона не была пущена в селе Преображенском и в Ивановском монастыре. Абалакскую икону тихоновские попы… называют коммунисткой и что благодати в ней не будет до тех пор, пока она не будет возвращена им обратно. В Тобольске также икона не была принята в церкви тихоновцев. Те в свою очередь носили по городу Почаевскую Богородицу. Этот раскол повлиял на массу верующих… Адмотделом были поставлены усиленные наряды милиции (опасались столкновения), но шествие прошло спокойно…» СОГЛАСНО ОПИСИ... Передел церковного имущества в те годы оформлялся через административный отдел. К договору о передаче помещений и церковного имущества прилагались описи. Перечень церковного имущества составлялся небрежно, делал его человек, либо далёкий от церковной культуры, либо явно желавший скрыть информацию. В описи 1925 года обозначено: в иконостасе имеется «по левую сторону Царских врат икона Знамения Абалакской Богоматери», в Никольском и Мариинском приделах – по иконе. В следующем году, 1926-м, опись составлялась подробнее, уже с указанием стоимости имущества. «Икона Абалакской Богоматери в ризе металлической под золотом» была оценена в 140 рублей. Для сравнения: иконостас оценивался в 40 рублей, Царские врата – в 5 рублей. 14 икон в иконостасе «простых» – в 35 руб. В том же году обновленческой общине были переданы Троицкий и Вознесенский храмы Абалакского монастыря. В Троицком находилась икона-наместница Абалакской чудотворной. Уже в 1928 году, в августе, вновь было описано имущество монастыря. Председатель Абалакского сельского совета в записке, прилагаемой к описи, писал, что в новой описи отражены изменения, связанные с тем, что прежде при проверке и передаче храмов «мало было уделено внимания на иконы, а именно – висели иконы на стенах храма, ризы были закоптевшие, их записали медными, но при настоящей поверке они оказались серебряными, когда увидели на них пробу…». Новая опись отличалась от предыдущих уже подробным описанием внешнего вида икон с указанием местонахождения, сохранилось несколько экземпляров описи. Н. И. Загороднюк предполагает, что акты эти были составлены священником-специалистом обновленческой общины. В этой описи вновь зафиксирована чудотворная икона: «Абалакская чудотворная икона Божией Матери в металлической вызолоченной ризе, с жемчугом на челе, шее и запястьях и золотым крестиком на ленточке. Левая сторона обита бархатом, с надписью по нему: «Пресвятая Богородица, спаси нас». – Может быть, кому-то процитированные документы покажутся несостоятельными, но в подлинности описей сомнений нет. Я уверена, что описаны были и чудотворная Абалакская, и основной её список, икона-наместница, – уверена Надежда Ивановна. То есть до конца 20-х годов икона находилась в монастыре. Что же касается исчезновения иконы уже в 30-е годы, это могло произойти во время ликвидации монастыря либо во время чекистской операции по поиску царских вещей. Думается, что есть смысл тщательнее посмотреть запасники Тобольского музея-заповедника. Возможно, именно в них она и затерялась. Константин МАЙБУРОВ | ||||